Образовательные политики и практики
Содержание |
Введение
- Статья, в которой формируется общее поле взаимодействия образовательных политик и образовательных практик.
- Как происходит перевод образовательных политик в образовательные практики?
Представление образовательных политик
Образовательные политики и Нормативные документы в сфере образования не содержат прямых указаний о том, как добиваться необходимых результатов. См. результаты проекта Выпускник2020
ФГОС, PISA, Структура ИКТ-компетентности учителей и другие документы задают желаемые ориентиры, но не связывают их с конкретными образовательными практиками.
Первые символы кода модуля соответствует англоязычным названием соответствующих подходов: TL - Technology Literacy, KD - Knowledge Deepening , KC - Knowledge Creation.
Применение ИКТ (TL) | Освоение знаний (KD) | C Производство знаний (KC) | D - Неизвестное развитие | |
---|---|---|---|---|
1 Понимание роли ИКТ в образовании
Policy & Vision = политика и видение будущего |
1A Знакомство с образовательной политикой
Учителя знакомы с образовательной политикой и умеют рассказать на профессиональном языке, почему их педагогические практики соответствуют этой политике и как её реализуют |
1B Понимание образовательной политики
Учителя должны обладать глубоким знанием национальной политики и ее приоритетов, чтобы разрабатывать, модифицировать и реализовывать педагогические практики, которые соответствуют этой политике и ее приоритетам. |
1C Инициация инноваций
Учителя понимают замысел, лежащий в основе образовательной политики, способны внести вклад в обсуждении стратегии развития образования, а также в разработку и реализацию программ развития школы, направленных на достижение целей этой политики. |
1D |
2 Учебная программа и оценивание | 2A Базовые знания
Учителя отлично знают образовательные стандарты и требования к оцениванию образовательных результатов по своему предмету, способны инкорпорировать средства ИКТ в свою учебную программу. |
2B Применение знаний
Учителя обладают глубоким знанием своего предмета и способностью гибко применять эти знания в разнообразных ситуациях, уметь формулировать комплексные проблемы, решение которых позволяет оценивать понимание предмета учащимися. |
2C Умения жителя общества знаний - умения 21 века
Учителя знают о комплексном характере процесса развития человека (включая когнитивное, эмоциональное и физическое развитие), в каких условиях школьники лучше учатся. Умеют предвидеть и эффективно реагировать на трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, обладают соответствующими навыками, чтобы поддерживать этот процесс развития школьников. |
2D |
3 Педагогические практики | 3A Использование ИКТ
Учителя знают где, с кем и когда использовать (не использовать) ИКТ в учебной работе и для изложения материала. |
3B Решение комплексных задач
Учителя знакомы с личностно-ориентированным обучением, умело подают новую информацию и формируют проблемные задания; способны направлять работу учащихся по глубокому освоению материала; способны помочь учащимся разрабатывать планы, осуществлять и контролировать выполнение и получаемые результаты учебных проектов; умеют использовать формирующее оценивание, как основной инструмент для направления работы школьников. |
3C Способность к самообразованию Self-Management
Учителя способны в явном виде демонстрировать (моделировать, показывать на своем примере) процессы учения (освоения знаний), а также создавать ситуации, в которых учащиеся используют свои развивающиеся способности учиться и производить знания. |
3D |
4 Технические и программные средства | 4A 4. Базовые инструменты Педагоги должны знать базовые приемы работы с техническими и программными средствами; ПС, повышающие производительность труда; веб-браузер; коммуникационные ПС; средства презентационной графики; приложения для решения задач управления. | 4B KD.4. Сложные инструменты
Педагоги должны знать о различных инструментальных ПС и приложениях для своей предметной области, уметь гибко использовать эти ресурсы в различных ситуациях, которые возникают в ходе решения задач и выполнения учебных проектов. Педагоги должны уметь использовать сетевые ресурсы, чтобы помогать школьникам вести совместную работу, получать информацию и общаться с внешними экспертами для анализа и решения выбранных проблем. Учителя также должны уметь использовать ИКТ для подготовки планов проектной работы и наблюдения за их выполнением в ходе проведения индивидуальных или групповых учебных проектов. |
4C KC.4. Распространяющиеся технологии Pervasive tools
Педагоги должны уметь организовывать учебные сообщества в ИКТ- насыщенной среде, использовать ИКТ для развития умений учащихся производить знания и рефлексивно учиться постоянно. |
4D |
5 Управление образовательным процессом | 5A TL.5. Традиционные формы учебной работы Педагоги должны уметь использовать средства ИКТ для работы со всем классом, в малых группах, а также для индивидуальной работы. Они должны предоставлять всем учащимся равный доступ к средствам ИКТ. среде. | 5B KD.5. Группы сотрудничества
Педагоги должны уметь создавать гибкую учебную среду для работы в классе, включать в учебный процесс занятия, ориентируемые на интересы учащихся, и гибко использовать ИКТ для организации их совместной работы. |
5C KC.5. Обучающаяся организация
Учителя должны играть роль лидеров, проводя обучение и методическую поддержку своих коллег при разработке и воплощении в жизнь видения (стратегии развития) своей школы как инновационного обучающегося сообщества в ИКТ- насыщенной образовательной среде |
5D |
6 Профессиональное развитие | 6A TL.6. Компьютерная грамотность Учителя должны владеть навыками работы с ИКТ и знать веб-ресурсы, чтобы получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для их профессионального развития. | 6B KD.6. Помощь и наставничество Учителя должны уметь разрабатывать комплексные проекты и руководить их выполнением, сотрудничать с другими учителями и использовать компьютерные сети для получения информации, связи с коллегами и внешними экспертами, а также для своего профессионального развития. | 6C KC.6. Учитель как мастер учения - Teacher as model learner (Учитель как пример учащегося)
Педагоги должны быть способны, мотивированы и иметь желание экспериментировать, непрерывно учиться и использовать ИКТ для построения профессиональных учебных сообществ, нацеленных на получение новых знаний. |
6D |
Применение ИКТ | Освоение знаний | C Производство знаний | D - Неизвестное развитие |
Представление образовательных практик
Существующие и предлагаемые образовательные практики, как правило, не связаны с образовательными политиками. См. материалы проекта Перспективные интернет-практики для школы.
Средства
Сценарий (методика) включает действия, акты и ролевые действия Действие состоит из серии актов, в которых участвуют актеры, исполняющие необходимые для данного действия роли учеников, учителей и т.д.
Международный стандарт педагогического дизайна IMS Global LD специализированные средства создания сценария урока - Compendium LD см. http://compendiumld.open.ac.uk/
Установление прямого соответствия между декларируемой образовательной политикой и осуществляемой педагогической практикой
Кейс, в рамках которого мы попробуем для конкретной среды проверить утверждение, что она позволяет осваивать умения, необходимые в 21 веке?
Среда Scratch формировалась и развивается для того, чтобы помочь современным школьникам и учителям осваивать навыки успешной деятельности в цифровой среде. В основании Scratch лежат идеи Пейперта о среде, в которой ученик будет самостоятельно проектировать, создавать и программировать цифровые объекты и в ходе этой продуктивной деятельности осваивать навыки критического мышления и совместного решения проблем.
В Scratch представлены такие необходимые в формировании Умений 21 века концепции как вычислительное мышление, вычислительное взаимодействия и вычислительная рефлексия.
В Scratch есть все необходимое для того, чтобы использовать и оттачивать ключевые методы вычислительного мышления (абстракция, декомпозиция, алгоритмы и распознавание паттернов. Мы можем собирать из кирпичиков модели любой сложности:
создать клон [себя самого v] всегда если <касается цвета [#999999]?>, то ЕдимДобычу ::custom иначе Поиск ::custom конец
В социальной сети Scratch ученики могут устанавливать связи, обсуждать проекты, делать ремиксы, создавать студии и осваивать навыки командной сетевой деятельности.
Поскольку вся история действий в сети сохраняется, то ученики получаются возможность для групповой рефлексии.
В силу своих особенностей сегодняшний Scratch - это один из лучших связующих объектов, которым может объединить Сеть, Кодирование, Рефлексию, Эмерджентность, Творчество, Мультипликацию, Смешанное обучение, STEM & STEAM, домашнее обучение, робототехнику и кружковое движение.
Котенок Scratch - это любимый внук и прямой наследник черепашки Лого, 50-летний юбилей которой мы отмечаем в 2018 году, с которым можно думать и экспериментировать. За ним репутация и родословная, а при разговорах про инновации это имеет огромное значение. Объекты и средства с длинной родословной хороши тем, что при их развитии долгие годы велась селекция - многие вещи были подвергнуты жесткой критике и отброшены.
В дизайне Скретча воплощены конструктивистские принципы низкого порога, высокого потолка, широких стен и множества окон, которые позволяют новичкам создавать цифровые истории с нуля, подниматься на высоту настоящих профессионалов.
При создании Скретча продумывались не только медийные возможности - работа с музыкой, графикой и т.п., но и возможность совместных действий, Сетевого Взаимодействия, Самоорганизации и Эмерджентных феноменов, которые возникают при взаимодействии множества независимых участников. В Scratch 2.0 сделан переход от средства к сообществу, так что теперь трудно определить рань между средствами и сообществом, и когда вы начинаете просматривать проекты в сообществе, то вы в любой момент можете перейти на уровень просмотра кода - а как сделан проект и сделать собственный вариант этого проекта. Педагогический дизайн средства-сообщества побуждает вас сделать ремикс.
Таблица примеров связи умений 21 века и возможностей Scatch в формате
Требуемое умение | Пояснение | Практика | Код |
---|---|---|---|
Доказательство достижения целей через анализ совершенных учеником действий
В таблице представлены критерии оценивания качества кода - какими языковыми конструкциями пользуется ученик в ходе создания проекта. Но, кроме этого у нас же есть и вся история его действий в сообществе, по которым мы так же можем судить об освоении умений необходимых для субъектно-направленных и организационно-направленных взаимодействий.
Критерии оценивания качества Scratch проектов, которые использует Dr.Scratch - http://www.drscratch.org/
Критерий | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
---|---|---|---|
Контроль | Все команды в одном блоке (Начиная управлять спрайтами в среде Scratch, ученик, как правило, собирает последовательность команд и в длинную цепочку)
|
Используются конструкции
|
Используются условия
|
Представление данных | все величины определены в тексте программы (Если нужно пройти определенное количество шагов или сказать фразу, то эти количество шаги или текст фразы просто сообщаются спрайту исполнителю)
|
используются переменные
|
используем списки для хранения данных
|
Абстракция | один длинный исполняемый скрипт (Действия начинаются с использования уже готовых блоков-команд.
|
определяем новые блоки (ученик учится объединять команды и создавать на их основе новые командные блоки)
|
создаем клоны (Еще более высокий уровень абстракции связан с механизмом клонов, который позволяет создавать для отдельного спрайта его клоны)
|
Интерактивное взаимодействие | когда щёлкнут по зелёному флагу
|
Используем другие управляющие события
|
внешние сигналы
|
Синхронизация | синхронизация поведения спрайтов через
|
синхронизация через
|
синхронизация через реакцию на изменения
|
Параллельные действия | Все действия запускаются по зеленому флагу
|
Действия запускаются в ответ на нажатия разных клавиш
|
Действия запускаются в ответ на сообщения
|
Логика | если <касается цвета [#000000]?>, то
|
если <касается цвета [#000000]?>, то думать [Старт] иначе думать [Финиш] |
Совокупность условий
|
Консультант
когда я получу[Играй как консультант] создать клон [себя самого v] повторять пока не <[X] = [Получилось!]> // Задача консультанта - Понять, что именно хочет сделать ученик и как ему можно помочь Понять Замысел ::custom Понять Затруднение ::custom Предложить Решение ::custom конец удалить клон
Катализатор
когда я получу[Играй как катализатор] создать клон [себя самого v] если <(ответ) = [Ничего не получается]>, то // Если ученики никак не выберутся из тупика Зажги искру ::custom Запусти процесс ::custom Задай вопрос ::custom Покажи примеры ::custom иначе удалить клон // Убери свои помогающие ручки! конец
Коннектор
когда я получу[Играй как коннектор] создать клон [себя самого v] повторять пока не <(Network) = [Самоорганизация]> // Задача связного - объединять учеников с теми, с кем они могут вместе работать и учиться Искать партнеров ::custom Использовать (тег) ::custom Использовать (Wiki) ::custom конец удалить клон
Коллега
когда я получу[Играй как коллега] всегда // Получай удовольствие от деятельности идти (10) шагов повернуть @turnLeft на (выдать случайное от (0) до (180)) градусов // Крутись сменить костюм на [Ученик v] // Побудь в роли ученика думать [Как здорово узнавать и делать!]
Картограф
когда я получу[Играй как картограф] думать [Вспомни про пивной ларек] // "Суточная активность млекопитающих вокруг пивного ларька" Собери данные ::custom // Scratch как и вики позволяет собирать данные о деятельности Сделай учеников исследователями собственной деятельности ::custom // Скретчеграммы и викиграммы если < (Like) > [100] >, то сказать [Здорово, когда тебя лайкают] конец если < (Remix) > [10] >, то // Используй дерево ремиксов для командной рефлексии сказать [Еще лучше, когда тебя используют] конец