Конструкционистские сетевые сообщества
Содержание |
Сообщества, в который участники обмениваются и обсуждают результаты своей деятельности - конкретные объекты, программы, рисунки и т.п. В основании использования таких сообщество в образовании лежит философия конструкционизма и технология обмена проект как пирожок.
Сетевые сообщества, в которых общение происходит на основе и по поводу создаваемых участниками сообщества артефактов. В статье Думать как дерево Мич Резник подробно описывал деятельность такого сообщества.
Возможность обсуждения и критики является одним из самых древних оснований обучения. Как отмечал Алан Кей, важен опыт не просто знакомства, но и опыт взаимодействия с глубокими идеями. Такой опыт деятельности помогает вырастить людей с углубленным пониманием окружающей действительности. И не просто более глубоких людей, но и людей, которых будет значительно труднее ввести в заблуждение, поскольку у них будет заложен опыт критического отношения и активной работы с любыми мифами и мимами.
Скретч, Сквик, NetLogo - вокруг языках как средства конструирования и конструктивной деятельности складываются сообщества авторов. Авторы пишут свои проекты, конструируют истории или интерактивные игры и обсуждают свою деятельность, представляют сообществу свои объекты. Везде мы видим интенсивный обмен моделями. Чем проще уровень вхождения в сообщество, тем интенсивнее обмен идеями.
Сетевые сообщества, представленные в данной статье:
Сообщество Скретч
В сети существует сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке Скретч. Адрес сообщества - http://scratch.mit.edu/
- Функциональная схема детской конструктивной сети
- Резник описывает пример "экологической системы" - обучающей коллекции в статье Думать как дерево.
Сообщество носит открытый характер. Любой желающий может посмотреть все материалы. Регистрация необходима только, если нужно загрузить на сервер свой готовый проект.
Разные люди начинают использовать Скретч по-своему. Некоторым нравится объединять блоки и смотреть, что получается. Некоторые предпочитают начинать с готовых проектов, которые входят в пакет Скретча, и вносят изменения в код этих проектов.
Представьте, что каждый проект это - пирог. Такой пирожок со своим собственным рецептом, (программными блоками - маленькими кирпичиками). Все члены сообщества делятся своими пирожками и их рецептами. Это значит, что Вы можете попробовать пирожок и узнать как испечь пирожки самому.
Нет никаких секретных рецептов, все рецепты открыты для всех. Каждый рецепт можно использовать и видоизменять. Рецепты могут служить источников вдохновения для новых идей. Вы можете есть пирожки и копировать чужие рецепты для создания своих собственных пирожков с другими составляющими. Эта свобода использования рецептов связана только двумя очень простыми требованиями или пожеланиями:
- делитесь своими пирожками вместе с рецептами
- отдавайте должное тем, кто вас вдохновил
Такой тип обмена внутри сообщества получил название Некоммерческая лицензия с указанием авторства — Копилефт.
"Творчество может быть общественно полезным, но только если за обществом остается право свободного использования его результатов"
(Ричард М. Столлман)."
Пирожок сложнее кирпичика, он состоит из множества деталей и взаимодействие деталей может обеспечивать пирожку определенное поведение.
Пирожок + Рецепт Пирожка = Фенотип + Генотип
Идеология Проект как пирожок используется в целом ряде научных и образовательных сообществ - NetLogo, Лого, Скретч, Сквик.
Сообщество Скретч не идет дальше этих правил. Сообщество следует этим правилам, поскольку правила имеют смысл. Мы разрабатываем новые свойства сайта, которые помогают людям и делиться своими пирожками, и отдавать должное другим за их вклад. Например, Вы можете заметить, что всегда необходимо скачивать авторские блоки каждого проекта. Пожалуйста, всегда упоминайте людей, чьи проекты использованы в ваших собственных произведениях.
Что можно делать в сообществе Скретч:
- Просматривать готовые проекты прямо в сети.
- Искать проекты - используются теги и галереи проектов
- Комментировать проекты
- Обмениваться сообщениями внутри сообщества Скретч
- Загружать проекты с сервера и запускать их на своем компьютере
- Видоизменять проекты
- Использовать фрагменты проектов (объекты), внутри новых проектов.
Иногда встречается формулировка - данная модель является продолжением или развитием модели - далее следует ссылка на предшествующую модель и имя её автора.
Насколько продуктивно работает сообщество? В феврале 2008 года:
- 78793 проекта и 1,485,243 скриптов от 14,926 авторов
- Общее число членов сообщества 72,498
В феврале 2010
- 723,766 пользователей,
- 207,650 создателей проектов,
- 1,601,926 проектов,
- 27,758,370 скриптов
- 9,471,757 спрайтов
- Регистрация в сообществе Скретч
- Просмотр и использование проектов сообщества Скретч
- Размещение своих проектов в сообществе Скретч
- Украинское сообщество Скретча
Близкие по стилю организации сообщества:
Четвертая конференция "Свободное программное обеспечение в высшей школе", 30 января–1 февраля 2009
Сообщество Скретч Аннотация
С весны 2008 года сайт http://scratch.mit.edu/ поддерживает русский язык, а в сентябре 2008 года мы подготовили полностью русифицированную версию Scratch 1.3. В этой простой среде уже видны мощные возможности параллельных действий множества исполнителей.
Развитие языка Scratch в России тесно связано с развитием Вики-сообщества Летописи. Истоки образовательного использования вики и Скретч тесно связаны с конструкционизмом и отправляют нас на 40 лет назад, когда Сеймур Пейперт и его коллеги создали первый язык для обучения детей математике. Эта мощная педагогическая идея была оттеснена в сторону первой волной развития средств мультимедиа. Развитие сети Интернет и Всемирной Паутины способствовало пассивному использованию компьютеров, поскольку основная активность за компьютером оказалось смотровой - просмотр сайтов и презентаций. В скором времени в головах учителей возникла склейка, что компьютерные технологии в образовании и PowerPoint это одно и то же. В начале 21 века эта склейка распространилась повсеместно, и если в педагогической среде говорилось слово гипертекст, то говорили про презентацию. Изменение ситуации связано с распространением вики-культуры, в которой радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества.
Мы пошли по пути создания одного крупного образовательного проекта и в феврале 2006 года появился проект Летописи http://letopisi.ru Сегодня, когда со старта проекта прошло три года, мы можем использовать наработанный материал для построения на его фундаменте учебных проектов нового сетевого типа. В сообществе Летописи мы очень любим метафору кирпичиков. Мы можем собирать статьи из готовых блоков так же, как собирается программа из кирпичиков Лего. Кирпичики Лего или статьи Wiki полезны и сильны не тем, что они просты, а тем, что для них определен точный стандарт, и они всегда совместимы друг с другом. Культура сетевого соучастия делает свои первые шаги и внутри нее пока обмениваются простыми объектами — текстами, рисунками, фотографиями, закладками. Это пока стадия цифрового детского сада. Для того чтобы успешно развиваться и подниматься на новый уровень творчества нам необходимы более сложные учебные объекты, которые мы могли бы придумывать, создавать и которыми мы могли бы обмениваться. По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях. Это общая игра по построению новых знаний, в которую с одинаковым интересом могут играть и школьники, студенты, учителя и преподаватели. Чем большие возможности открывает учебная среда для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи. Конструктивизм заметно повлиял на педагогический дизайн и воплотился в следующих педагогических средах: Лого и его производные NetLogo, StarLogo, Сквик и его производные Скретч, Sophie, Alice.
Из перечисленных наибольшее распространение в России получил Scratch. С весны 2008 года сайт http://scratch.mit.edu/ поддерживает русский язык, а в сентябре 2008 года мы подготовили полностью русифицированную версию Scratch 1.3. В этой простой среде уже видны мощные возможности параллельных действий множества исполнителей. Скретч позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. К каждому создаваемому объекту можно записать несколько блоков команд и все блоки будут выполняться параллельно. Действующих объектов может быть сколько угодно. В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Изучение поведения и построение моделей более не ограничивается отдельным компьютером. Мы можем предложить свое произведение другим членам сообщества, и они смогут не только посмотреть, как работает модель, но и разобраться в том, как сложены кирпичики модели, смогут взять эти кирпичики и строительные блоки и построить из них свое собственное здание. Можно не только посмотреть готовые работы, но и скачать их код. После этого любой желающий может видоизменить связь блоков программы и построить свою собственную.
Цель, которые ставят перед собой создатели Скретч — построение творческого сообщества. Участвуя в развитии сообщества Скретч, мы стремимся наполнить эту среду объектами, которые были знакомы российским школьникам. И здесь происходит крайне полезное одомашнивание и освоение цифровых коллекций педагогических университеты. Например, мы использовали для объектов и сцен коллекции астрономического музея (НКЛФА) Нижегородского педагогического университета. Множество растений и животных попало в российские Скретч библиотеки из определителей и цифровых Красных книг, созданных нижегородскими экологами. Огромное спасибо Сергею Шустову, который передал множество своих работ в открытый доступ с правом дальнейшего видоизменения в детских проектах. Это возможность не просто посмотреть, прочитать, но и поиграть с объектами, сделать с ними свой собственный проект. В настоящее время на базе Летописи.ру собрано множество иллюстрированных статей с учебными материалами и примерами проектов на языке Scratch. Доступ к этим материалам — http://letopisi.ru/index.php/Scratch
Сообщество NetLogo
В сети существует сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo. Адрес сообщества - http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/
Что можно делать в этом сообществе:
- Прочитать описание модели, ее назначение, принципы, которые лежат в основании
- Посмотреть выполнение программы в сети. Для этого достаточно просто запустить программу в своем браузере. Java-applet отработает и покажет в отдельном окне как работает модель
- Скачать модель и запустить на своем компьютере.
- Внести в модель изменения и использовать готовые процедуры, взятые из чужой модели внутри своих собственных программ.
- Загрузить свою собственную модель на общедоступный сервер http://ccl.northwestern.edu/netlogo/upload.shtml и предложить ее к обсуждению и совместному использованию.
Достаточно часто встречается формулировка - данная модель является продолжением или развитием модели - далее следует ссылка на предшествующую модель и имя её автора.
Некоторые модели NetLogo позволяют изучать процессы, кооперации, формирования сообществ и процессы совместного обучения:
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Cluster
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Homework_highschool
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Wireless-Coop-Mobile
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Network_growth
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Learning%20and%20Creativity
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/AdoptLearnOnLine - Как фермеры обмениваются своими опытами о земле
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/TeamAssembly - формирование команд
Насколько продуктивно работает сообщество? Сообщество исследовательское, создание модели требует достаточно высокого уровня программирования в среде NetLogo - так что количество загружаемых на сервер файлов не велико. Все загруженные модели пригодны для дальнейшего использования в учебном процессе.
Близкие по стилю организации сообщества:
Сообщество Сквик
В сети существует сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке Сквик.
Что можно делать в этом сообществе:
- Прочитать описание проектов
- Можно посмотреть примеры работ http://www.squeakland.org/whatis/a_essays.html и редактировать эти работы прямо в окне браузера, вставлять рисунки, менять цвета, рисовать на страницах, экспериментировать с формами и т.д.
Это просто доступные прямо в сети с использованием необходимого плагина управляемые программы.
- http://wiki.squeak.org/swiki/ Свики сообщества Сквика
Сообщество Мудл
Среда Мудл изначально рассматривалась создателем как порождение конструктивизма и конструкционизма. Интересно, что разработчик Мудла сам совершил путешествие в мир конструктивизма и внимательно разобрал различные его варианты - http://dougiamas.com/writing/constructivism.html
Важно обеспечить возможность для действия и обсуждения конструктивных действий внутри учебной оболочки. Ученики, преподаватели и конструкторы учебных курсов обладают внутри учебной оболочки разными возможностями для деятельности.
Ученики могут
- отвечать на вопросы в форумах
- добавлять к своим ответам цифровые объекты различных форматов
- обсуждать и оценивать работу других учеников
- пополнять глоссарий и ВикиВики учебного курса
Учителя могут:
- формировать задания
- разрабатывать новые варианты оценивания
- пополнять глоссарий и ВикиВики учебного курса
Конструкторы курса могут:
- добавлять в курс новые элементы
- расширять курс за счет внешних источников
- видоизменять дизайн и структуру курса
- Чтение и письмо в интернет-обучении - http://www.md-hr.ru/articles/?show=print&id=32890
- Dougiamas, M. (1998) A journey into Constructivism, http://dougiamas.com/writing/constructivism.html
- Dougiamas, M. (1999) Developing tools to foster online educational dialogue. In K. Martin, N. Stanley and N. Davison (Eds), Teaching in the Disciplines/ Learning in Context, (pp. 119-123). Proceedings of the 8th Annual Teaching Learning Forum, The University of Western Australia, February 1999. Perth: UWA. http://cleo.murdoch.edu.au/asu/pubs/tlf/tlf99/dj/dougiamas.html
Сообщество ВикиВики
Каждая ВикиВики площадка предоставляет сообществу возможность коллективно размещать, редактировать и связывать между собой текстовые фрагменты. Зачастую сообщество полностью открыто и любой желающий может сделать свой вклад - написать статью, поправить статью, разместить комментарий или оставить отзыв в обсуждении.
Для размещения цифровых объектов - изображений, карт знаний, видеофрагментов, обычно нужна регистрация.
Обычно размещаемые объекты достаточно просты, но с появлением шаблонов в МедиаВики открывается возможность конструировать.
Например, статья про конструкционистские сетевые сообщества собрана из нескольких готовых кусочков, каждый из которых - маленький кирпичик.
{{:Сообщество Скретч}} ---- {{:Сообщество NetLogo}} ---- {{:Сообщество Сквик}} ---- {{:Соообщество ВикиВики}}
Многочисленные дополнения (extensions) МедиаВики позволяют встраивать внутрь страниц внешние объекты - RSS потоки из альбомов Фликра или Пикасса, карты FreeMind, схемы Графвиз, календари и корпоративные поисковые машинки Гугла. Важно, что каждая страница открыта для копирования и видоизменения. Мы всегда можем посмотреть как устроена страница, скопировать, видоизменить и передать страницу к дальнейшему использованию в сообществе. Все как в сообществах Скретч, Сквик, NetLogo -