Семёнов, город Нижегородской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Приглашаем к путешествию.Кержацкая сторона.)
(Приглашаем к путешествию.Кержацкая сторона.)
Строка 27: Строка 27:
 
=Приглашаем к путешествию.Кержацкая сторона.=
 
=Приглашаем к путешествию.Кержацкая сторона.=
 
Если вы вступили на семеновскую землю, то знайте- она богата достопримечательностями. Приезжающие обычно удивляются, что можно попасть на те места, которые описаны Павлом Ивановичем Мельниковым-Печерским в его романе "В лесах".Большое внимание в романе уделяется Комаровскому старообрядческому скиту. Вы можете побывать  на тех местах, где некогда скит располагался.Дорога вас приведет к деревне Елфимово, а дальше пешком попроселечной дороге вы попадете на Каменный Вражек, а дальше на поклонный крест. Здесь находятся святые для старообрядцев захоронения- матери Манефы и Ионы Курносого. Могилы ухожены и почитаемы старообрядцами местных деревень. Близ села Пафнутово, у деревни Шарпано, находится скит отца Никандрия. Сегодня это место - памятник старообрядчества с охраняемыми колодчиком, часовней и могилой старца. У села Малое Зиновьево спросите дорогу на Шарпанский скит. Место,где он располагался , не пашут, хотя этот клочок земли лежит посреди поля. Здесь вы увидите каскад прудов, которые в свое время возвели монахи. Невдалеке располагался скит отца Серапиона. Здесь тоже находятся часовня и гробница. Рядом с деревней Трефилиха вы сможете увидеть следы скита матушки Фотиньи. Если ваш путь будет пролегать по Керженцу, то за деревней Взвоз, минуя приток- р.Санохта, сделайте остановку и осмотрите место расположения Оленевского скита. Он тоже описан в романе "В лесах".  
 
Если вы вступили на семеновскую землю, то знайте- она богата достопримечательностями. Приезжающие обычно удивляются, что можно попасть на те места, которые описаны Павлом Ивановичем Мельниковым-Печерским в его романе "В лесах".Большое внимание в романе уделяется Комаровскому старообрядческому скиту. Вы можете побывать  на тех местах, где некогда скит располагался.Дорога вас приведет к деревне Елфимово, а дальше пешком попроселечной дороге вы попадете на Каменный Вражек, а дальше на поклонный крест. Здесь находятся святые для старообрядцев захоронения- матери Манефы и Ионы Курносого. Могилы ухожены и почитаемы старообрядцами местных деревень. Близ села Пафнутово, у деревни Шарпано, находится скит отца Никандрия. Сегодня это место - памятник старообрядчества с охраняемыми колодчиком, часовней и могилой старца. У села Малое Зиновьево спросите дорогу на Шарпанский скит. Место,где он располагался , не пашут, хотя этот клочок земли лежит посреди поля. Здесь вы увидите каскад прудов, которые в свое время возвели монахи. Невдалеке располагался скит отца Серапиона. Здесь тоже находятся часовня и гробница. Рядом с деревней Трефилиха вы сможете увидеть следы скита матушки Фотиньи. Если ваш путь будет пролегать по Керженцу, то за деревней Взвоз, минуя приток- р.Санохта, сделайте остановку и осмотрите место расположения Оленевского скита. Он тоже описан в романе "В лесах".  
 +
 +
=Развитие Хохломского  промысла.Хохлома города Семёнова.=
 +
Подробнее хотелось бы рассмотреть вопрос об истории и развитии Хохломского промысла
 +
 +
 +
 +
 +
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел.
 +
Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв.
 +
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.
 +
Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне)
 +
  
 
{{Города Нижегородской области}}
 
{{Города Нижегородской области}}
  
 
[[Категория:Нижегородская область]]
 
[[Категория:Нижегородская область]]

Версия 17:50, 27 ноября 2008

СЕМЕНОВ - старинный крупнейший центр художественной обработки дерева. Богатый лесами край, активно заселявшийся в XVII веке, собрал немало умелых мастеров из числа старообрядцев и беглых ремесленников, которые занимались резьбой по дереву, изготовлением деревянной посуды, хохломской росписью.

Указом Екатерины II в 1779 году село Семеново было преобразовано в город. Семенов внесен в список исторически населенных мест России как памятник градостроительства под открытым небом. Автором плана постройки города был известный русский архитектор Я.А, Ананьин. Он использовал архитектурные принципы французского градостроительства - когда вес улицы сходятся к одной плошади. Современные архитекторы и сегодня придерживаются плана застройки города, разработанного в XVIII веке.


О славном купеческом прошлом города напоминают сохранившиеся добротные дома купцов: Рекшинских, Носовых, Шляпниковых, Киселевых. Семеновские купцы-старообрядцы строили для своих семей особняки из красного кирпича. Старожилы рассказывали, что для придания кирпичам граней различной формы, в том числе и полукруглой, работали специальные бригады каменотесов.

В одном из таких домов - двухэтажном особняке купца-старообрядца Петра Шарыгина - с 1980 года располагается Семеновский историко-художественный государственный музей. Файл:Усадьба купца Шарыгина.JPG

Первыми экспонатами музея стали уникальные произведения народных умельцев, которые длительное время собирал и хранил Г.П. Матвеев, основатель школы «Художественной обработки дерева». Наряду с лучшими образцами золотой хохломы, представлена в музее резьба по дереву, деревянная скульптура, семеновская игрушка.

В первом зале музея воссоздан интерьер XIX века. Резные скамьи, старинные керосиновые лампы, посуда знаменитых российских фарфоровых заводов.

Дореволюционному периоду истории Семеновского уезда и старообрядчеству посвящен следующий зал. Литературный зал познакомит с творчеством поэта-земляка Бориса Корнилова, с литературным наследием замечательного писателя-сказочника Сергея Афоньшина. В музее проводятся тематические выставки и экспозиции, посвященные знаменательным датам и знаменитым людям, прославившим город. Музей организует традиционный фольклорный праздник«В гостях у Семена-ложкаря», с «ярмаркой ремесел» и «городом мастеров». О старообрядческом прошлом Семенова напоминает действующая Никольская церковь, построенная старообрядцами Носовыми в конце XIX века. Файл:Никольская церковь.JPG

О традициях и обрядах заволжских старообрядцев, описанных П. И. Мельниковым-Печерским в книге «В лесах», расскажет зал старообрядчества.Семенов- центр нижегородских промыслов. С 17 века здесь точат ложки.Архивные источники зафиксировали первого профессионального ложкаря нижегородского Заволжья в1616году. Имя ему Гаврилко Иванов сын Лошкарев.Фамильное прозвище указывает на то, что и отец его был ложкарем. К концу 18 века на рынках России господствовала нижегородская ложка, в том числе и семеновская. Славится Семёнов и хохломской росписью. Хохломская роспись- самобытное проявление художественной одаренности русского народа, она впитала в себя природные исказочные мотивы. Файл:Хохлома2.JPG

А кто не знает знаменитую семеновскую матрешку? Первыми разъемную куклу стали точить мастера деревни Мериново, что недалеко от Семенова,Майоров и Вагин в начале 20-го века.Увидеть, как рождается золотая хохлома и красавица матрешка сейчас, можно на предприятиях художественных промыслов «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись». Продукция этих объединений получила мировое признание.

Город Семёнов - родина поэта Бориса Корнилова. В 30-е годы XX века его поэзия была очень популярна. Но жизнь его оборвалась в 1938 г. В городе Семёнове есть площадь Бориса Корнилова, на этой площади стоит памятник знаменитому поэту (автор А. Бичуков). Файл:Памятник Б.Корнилов.JPG Есть ещё один памятник-на площади Октябрьской революции. Это памятник трём коммунистам.Он установлен в 1979 году. Коммунисты Иван Козлов,Анатолий Дельфонцев и сочуствующий Никандр Завьялов погибли в схватке с бандитами, прятавшимися в лесах. Случилось это осенью 1919 года...

Приглашаем к путешествию.Кержацкая сторона.

Если вы вступили на семеновскую землю, то знайте- она богата достопримечательностями. Приезжающие обычно удивляются, что можно попасть на те места, которые описаны Павлом Ивановичем Мельниковым-Печерским в его романе "В лесах".Большое внимание в романе уделяется Комаровскому старообрядческому скиту. Вы можете побывать на тех местах, где некогда скит располагался.Дорога вас приведет к деревне Елфимово, а дальше пешком попроселечной дороге вы попадете на Каменный Вражек, а дальше на поклонный крест. Здесь находятся святые для старообрядцев захоронения- матери Манефы и Ионы Курносого. Могилы ухожены и почитаемы старообрядцами местных деревень. Близ села Пафнутово, у деревни Шарпано, находится скит отца Никандрия. Сегодня это место - памятник старообрядчества с охраняемыми колодчиком, часовней и могилой старца. У села Малое Зиновьево спросите дорогу на Шарпанский скит. Место,где он располагался , не пашут, хотя этот клочок земли лежит посреди поля. Здесь вы увидите каскад прудов, которые в свое время возвели монахи. Невдалеке располагался скит отца Серапиона. Здесь тоже находятся часовня и гробница. Рядом с деревней Трефилиха вы сможете увидеть следы скита матушки Фотиньи. Если ваш путь будет пролегать по Керженцу, то за деревней Взвоз, минуя приток- р.Санохта, сделайте остановку и осмотрите место расположения Оленевского скита. Он тоже описан в романе "В лесах".

Развитие Хохломского промысла.Хохлома города Семёнова.

Подробнее хотелось бы рассмотреть вопрос об истории и развитии Хохломского промысла



Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне)



Города Нижегородской области
Арзамас | Балахна | Богородск | Бор | Ветлуга | Володарск | Ворсма | Выкса | Горбатов | Городец | Дзержинск | Заволжье | Княгинино | Кстово | Кулебаки | Лукоянов | Лысково | Навашино | Нижний Новгород | Павлово | Первомайск | Перевоз | Саров | Семёнов | Сергач | Урень | Чкаловск | Шахунья
Персональные инструменты
Инструменты