Категория:Школьный музей
<xyrenderedwith> Graphviz - Graph Visualization Software, 2024-11-21 23:36:07.
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Категория:Образование]] | [[Категория:Образование]] | ||
+ | «ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО ПРИХОДА СЕЛА РЕЧИЦА Ливенского | ||
+ | Россия сегодня переживает духовное возрождение. По-новому происходит оценка исторического и культурного наследия, возрождаются ранее забытые имена и исторические события. В последние годы в России и на Орловщине многое сделано для возрождения православия: восстанавливаются древние и строятся новые храмы и монастыри, развивается просветительская деятельность Церкви, растёт её авторитет и влияние в общественных делах. Вместе с тем нам многое ещё предстоит сделать для нравственного оздоровления общества. История местного церковного прихода очень важна для продолжения нравственных традиций будущими поколениями. Так возникла необходимость в описании духовных традиций в селе Речица. К сожалению, поставленную задачу осложняло то обстоятельство, что здание было полностью разрушено, людей живших в те времена, когда приход полноценно работал, осталось очень мало. Делились воспоминаниями люди, которые от своих родителей получали информацию о церкви. За более точной информацией пришлось обратиться в Ливенский краеведческий музей и Орловский областной архив. | ||
+ | В «разборной ведомости церквей и приходов Ливенского духовного правления» составленной в 1749 году, уже упоминается о деревянной церкви в селе Речица. А в промежутке с 1787 по 1794 год в селе Речица вместо сгоревшей деревянной церкви во имя Святого Николая Чудотворца была построена каменная церковь во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. В 1795 году в причте Тихвинской церкви села Речица состояли: священник Скуридин Семён Дмитриевич 73 лет, его сыновья - дьякон Никита Семёнович Скуридин 43 лет и дьячок Артём Семёнович Скуридин 41 года, а также пономарь Филиппов Дементий Иванович 44 лет. В 1799 году священник С. Д. Скуридин умер, и в 1800 году в Тихвинскую церковь был назначен священник Фушавицкий Николай Артёмович, который до этого был иподьяконом в Преображенском соборе г. Севека. В 1808 году умер пономарь Д. И. Филиппов, на его место в том же году назначен пономарь Александр Иванович Лукин, который до этого был пономарём в церкви села Красное (Скорятино) Малоархангельского уезда. В 1815 году в Тихвинской церкви села Речица значились священники Н. А. Фушавицкий 40 лет, дьякон Н. С. Скуридин 63 лет, дьячок А. С. Скуридин 61 года, пономарь А. И. Лукин 25 лет. | ||
+ | В 1899 году в селе Тихвинская Речица была открыта школа грамоты в наёмном помещении. Заведующим и законоучителем, то есть преподавателем Закона Божьего, являлся священник местной церкви Василий Алексеевич Архипов, учителем крестьянин Андрей Гончаров, окончивший начальную школу и не имевший звания учителя. | ||
+ | На 1 января 1902 года в школе грамоты обучалось 4 мальчика и 26 девочек. На 1909 год в Ливенском уезде значатся: 1 второклассная школа в селе Здоровец и 81 одноклассная церковно-приходская школа, в том числе Тихвинская Речица. Таким образом, бывшая школа грамоты в селе Тихвинская Речица к 1909 году была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу. На 1 января 1909 года в школе обучались 45 мальчиков и 15 девочек. Заведующим и законоучителем являлся тот же священник. Вместо крестьянина Гончарова значится учительница Успенская Любовь Владимировна, имевшая звание учителя начальных училищ. До открытия в 1899 году школы грамоты в селе Тихвинская Речица дети ходили в близлежащую деревню Безодное в школу грамоты, существовавшую с 1893 года под руководством священника Тихвинской церкви В. А. Архипова. А с 1906 года открылась ещё школа грамоты в Речицких выселках, которой также заведовал священник В. А. Архипов. | ||
+ | На 1903 год в состав прихода Тихвинской церкви села Речица Ливенского уезда входили деревни: Безодное, Речицкие выселки, Космаковка, Шебановка, Калиновка. Всех прихожан насчитывалось 1728 мужчин и 1771 женщина. В селе Речица находились две школы грамоты (в одной 30 учащихся, в другой 40 учащихся) и земская школа. Количество церковной земли составляло 72 десятины. Таким образом, церковь привнесла много нового в духовную жизнь села и края. Именно здесь можно было черпать силы для нравственного совершенствования в изучении основ духовной и народной культуры. Влияние христианства на народную культуру неоспоримо, но не менее очевидным является обратный процесс – воздействие народной культуры на христианство. Это отразилось в проведении обрядов (свадьба, крестины, похороны). | ||
+ | После завершения гражданской войны в Советской России наступил трудный период восстановления, ведь было разрушено всё. Уровень производства сельскохозяйственной продукции был на треть ниже, чем до войны. Крестьянство, обязанное сдавать хлеб государству, пребывало в полной нищете. Партия большевиков стремилась укрепить свою монополию на политическую власть. | ||
+ | Соперником в идеологическом влиянии на массы партия большевиков сочла и Русскую православную церковь, хотя в годы гражданской войны большинство её руководителей не принимали активного участия в борьбе с советской властью. В 1922 году было принято решение о конфискации церковных ценностей, вызвавшее протесты верующих и многих священников. В ответ начались судебные процессы. Церковные иерархи были обвинены в контрреволюционной деятельности, многие из них приговорены к смертной казни и заключению. Арестовали Патриарха Тихона. Возрастающее внимание большевики стали уделять антирелигиозной пропаганде. Не обошёл этот процесс и наше село. В 1922 году произошёл частичный отбор церковной утвари в Речицкой церкви и её закрытие. | ||
+ | В 1924 году 28 июня в административном отделе губисполкома был заключён договор с православной общиной села Речица Ливенского уезда о передаче ей Тихвинской церкви, с этого времени церковь значится действующей. На 1 января 1927 года в церкви насчитывалось 4000 верующих прихожан, вероятно с прихожанами ближайших деревень. | ||
+ | Революция, гражданская война и изменение облика общества оказали огромное влияние на его духовную жизнь. Часть людей с восторгом приняла революцию. Большую популярность у них приобрела идея, что в новых условиях необходимо создать новую, пролетарскую культуру, порывающую с традициями прошлого. Так по постановлению Организационного комитета ВЦИК по Орловской области №649 от 27 февраля 1938 года церковь в селе Речица Ливенского уезда была закрыта. Закрытие церкви произведено в связи с тем, что преобладающее большинство взрослого населения Речицкого сельсовета выступило за закрытие церкви. Этим же постановлением Ливенскому райисполкому разрешено использовать здание под школу. | ||
+ | Вскоре наше Отечество настигло новое испытание – Вторая мировая война, которая была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. В 1943 году жители нашего села вернулись из эвакуации. Сразу же возобновила работу школа, в которой обучалось 570 учащихся. В соответствии с решением облисполкома №1833/43 от 29 сентября 1947 года в селе Речица Ливенского района образована Речицкая МТС. На баланс МТС передана Тихвинская церковь. На строительство МТС брали кирпич с разрушенной церкви. Для русского православия наступил период забвения. | ||
+ | Положение начало меняться в конце 1990-х годов. Постепенно увеличивались средства, выделяемые на развитие культуры. Русская православная церковь во все времена играла большую роль в развитии многонациональной отечественной культуры и её гуманистических традиций. Многие десятилетия жители села, опустевшего без церкви, отмечали свой престольный праздник почти тайно, сожалея об исчезнувшей святыне. Предстояло жителям села Речица возродить храм Тихвинской иконы Божией Матери, который был разрушен до основания. Сельский сход постановил: церковь надо в селе возродить и каждому жителю села внести свою лепту в строительство храма. Большую роль в возрождении храма сыграл председатель колхоза «Путь к коммунизму» Афонин Николай Семенович, который заложил первый камень в основание строящейся церкви. Его преемник, Шалимов Дмитрий Дмитриевич, руководитель хозяйства «ТВ Речица», образованного вместо колхоза, продолжает создавать благоприятные условия для возрождения православной культуры и православных традиций на селе. Сейчас на месте разрушенного храма возведен новый храм, во многом повторяющий облик прежнего. Уже завершены наружные работы, осталось выполнить внутреннюю отделку. Строительство ведётся за счёт сельскохозяйственного предприятия ТВ «Речица» и пожертвований прихожан. Настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери отец Виктор, не дожидаясь окончания строительства, проводит службы, совершает все церковные обряды в небольшом помещении при храме. И люди приходят в нашу церковь не только из нашего села, но и из соседних сел, и даже из городов Ливны и Орел. Это происходит возможно и потому, что это место – намоленное нашими предками, обладает чудодейственной и живительной силой. | ||
+ | В нашем селе не осталось человека, который бы не внёс посильный вклад в строительство храма. Учащиеся нашей школы навещали старейших жителей села, которые были очевидцами разрушения храма и сумели спрятать и сберечь церковную утварь. Теперь их дети и внуки возвращают её настоятелю храма. По крупицам собирается наше духовное наследие. При просмотре документов, фотографий, иллюстраций мы как - бы возвращаемся в прошлое. Документы из Орловского областного архива помогли конкретизировать уже имевшиеся сведения и помогли по-новому осмыслить исторические события в нашем селе. | ||
+ | В настоящее время Речицкая школа тесно сотрудничает с настоятелем храма о. Виктором. Он является частым гостем в нашей школе. Торжественные линейки по случаю окончания школы и начала учебного года не обходятся без благословления настоятеля храма, а митинги - без панихиды по убиенным воинам. Проводит беседы о. Виктор и на классных часах о мире православного человека, духовном наследии. О. Виктор играет огромную роль и своим примером вдохновляет православных, укрепляет в них веру, облагораживает их нравы и отдает всю свою жизнь на служение высоким идеалам. Помогает в проведении православных праздников в школе: «Троица», «Пасха», «Рождество» и организует экскурсии в церкви и монастыри. | ||
+ | Учащиеся школы посещают храм во время богослужений, а также убирают территорию вокруг храма, чистят святой источник. | ||
+ | На душе становится легко и спокойно оттого, что мы сможем передать другим поколениям нашу богатейшую культуру, традиции, обряды, праздники; сохраним атмосферу, в которой жили, трудились и умирали наши предки. И заветом этого выступает Речицкая церковь Тихвинской Божией Матери, которая, как солнечный луч, в продолжении тысячелетий одинаково загорается в душе молящегося и способна облагораживать юные сердца, вызывать их добрые чувства, развивать в них любовь к людям, уважение к труду. | ||
+ | 5. Список литературы: | ||
+ | 1. Коринфский А.А. «Народная Русь», М., 1995г. | ||
+ | 2. Коренев Г.В. Энциклопедический словарь. М., 1983 | ||
+ | 3. Токарев С.С. Религиозные верования восточно – славянских народов., М., 1957 г. | ||
+ | 4. Латышина Д.И. Родная история – живая Русь. М., 1997 г. | ||
+ | 5. Рыжкин Г.В. Ливенское краеведение, Орел, 2005 | ||
+ | 6. Чапкевич Е.И. «История Орловского края», Орел, 2004 | ||
+ | 7. Документы Орловского областного архива, 2006 г. | ||
+ | 8. Газетные и журнальные публикации Ливенского района и Орловской области. |
Версия 09:23, 21 июня 2008
«ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО ПРИХОДА СЕЛА РЕЧИЦА Ливенского Россия сегодня переживает духовное возрождение. По-новому происходит оценка исторического и культурного наследия, возрождаются ранее забытые имена и исторические события. В последние годы в России и на Орловщине многое сделано для возрождения православия: восстанавливаются древние и строятся новые храмы и монастыри, развивается просветительская деятельность Церкви, растёт её авторитет и влияние в общественных делах. Вместе с тем нам многое ещё предстоит сделать для нравственного оздоровления общества. История местного церковного прихода очень важна для продолжения нравственных традиций будущими поколениями. Так возникла необходимость в описании духовных традиций в селе Речица. К сожалению, поставленную задачу осложняло то обстоятельство, что здание было полностью разрушено, людей живших в те времена, когда приход полноценно работал, осталось очень мало. Делились воспоминаниями люди, которые от своих родителей получали информацию о церкви. За более точной информацией пришлось обратиться в Ливенский краеведческий музей и Орловский областной архив.
В «разборной ведомости церквей и приходов Ливенского духовного правления» составленной в 1749 году, уже упоминается о деревянной церкви в селе Речица. А в промежутке с 1787 по 1794 год в селе Речица вместо сгоревшей деревянной церкви во имя Святого Николая Чудотворца была построена каменная церковь во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. В 1795 году в причте Тихвинской церкви села Речица состояли: священник Скуридин Семён Дмитриевич 73 лет, его сыновья - дьякон Никита Семёнович Скуридин 43 лет и дьячок Артём Семёнович Скуридин 41 года, а также пономарь Филиппов Дементий Иванович 44 лет. В 1799 году священник С. Д. Скуридин умер, и в 1800 году в Тихвинскую церковь был назначен священник Фушавицкий Николай Артёмович, который до этого был иподьяконом в Преображенском соборе г. Севека. В 1808 году умер пономарь Д. И. Филиппов, на его место в том же году назначен пономарь Александр Иванович Лукин, который до этого был пономарём в церкви села Красное (Скорятино) Малоархангельского уезда. В 1815 году в Тихвинской церкви села Речица значились священники Н. А. Фушавицкий 40 лет, дьякон Н. С. Скуридин 63 лет, дьячок А. С. Скуридин 61 года, пономарь А. И. Лукин 25 лет. В 1899 году в селе Тихвинская Речица была открыта школа грамоты в наёмном помещении. Заведующим и законоучителем, то есть преподавателем Закона Божьего, являлся священник местной церкви Василий Алексеевич Архипов, учителем крестьянин Андрей Гончаров, окончивший начальную школу и не имевший звания учителя. На 1 января 1902 года в школе грамоты обучалось 4 мальчика и 26 девочек. На 1909 год в Ливенском уезде значатся: 1 второклассная школа в селе Здоровец и 81 одноклассная церковно-приходская школа, в том числе Тихвинская Речица. Таким образом, бывшая школа грамоты в селе Тихвинская Речица к 1909 году была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу. На 1 января 1909 года в школе обучались 45 мальчиков и 15 девочек. Заведующим и законоучителем являлся тот же священник. Вместо крестьянина Гончарова значится учительница Успенская Любовь Владимировна, имевшая звание учителя начальных училищ. До открытия в 1899 году школы грамоты в селе Тихвинская Речица дети ходили в близлежащую деревню Безодное в школу грамоты, существовавшую с 1893 года под руководством священника Тихвинской церкви В. А. Архипова. А с 1906 года открылась ещё школа грамоты в Речицких выселках, которой также заведовал священник В. А. Архипов. На 1903 год в состав прихода Тихвинской церкви села Речица Ливенского уезда входили деревни: Безодное, Речицкие выселки, Космаковка, Шебановка, Калиновка. Всех прихожан насчитывалось 1728 мужчин и 1771 женщина. В селе Речица находились две школы грамоты (в одной 30 учащихся, в другой 40 учащихся) и земская школа. Количество церковной земли составляло 72 десятины. Таким образом, церковь привнесла много нового в духовную жизнь села и края. Именно здесь можно было черпать силы для нравственного совершенствования в изучении основ духовной и народной культуры. Влияние христианства на народную культуру неоспоримо, но не менее очевидным является обратный процесс – воздействие народной культуры на христианство. Это отразилось в проведении обрядов (свадьба, крестины, похороны). После завершения гражданской войны в Советской России наступил трудный период восстановления, ведь было разрушено всё. Уровень производства сельскохозяйственной продукции был на треть ниже, чем до войны. Крестьянство, обязанное сдавать хлеб государству, пребывало в полной нищете. Партия большевиков стремилась укрепить свою монополию на политическую власть. Соперником в идеологическом влиянии на массы партия большевиков сочла и Русскую православную церковь, хотя в годы гражданской войны большинство её руководителей не принимали активного участия в борьбе с советской властью. В 1922 году было принято решение о конфискации церковных ценностей, вызвавшее протесты верующих и многих священников. В ответ начались судебные процессы. Церковные иерархи были обвинены в контрреволюционной деятельности, многие из них приговорены к смертной казни и заключению. Арестовали Патриарха Тихона. Возрастающее внимание большевики стали уделять антирелигиозной пропаганде. Не обошёл этот процесс и наше село. В 1922 году произошёл частичный отбор церковной утвари в Речицкой церкви и её закрытие. В 1924 году 28 июня в административном отделе губисполкома был заключён договор с православной общиной села Речица Ливенского уезда о передаче ей Тихвинской церкви, с этого времени церковь значится действующей. На 1 января 1927 года в церкви насчитывалось 4000 верующих прихожан, вероятно с прихожанами ближайших деревень. Революция, гражданская война и изменение облика общества оказали огромное влияние на его духовную жизнь. Часть людей с восторгом приняла революцию. Большую популярность у них приобрела идея, что в новых условиях необходимо создать новую, пролетарскую культуру, порывающую с традициями прошлого. Так по постановлению Организационного комитета ВЦИК по Орловской области №649 от 27 февраля 1938 года церковь в селе Речица Ливенского уезда была закрыта. Закрытие церкви произведено в связи с тем, что преобладающее большинство взрослого населения Речицкого сельсовета выступило за закрытие церкви. Этим же постановлением Ливенскому райисполкому разрешено использовать здание под школу. Вскоре наше Отечество настигло новое испытание – Вторая мировая война, которая была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. В 1943 году жители нашего села вернулись из эвакуации. Сразу же возобновила работу школа, в которой обучалось 570 учащихся. В соответствии с решением облисполкома №1833/43 от 29 сентября 1947 года в селе Речица Ливенского района образована Речицкая МТС. На баланс МТС передана Тихвинская церковь. На строительство МТС брали кирпич с разрушенной церкви. Для русского православия наступил период забвения.
Положение начало меняться в конце 1990-х годов. Постепенно увеличивались средства, выделяемые на развитие культуры. Русская православная церковь во все времена играла большую роль в развитии многонациональной отечественной культуры и её гуманистических традиций. Многие десятилетия жители села, опустевшего без церкви, отмечали свой престольный праздник почти тайно, сожалея об исчезнувшей святыне. Предстояло жителям села Речица возродить храм Тихвинской иконы Божией Матери, который был разрушен до основания. Сельский сход постановил: церковь надо в селе возродить и каждому жителю села внести свою лепту в строительство храма. Большую роль в возрождении храма сыграл председатель колхоза «Путь к коммунизму» Афонин Николай Семенович, который заложил первый камень в основание строящейся церкви. Его преемник, Шалимов Дмитрий Дмитриевич, руководитель хозяйства «ТВ Речица», образованного вместо колхоза, продолжает создавать благоприятные условия для возрождения православной культуры и православных традиций на селе. Сейчас на месте разрушенного храма возведен новый храм, во многом повторяющий облик прежнего. Уже завершены наружные работы, осталось выполнить внутреннюю отделку. Строительство ведётся за счёт сельскохозяйственного предприятия ТВ «Речица» и пожертвований прихожан. Настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери отец Виктор, не дожидаясь окончания строительства, проводит службы, совершает все церковные обряды в небольшом помещении при храме. И люди приходят в нашу церковь не только из нашего села, но и из соседних сел, и даже из городов Ливны и Орел. Это происходит возможно и потому, что это место – намоленное нашими предками, обладает чудодейственной и живительной силой.
В нашем селе не осталось человека, который бы не внёс посильный вклад в строительство храма. Учащиеся нашей школы навещали старейших жителей села, которые были очевидцами разрушения храма и сумели спрятать и сберечь церковную утварь. Теперь их дети и внуки возвращают её настоятелю храма. По крупицам собирается наше духовное наследие. При просмотре документов, фотографий, иллюстраций мы как - бы возвращаемся в прошлое. Документы из Орловского областного архива помогли конкретизировать уже имевшиеся сведения и помогли по-новому осмыслить исторические события в нашем селе. В настоящее время Речицкая школа тесно сотрудничает с настоятелем храма о. Виктором. Он является частым гостем в нашей школе. Торжественные линейки по случаю окончания школы и начала учебного года не обходятся без благословления настоятеля храма, а митинги - без панихиды по убиенным воинам. Проводит беседы о. Виктор и на классных часах о мире православного человека, духовном наследии. О. Виктор играет огромную роль и своим примером вдохновляет православных, укрепляет в них веру, облагораживает их нравы и отдает всю свою жизнь на служение высоким идеалам. Помогает в проведении православных праздников в школе: «Троица», «Пасха», «Рождество» и организует экскурсии в церкви и монастыри. Учащиеся школы посещают храм во время богослужений, а также убирают территорию вокруг храма, чистят святой источник. На душе становится легко и спокойно оттого, что мы сможем передать другим поколениям нашу богатейшую культуру, традиции, обряды, праздники; сохраним атмосферу, в которой жили, трудились и умирали наши предки. И заветом этого выступает Речицкая церковь Тихвинской Божией Матери, которая, как солнечный луч, в продолжении тысячелетий одинаково загорается в душе молящегося и способна облагораживать юные сердца, вызывать их добрые чувства, развивать в них любовь к людям, уважение к труду.
5. Список литературы: 1. Коринфский А.А. «Народная Русь», М., 1995г. 2. Коренев Г.В. Энциклопедический словарь. М., 1983 3. Токарев С.С. Религиозные верования восточно – славянских народов., М., 1957 г. 4. Латышина Д.И. Родная история – живая Русь. М., 1997 г. 5. Рыжкин Г.В. Ливенское краеведение, Орел, 2005 6. Чапкевич Е.И. «История Орловского края», Орел, 2004 7. Документы Орловского областного архива, 2006 г. 8. Газетные и журнальные публикации Ливенского района и Орловской области.
Страницы в категории «Школьный музей»
Эта категория содержит следующие 112 страниц из 112.
Файлы в категории «Школьный музей»
Следующие 17 файлов из 17 имеющихся принадлежат к этой категории.