Культурно-историческая теория

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(перенаправлено с «Социо-историзм»)
Перейти к: навигация, поиск

Культурно-исторический подход - в основе всего лежит деятельность.

Культурно-исторический подход не исключает анализа отношения частей или фрагментов деятельности к индивиду. Но это отношение рассматривается принципиально иначе, нежели при индивидуально-психическом подходе; во-первых, на основе нормативного представления деятельности безотносительно к индивидам, а во-вторых, сами индивиды рассматриваются уже не как свободные деятели, а как агенты деятельности. Культурно-историческое представление деятельности есть представление ее в виде структуры, объясняющей разнородные и постоянно меняющиеся элементы. В рамках этой структуры, охватывая то всю ее, то отдельные группы элементов, протекают различные процессы. Основным, подчиняющим себе все другие, является процесс воспроизводства структуры деятельности. Этот процесс реализуется в разнообразных механизмах деятельности. Они определяют материал и строение всех элементов и агрегатов структуры деятельности. Поэтому, чтобы понять их, нужно начинать с анализа процесса воспроизводства, выявлять его механизмы, определять функцию различных образований в них, а затем идти от функций к внутреннему строению этих образований.

  • Человек является агентом деятельности Человечества
  • Щедровицкий Г.П. Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности // Избранные труды. Москва: , 1995. С. 360 – 366.

Существуют два ᴏϲʜовных подхода в анализе деятельности: культурно-исторический и индивидуально-пϲᴎхический. При первом речевая деятельность рассматривается безотноϲᴎтельно к тому, что хотят и думают индивиды; ᴏʜи сами при таком подходе рассматриваются как элементы деятельности, включенные в ее ϲᴎстему и подчиненные ей. При втором подходе речевая деятельность рассматривается как принадлежащая индивиду, а индивид - как свободный деятель, творящий и производящий деятельность. Культурно-исторический подход не исключает анализа отношения частей или фрагментов деятельности к индивиду. Но ϶ᴛᴏ отношение рассматривается принципиально иначе, нежели при индивидуально-пϲᴎхическом подходе; во-первых, на ᴏϲʜове нормативного представления деятельности безотноϲᴎтельно к индивидам, а во-вторых, сами индивиды рассматриваются уже не как свободные деятели, а как агенты деятельности.

Культурно-историческая теория (Социо-историзм) (КИТ)

На основе КИТ получила развитие теория деятельности

КИТ обеспечивает основу для описания и анализа процессов взаимодействия. В отличие от психологических теорий человеческой деятельности, которые сосредоточены на анализе когнитивных процессов отдельной личности, с одной стороны, и социологических теорий, описывающих работу и деятельность в качестве исключительно социальных явлений, культурно-исторической теория подчеркивает динамические взаимосвязи личных процессов и социального контекста, в которых эти процессы встроены. Это позволяет объяснить динамичные отношения между индивидуальным обучением и преобразованием знаний в рамках сообщества. Основные положения КИТ:

  1. Деятельность человека объектно-ориентированна. Она направлены на материальный или идеальный объект, который преобразуется в результате деятельности. Именно объект позволяет отделить одну деятельность от другой.
  2. Деятельность опосредована орудиями и знаками, которые являются необходимыми составными элементами любой системы деятельности. Орудия и знаки являются медиаторами-посредниками. В качестве медиаторов развития Выготский рассматривал: взрослого-посредника, знак, слово. Когда субъект овладевает медиаторами, он овладевает культурой. Включение в натуральные формы поведения предмета, орудия, знака и т.п. трансформирует эти формы в идеальные, культурные. В качестве посредника может выступать другой человек, физические устройства, планы, электронные таблицы, онтологии, научные теории или языки.
  3. Деятельность человека не могут быть отделены от социального контекста, поскольку она всегда опирается на вещи, которые являются результатом культурно-исторического развития. Смысл деятельности связан с ее интерпретацией в социальном контексте.
  4. Учеба представляет собой непрерывный процесс взаимного динамической адаптации культуры и индивида. Посредством деятельности личность открывает себя для себя многообразие возможностей культуры. В свою очередь, культура создается в результате деятельности отдельных личностей.
  5. Теория деятельности исследует процессы и практики. Системы деятельности никогда не бывают статичными. Они постоянно развиваются, благодаря противоречиями, которые возникают между элементов в рамках системы. (см. Энгельбарт)


Культурно-историческая теория сохраняет связь с теорией Ж. Пиаже (познание окружающего мира), но уделяет внимание социальной компоненте обучения (развития), активным групповым коммуникативным методам, т.е. представляет альтернативу психологическим теориям и согласуется с личностно-ориентированным и когнитивным подходами (ситуативно-обусловленное обучение).

Целью обучения является помощь ученикам в конструировании их собственного понимания темы в значимом контексте, с учетом зон ближайшего развития, создание благоприятных условий, в которых основная стратегия обучения - сотрудничество и взаимопомощь, самостоятельность и самодеятельность, увлекательность и познавательность.


В отличие от инструментализма социо-историзм подчеркивает, что не все медиаторы искусственны. Главным из них является Другой – непосредственный носитель бытийных смыслов и остальных медиаторов. Поэтому не "сила вещей", а "связь людей" определяет развитие высших психических функций и сознания.


Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

Познавательная деятельность предполагает совместное использование средств и обсуждение результатов. Деятельность, познание, творчество и обучение нуждаются в других людях. Обучение требует и партнеров-сверстников, с которыми можно было бы спорить и сотрудничать, и старших, которые могли бы оценить результаты деятельности. Модель познания в русле культурно-исторической теории предполагала освоение мира через следующие культурные медиаторы:

  • взрослый-посредник;
  • знак;
  • слово.


Познание разворачивается как процесс деятельности, в котором познающий агент постоянно взаимодействует и сотрудничает с другими агентами и использует различные культурные орудия. Позднее, развивая теорию деятельности, Ю. Энгестрем включил познание в более сложную сеть отношений, куда, помимо познающего агента и культурных орудий, входят:

  • правила — признанные нормы, ограничивающие действия, совершаемые в рамках системы деятельности;
  • разделение труда отражает необходимость строить свою индивидуальную деятельность с учетом деятельности других и «делиться» действиями;
  • сообщество — представляет собой других людей, которые подключаются к индивидуальному действию субъекта на уровне деятельности.

Engestrem.png
Расширенный треугольник познания по Энгестрему

Создавая этот «расширенный» треугольник, Ю. Энгестрем делал упор на то, что человеческая деятельность всегда социальна и обязательно предполагает наличие других агентов. Совместная деятельность и обсуждение этой деятельности формирует сообщество. Действия над объектами требуют общения. Это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для познания и обучения. Представление о познании как о сети отношений с другими агентами и культурными орудиями получила дальнейшее развитие в теориях распределенного познания, ситуативного обучения и сообществах обмена знаниями.

Теория деятельности в представлении Энгельстрема представлена в онтологии CSCL

Vygotsky and pedagogy Авторы: Harry Daniels воздействие идей Выготского на педагогику
Здесь же обсуждение понятия Педагогика - устойчивый процесс, в рамках которого кто-то осваивает новые или развивает существующие формы поведения, знания, практики или оценивания, используя для этого кого-нибудь или что-нибудь способное поставлять и оценивать. - Бернштейн
Персональные инструменты
Инструменты