Теоретические основания учебной сетевой деятельности
Содержание |
Это направления базируется на следующих ключевых положениях когнитивной психологии и педагогики:
- Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся - инструментализм
- Учение - активный процес и ученик сам строит здание собственного интеллекта - конструктивизм, конструкционизм
- Обучение нуждается в других - социо-историзм
- Учение происходит в сообществе, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем внутри конкретной области знаний. Социальный конструкционизм
Инструментализм
Инструментализм - философская школа, разновидность прагматизма. Связан с именем Джона Дьюи, который рассматривал научные понятия, теории и гипотезы как полезные инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Если теории и понятия рассматривать как инструменты, то понятие научной истины смысла не имеет, важно лишь насколько данный инструмент является успешным.
Иструменталисты:
Инструментализм оказал заметное воздействие на конструктивизм, как философию обучения.
Обучение происходит путем опытного познания окружающей действительности. Через опытное познание действительности у учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.
Конструктивизм
Конструктиви́зм (от constructivus — связанный со построением, конструированием).
Конструкционизм
Конструкционизм - философия обучения, развитая Сеймуром Пейпертом на основании конструктивизма. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, Лего машины или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих.
Constructionism shares constructivism's connotation of learning as `building knowledge structures' irrespective of the circumstances of the learning. It then adds that this happens especially felicitously in a context where the learner is consciously engaged in constructing a public entity, whether it's a sandcastle or a theory of the universe... (Papert & Harel, 1991).
Близкие направления:
- Обучение через исследование
По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях.
Это общая игра по построению новых знаний, в которую с одинаковым интересом могут играть и школьники, студенты, учителя и преподаватели. Чем большие возможности открывает оболочка для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи.
Конструкционисты
Учебные среды
Конструкционизм заметно повлиял на педагогический дизайн и воплотился в следующих педагогических средах: Лого и его производные NetLogo, StarLogo; Сквик и его производные Скретч, Sophie, Alice
Различные электронные среды, внутри которых участники могут создавать свои собственные цифровые объекты, обмениваться такими объектами, видоизменять электронные объекты, являются конструкционистскими. К таким средам можно отнести многопользовательские миры, системы управления знаниями (например, Мудл), различные сервисы Веб 2.0. Чем сложнее и интереснее объекты, которыми может обмениваться сообщество, тем большие возможности для обучения оно открывает для своих участников.
Конструкционистские сетевые сообщества
Конструкционистские сетевые сообщества
Материалы в сети
Вики-сайт Синтии Соломон - http://logothings.wikispaces.com/
Литература
- http://www.papert.org/articles/SituatingConstructionism.html
- http://en.wikipedia.org/wiki/Constructionist_learning
- http://inventtolearn.com/resources-constructionism-resources/
- http://epltt.coe.uga.edu/index.php?title=Constructionism,_Learning_by_Design,_and_Project_Based_Learning
- Patarakin E., Travina L., Kelly's RG Test in Education. Play with results. Media and telematica Technologies for Education in Eastern European Countries/ Ed. by Piet Kommers and other, Twente University Press, Enschede, 1997, p. 309 - 312. https://www.academia.edu/5997804/New_Media_and_Telematic_Technologies_for_Education_in_Eastern_European_Countries
- The Personal Construct Theory created by G. Kelly (Kelly G., 1963) is based on the assumption that every person is an investigator and explores environment all through his/her life. At any particular moment, a person makes assumptions about the environment and lives according to these assumptions. Many individual intellectual agents that determine the hypotheses and personal behaviour are organised into an implicit system. Kelly developed the psychology of respect to personal values, knowledge and thinking style. This psychological approach is very close to the educational approach developed by Seymour Papert and his colleagues. Papert wrote, “I believe that democratic and personal values are synergistic with the development of intellect..., we see in Constructionism the opportunity for better learning and for democratic learning environment, with greater respect for individual ways of doing things” (Papert, 1990). A common assumption of Kelly’s and Papert’s approaches is that for successful mental development, every person needs an opportunity to think and learn in his/her own style. Another assumption is that mental development needs the help of a concrete, visual, operating model.
Социо-историзм
Культурно-исторический подход - в основе всего лежит деятельность.
Культурно-исторический подход не исключает анализа отношения частей или фрагментов деятельности к индивиду. Но это отношение рассматривается принципиально иначе, нежели при индивидуально-психическом подходе; во-первых, на основе нормативного представления деятельности безотносительно к индивидам, а во-вторых, сами индивиды рассматриваются уже не как свободные деятели, а как агенты деятельности. Культурно-историческое представление деятельности есть представление ее в виде структуры, объясняющей разнородные и постоянно меняющиеся элементы. В рамках этой структуры, охватывая то всю ее, то отдельные группы элементов, протекают различные процессы. Основным, подчиняющим себе все другие, является процесс воспроизводства структуры деятельности. Этот процесс реализуется в разнообразных механизмах деятельности. Они определяют материал и строение всех элементов и агрегатов структуры деятельности. Поэтому, чтобы понять их, нужно начинать с анализа процесса воспроизводства, выявлять его механизмы, определять функцию различных образований в них, а затем идти от функций к внутреннему строению этих образований.
- Человек является агентом деятельности Человечества
- Щедровицкий Г.П. Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности // Избранные труды. Москва: , 1995. С. 360 – 366.
Существуют два ᴏϲʜовных подхода в анализе деятельности: культурно-исторический и индивидуально-пϲᴎхический. При первом речевая деятельность рассматривается безотноϲᴎтельно к тому, что хотят и думают индивиды; ᴏʜи сами при таком подходе рассматриваются как элементы деятельности, включенные в ее ϲᴎстему и подчиненные ей. При втором подходе речевая деятельность рассматривается как принадлежащая индивиду, а индивид - как свободный деятель, творящий и производящий деятельность. Культурно-исторический подход не исключает анализа отношения частей или фрагментов деятельности к индивиду. Но ϶ᴛᴏ отношение рассматривается принципиально иначе, нежели при индивидуально-пϲᴎхическом подходе; во-первых, на ᴏϲʜове нормативного представления деятельности безотноϲᴎтельно к индивидам, а во-вторых, сами индивиды рассматриваются уже не как свободные деятели, а как агенты деятельности.
Культурно-историческая теория (Социо-историзм) (КИТ)
На основе КИТ получила развитие теория деятельности
КИТ обеспечивает основу для описания и анализа процессов взаимодействия. В отличие от психологических теорий человеческой деятельности, которые сосредоточены на анализе когнитивных процессов отдельной личности, с одной стороны, и социологических теорий, описывающих работу и деятельность в качестве исключительно социальных явлений, культурно-исторической теория подчеркивает динамические взаимосвязи личных процессов и социального контекста, в которых эти процессы встроены. Это позволяет объяснить динамичные отношения между индивидуальным обучением и преобразованием знаний в рамках сообщества. Основные положения КИТ:
- Деятельность человека объектно-ориентированна. Она направлены на материальный или идеальный объект, который преобразуется в результате деятельности. Именно объект позволяет отделить одну деятельность от другой.
- Деятельность опосредована орудиями и знаками, которые являются необходимыми составными элементами любой системы деятельности. Орудия и знаки являются медиаторами-посредниками. В качестве медиаторов развития Выготский рассматривал: взрослого-посредника, знак, слово. Когда субъект овладевает медиаторами, он овладевает культурой. Включение в натуральные формы поведения предмета, орудия, знака и т.п. трансформирует эти формы в идеальные, культурные. В качестве посредника может выступать другой человек, физические устройства, планы, электронные таблицы, онтологии, научные теории или языки.
- Деятельность человека не могут быть отделены от социального контекста, поскольку она всегда опирается на вещи, которые являются результатом культурно-исторического развития. Смысл деятельности связан с ее интерпретацией в социальном контексте.
- Учеба представляет собой непрерывный процесс взаимного динамической адаптации культуры и индивида. Посредством деятельности личность открывает себя для себя многообразие возможностей культуры. В свою очередь, культура создается в результате деятельности отдельных личностей.
- Теория деятельности исследует процессы и практики. Системы деятельности никогда не бывают статичными. Они постоянно развиваются, благодаря противоречиями, которые возникают между элементов в рамках системы. (см. Энгельбарт)
Культурно-историческая теория сохраняет связь с теорией Ж. Пиаже (познание окружающего мира), но уделяет внимание социальной компоненте обучения (развития), активным групповым коммуникативным методам, т.е. представляет альтернативу психологическим теориям и согласуется с личностно-ориентированным и когнитивным подходами (ситуативно-обусловленное обучение).
Целью обучения является помощь ученикам в конструировании их собственного понимания темы в значимом контексте, с учетом зон ближайшего развития, создание благоприятных условий, в которых основная стратегия обучения - сотрудничество и взаимопомощь, самостоятельность и самодеятельность, увлекательность и познавательность.
В отличие от инструментализма социо-историзм подчеркивает, что не все медиаторы искусственны. Главным из них является Другой – непосредственный носитель бытийных смыслов и остальных медиаторов. Поэтому не "сила вещей", а "связь людей" определяет развитие высших психических функций и сознания.
Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.
Познавательная деятельность предполагает совместное использование средств и обсуждение результатов. Деятельность, познание, творчество и обучение нуждаются в других людях. Обучение требует и партнеров-сверстников, с которыми можно было бы спорить и сотрудничать, и старших, которые могли бы оценить результаты деятельности. Модель познания в русле культурно-исторической теории предполагала освоение мира через следующие культурные медиаторы:
- взрослый-посредник;
- знак;
- слово.
Познание разворачивается как процесс деятельности, в котором познающий агент постоянно взаимодействует и сотрудничает с другими агентами и использует различные культурные орудия. Позднее, развивая теорию деятельности, Ю. Энгестрем включил познание в более сложную сеть отношений, куда, помимо познающего агента и культурных орудий, входят:
- правила — признанные нормы, ограничивающие действия, совершаемые в рамках системы деятельности;
- разделение труда отражает необходимость строить свою индивидуальную деятельность с учетом деятельности других и «делиться» действиями;
- сообщество — представляет собой других людей, которые подключаются к индивидуальному действию субъекта на уровне деятельности.
Расширенный треугольник познания по Энгестрему
Создавая этот «расширенный» треугольник, Ю. Энгестрем делал упор на то, что человеческая деятельность всегда социальна и обязательно предполагает наличие других агентов. Совместная деятельность и обсуждение этой деятельности формирует сообщество. Действия над объектами требуют общения. Это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для познания и обучения. Представление о познании как о сети отношений с другими агентами и культурными орудиями получила дальнейшее развитие в теориях распределенного познания, ситуативного обучения и сообществах обмена знаниями.
Теория деятельности в представлении Энгельстрема представлена в онтологии CSCL
- http://ltcs.uned.es/Downloads/Publications/micai2002.pdf
- http://www.ei.sanken.osaka-u.ac.jp/pub/miz/BarMizVerPoster.pdf
- http://halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/19/00/55/PDF/491-500.pdf
- Vygotsky and pedagogy Авторы: Harry Daniels воздействие идей Выготского на педагогику
- Здесь же обсуждение понятия Педагогика - устойчивый процесс, в рамках которого кто-то осваивает новые или развивает существующие формы поведения, знания, практики или оценивания, используя для этого кого-нибудь или что-нибудь способное поставлять и оценивать. - Бернштейн
Социальный конструкционизм
Социальный конструкционизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (1966). Целью социального конструкционизма является выявление путей с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности.
Социальный конструкционизм при построении знаний наибольшее внимание уделяет коммуникации между людьми. При этом коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в которой они выравнивают свое понимание мира, разделяют понимание. Это общее для коммуникантов знание о каких-то аспектах общего для них мира и является информацией. Такой подход присущ гуманитарным наукам, он появился задолго до механистических представлений и продолжает широко использоваться и сегодня.
Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её.
См: Конструкционизм, Сообщество практики
Коннективизм
Коннективизм основывается на теориях сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем - см. Теория сложности. Учение - процесс, который происходит в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно происходят сдвиги основополагающих элементов. Этот процесс не может находиться полностью под контролем личности. Учение может поддерживаться извне и состоит в сопряжении информационных источников. Это объединение информационных узлов позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания. Коннективизм подчеркивает неусточивый, динамический характер учения. Наши решения основываются на постоянно изменяющихся основаниях. (George Siemens - Канада) во многом продолжает идеи высказанные Вилемом Флуссером и прикладывает их к образованию.
Учеба - это процесс формирования и развития сети, к которой субъект образования постепенно подсоединяет все новые узлы, с которыми он устанавливает связи. Узлами могут быть внешние сущности, которые мы можем использовать для формирования сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которых мы подключаем в форме источников информации и знаний. Обучение, происходящее в нашей голове есть формирование внутренней нейронной сети. Учебные сети (обучающиеся сети) можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Учебные сети могут восприниматься как внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и находятся в постоянном процессе создания модели понимания.
Не все узлы в обучающиеся сети остаются актуальными постоянно. Узлы, которые больше не являются актуальными и ценными постепенно растворяются. Исчезновение узлов может происходить различными способами, но наиболее очевидным является потеря соединения в сети. Например, я могу верить в чудовище озера Лох-Несс, появлением новых источников информации и критика концепции Лохнесского чудовище может в конечном итоге ослабить узел и уничтожить его в моей нейронной сети.
Если узел имеет большое значение, то снижение его значения может произойти только через длительное время или через разрушительные изменения и сдвиги во всей сети.
- Коннективизм - это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий. Исследования в традиционной теории обучения приходится на эпоху, когда сетевые технологии еще не известных. Как изменится обучение, когда благодаря росту знаний и новых технологий многие задачи, которые мы ранее выполняли, оказались полностью видоизменены?
- Коннективизм основывается на теориях хаоса, сети, сложности и самоорганизации.
- Коннективизм исходит из того что решения принимаются основе быстро меняющихся оснований. Новые знания постоянно приобретается и жизненно важно различать разницу между важными и неважными знаниями. Умение видеть, когда новые знания изменяет ландшафт на основании решений, принятых вчера важно. Когда бизнес, или академической, конъюнктура, необходимо внести коррективы в наших собственных идей и допущений для того, чтобы мы основываем наши решения на основе точной.
Принципы коннективизма :
- Обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход.
- Обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации.
- Знание находится в сети. (Картина рисуется толпой)
- Знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют нам в обучении
- Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний. Способность расширяться важнее накопленного.
- Обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда состояние
- Ключевой навык сегодня - способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями
- Своевременность (точность, обновляемость знаний) необходимая черта современного обучения. На смену папкам пришли потоки см. Папки и потоки.
- Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор того, чему учиться. Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, потому что изменились условия, в которых принималось решение.
Исходной точкой для коннективизма является личность. Личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие организации, которая, в свою очередь поддерживает развитие сети и через развитие сети учение отдельных участников.
Прелесть сетей в простоте устройства. Сеть требует по крайней мере 2 элемента - узлы и соединения. Узлы могут называться по разному, но это всегда элементы, которые могут быть соединены с другими элементами. Соединения это любой тип связи между элементами. На способность узлов образовывать соединения влияет множество факторов. Когда сеть сформировалась, то информацию из одной области (домена) в другую переносится достаточно легко. Чем сильнее связь между элементами, тем шире канал и тем быстрее передается информация.
Информационная система внутри сети включает:
- данные - сырые необработанные или неосмысленные элементы
- информацию - интеллектуально обработанные данные
- знание - информацию включенную в контекст ситуации
- смысл - понимание нюансов, ценности и скрытых значений знания
Информационная система находится в состоянии развития. Учёба это процесс в ходе которого знание трансформируется в смысл и действие. В процессе трансформации узлы сети реорганизуются и образуют соединения, по которым данным, информации и знаниям легче перемещаться. Любые элементы, которые мы можем внимательно рассмотреть, могут становится узлами. Мысли, чувства, отношения с другими людьми, новые данные и информация становятся узлами. Совокупность связанных узлов становится сетью. Сети могут объединяться между собой. Каждый узел в сети может быть сетью более низкого уровня. Например, сообщество состоит из людей, каждый из которых является отдельной сетью.
Узлы сети характеризуются определенной автономией. Они могут существовать внутри сети, даже будучи тесно связанными с другими узлами. Каждый узел действует по своему. Вся сеть оказывает на узел только ограниченное воздействие.
Хотя структура сети и очень проста, но на формирование соединений оказывает влияние множество факторов:
- содержание (данных или информации)
- взаимодействие (предварительное, пробное образование соединений)
- статичные узлы (устойчивые структуры знаний)
- динамические узлы, которые образуются под воздействием новой информации
- модернизирующиеся узы, которые тесно связаны с родительскими источниками информации и постоянно приспосабливающиеся к их изменениям
- эмоциональные элементы, видоизменяющие соединения под влиянием эмоций
Кроме Сименса в развитии коннективизма активно участвует С. Доунс, который описывает теорию следующим образом: В сущности, обучение заключается в том, чтобы включить себя в сеть. Ученики продвигаются в своем образовании взаимодействуя с с практиками, начиная с копирования моделей. Этот процесс копирования деятельности поддерживается рефлексией и корректируется другими участниками сообщества.
Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни общества. Обучение деятельности происходит в процессе общения ученика и других членов сообщества. Это общение в эпоху веб 2.0, состоит не только из слов, но и изображений, мультимедиа и многое другое. Это общение создает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов,которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая учащихся.
Наверное, наибольшее заблуждение относительно учебных сообществ связано с тем, что сообщество является дополнением к учебному курсу. Т.е. предполагается, что у нас есть учебный курс и мы к нему добавляем средства, которые позволяют людям обсуждать учебные материалы. Это чрезвычайно распространенный подход, когда обсуждение и общение между людьми носит вторичный, дополнительный характер. Курс заканчивается - сообщество распадается. В реальности отношения должны быть другими - существующие ресурсы должны быть быть подчинены обсуждению. Сообщество имеет первостепенно значение. Ресурсы имеют второстепенное значение и существуют постольку поскольку существует сообщество. Учебная среда всегда является междисциплинарной. Учебная среда не может быть сконструирована специально для обучения геометрии или философии. Учебная среда воспроизводит приложение определенной научной дисциплины в реальном мире: постройку дома, управление самолетом, расследование преступления. Решение каждой из перечисленных проблем требует изучения нескольких дисциплин. Учебные возможности реализуются в форме взаимодействия с другими людьми, в форме изучения учебных объектов или в форме взаимодействия с преподавателем, но все эти возможности встроены в учебную оболочку.
- Коннективизм и учебная аналитика
Ссылки на коннективизм в сети
- http://ltc.umanitoba.ca/connectivism/ - Сетевой учебный курс от Девиса и Сименса
- http://groups.google.ca/group/connectivism - Google группа
- http://ltc.umanitoba.ca/wiki/Connectivism - Wiki учебного курса
- Закладки с тегом connectivism
- http://connectivism.ca/ - Новости блога Коннективистов
- Rhizomatic Education:Community as Curriculum
- Brown, J. S., and R. P. Adler. 2008. Minds on fire: Open education, the long tail, and Learning 2.0. Educause Review 43 (1): 16-32 http://connect.educause.edu/Library/EDUCAUSE+Review/MindsonFireOpenEducationt/45823 (accessed May 27, 2008).
Очень, очень полезный текст с массой примеров Обсуждение:Теоретические основания учебной сетевой деятельности
- Rhizomatic Knowledge Communities –> Edtechtalk, Webcast Academy http://davecormier.com/edblog/2008/02/29/rhizomatic-knowledge-communities-edtechtalk-webcast-academy/
Работы George Siemens
- Connectivism: Learning as Network-Creation
- Книга Knowing Knowledge в формате ВикиВики
- Learning Management Systems: The wrong place to start learning
- http://elgg.net/georges/profile/
- http://www.umanitoba.ca/learning_technologies
- Слайд-шоу о коннективизме
- Перевод презентации на русский
Работы Stephen Downes
Стефан Доунс:
- Downes S., Learning Networks and Connective Knowledge http://it.coe.uga.edu/itforum/paper92/paper92.html
- Downes S., Learning Networks in Practice March 22, 2007. Emerging Technologies for Learning 2 19-27
- Downes S., Models for Sustainable Open Educational Resources February 27, 2007. Interdisciplinary Journal of Knowledge and Learning Objects 3 29-44
- Downes S., Courses Vs. Content (NRC name: OpenCourseWare and OpenLearning) February 15, 2007. eLearn Magazine Online ( http://www.elearnmag.org/subpage.cfm?section=opinion&article=82-1
- Downes S., Educational Blogging September 1, 2004. EDUCAUSE Review Volume 39, Number 5 14-26 http://www.educause.edu/pub/er/erm04/erm0450.asp?bhcp=1
Совместная сетевая деятельность и обсуждение этой деятельности формирует учебное сетевое сообщество. Действия над объектами требуют общения и это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для учения.