Городец, город (Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Городец - один из древних и интересных русских городов на Волге, расположенный в 50 км. вверх по реке от города Нижнего Новгорода.

Содержание

История основания города

Городец - самый древний город Нижегородской земли, почти ровесник Москвы. В 1152 году Юрий Долгорукий перейдя древнюю реку Ра в месте, где в нее впадает Унжа, дошел до высот, где нашел селище Малый Китеж. Здесь был небольшой скит, где жили первые русские переселенцы - монахи. Юрий заложил здесь город и дал ему имя Городец - Радилов, что означает Городец на Волге или Волжский Городок. Существует ещё одна версия объяснения названия. В 1147 году Радил был послом князя Изяслава Мстиславовича к киевлянам и выступал на вече у Святой Софии. Позднее он, видимо, оказался в окружении Юрия Долгорукого и, когда тот ушел в Ростово-Суздальскую землю, стал его доверенным лицом при основании Городца, оставив свое имя в качестве уточняющего наименования древнего города на века.

Выбор места строительства Городца был обусловлен его предназначением – контроль и охрана соледобычи. Соль ценилась очень высоко и зачастую являлась таким же денежным эквивалентом как золото, серебро, и пушнина. Боевые речные суда городчан, постоянное стоявшие в заливах под городом, навсегда закрывали булгарам путь по Волге вглубь русских земель, а сам город стал местом сбора русских дружин и их подготовки к походам в Понизовье, местом дипломатических встреч и переговоров, великих владимиро-суздальских князей с подержавшими власть в Междуречье Оки и Волги народами.

Начальным местом возникновения древнего Городца явился район Княжеской горы. Крепостные валы Городца вокруг детинца и посада имели форму двух концентрических дуг, концы которых обращены к Волге. Вал насыпан из чистого материкового песка, строительство длилось 30 лет, землю приходилось носить в ведрах и даже в подолах и шапках. Восточный склон вала имел крутизну до 40 %. Длина вала была около 2100 метров. Вал посада имел три проезда с башнями и воротами.

Уже в 1155 году Городец становится центром Ростово-Суздальского княжества, приобретая значение перевалочного пункта на торговых путях из Владимира, Суздаля, Ростова Великого.

По велению князя Юрия Владимировича стали возводить Михайло-Архангельский собор, а также знаменитый Федоровский монастырь.

Князь Юрий Долгорукий правил Городцом недолго. Управление городом он передал своему сыну Василию, который и был первым удельным Городецким князем.

Деревоземляные укрепления Городца

Уникальным памятником древности Городца остаются три линии укреплений, которые и составляли в первые десятилетия существования города систему его обороны. Правда, практически срыты крепостные валы и засыпан ров Княжьей горы – сердца Городца на Волге. Далеко не по всему периметру сохранились мощными укрепления посада. А крепостные валы слободы древним строителями возведены лишь на высоту 2,5-3метра, да так брошены, породив о причинах этого у исследователей массу безответных вопросов.

Городецкие укрепления XII – XIII веков остаются поистине уникальным средоточием сразу трех линий крепости средневекового русского города, редкими не только для Нижегородского Поволжья, но и всей страны. На них можно изучать общие принципы и особенности отечественного оборонного зодчества домонгольского периода, а вот исследовал крепостную систему Городца лишь в 1960-1962 годах московских археолог А.Ф. Медведев.

Строительство крепости Городца началось с возведения рва и валов Княжьей горы (детинца), представлявшей собой ровное возвышенное плато левого, здесь высокого берега Волги, по сторонам ограниченного глубокими оврагами – вымывами, образовавшимися весенними водосборами и размывом мягких глинистых береговых пород.

Валы и рвы (около 550метров) дугой опоясали Княжью гору, на концах обрываясь осыпями в сторону Волги. Детинец занимал всего 3,5 гектара. Ширина снования вала составляла 22 метра, а рва – 18 метров, при общей высоте насыпи вала до 7 метров. Археологи выявили и сам процесс возведения Княжьей горы: сначала определялась ширина рва и крепостного вала, а затем с кромки напольной стороны рва земля переносилась на противоположный край вала, чтобы по возможности экономить усилия людей. При этом учитывался и наклон откосов вала. По мере насыпи валов подъем на него становился все круче, но зато расстояние от места копки и до места высыпки оказывалось все короче и короче. На завершающей же стадии работ бадьи с землей поднимали наверх приспособлением в виде колодезного «журавля». Крепостной ров Княжьей горы был глубиной 5,15 метра с острозаточенным частиком на дне. Колья имели диаметр 8-12 см. при длине до 70 см., и были воткнуты чуть-чуть наклонно в сторону ополья.

Только следует помнить, что деревоземляные русские крепости в XII веке башен не имели, а прясла стен составлялись из приставленных по гребню вала друг к другу городней – срубов в длину бревна (10-15м), заполненных внутри для устойчивости и надежности землей и хрящем (камнем, остатками керамического производства и изгаринами кузней). Для прохода на территорию детинца через ров рубился мост на режах (деревянных клетках), а вал вплоть до материка запускалось мощное воротное устройство, представляющее собой огромную рубленую проезжую башню с предмостным барбаканом и перерубом лагами в полувысоте, на которые насыпались земля и хрящ. В случае вражеского приступа концы лаг подрубались , и они вместе с хрящем падали вниз, создавая трудно преодолимый неприятелем завал. Дополнительным элементом обороны воротного устройства служил предмостный барбакан – частокол, за которым в начале осады укрывались защитники ворот, а затем он сжигался на месте.

Для защиты разросшегося вокруг детинца ремесленного посада следовало спешно возводить деревоземляные укрепления. Уже в замыслах это должна была стать крепость, периметр валов которой составлял 2100 метров. Ширина основания вала достигала 33метра при высоте насыпи от 9 до 15 метров. Среди укреплений других городов Древней Руси Городецкие валы уступали лишь высоте насыпных валов Киева, что свидетельствовало о каком-то особом предназначении Городца Радилова, с времени своего основания ни разу не пропустившего по Волге вглубь русских земель военные караваны судов булгар.

Возрождение Городца после нашествия отрядов Батыя

В 1238 году татарские отряды Батыя сожгли Городец дотла. Земляной вал оказался неприступным для врагов, но у него нашлось одно слабое место: были широкие ворота. В них-то ворвалась конница монгола - татар.

После нашествия отрядов Батыя город был отстроен заново. Во второй половине XIII века в Городце восстановили Федоровский монастырь, собор Михаила Архангела, ставшей усыпальницей местных удельных князей и городские укрепления, которые служили в XIV столетии надежной защитой для населения от проходящих татарских отрядов.

Яркой страницей в истории Городца является событие, связанное с именем великого полководца древней Руси Александра Невского. В 1263 году он здесь умер в одной из келий Федоровского монастыря, возвращаясь из ханской ставки Золотой Орды. В то время в Городце княжил брат Александра Невского Андрей.

В течение второй половины XIII века Городец находился сначала в управлении Георгия Андреевича, а затем и сына Александра Невского Андрея. Правда, сын Невского не завоевал славы защитника земли русской, а наоборот, преследуя своекорыстные интересы, не раз начинал междоусобные распри со своим братом Дмитрием Переславским. Несмотря на это, свой последний приют 27 июля 1304 года он также нашел в Городце в Михайло-Архангельском соборе.

По установившимся традициям его сын Михаил Андреевич сразу же отправился за ярлыком на Городецкий узел в Орду, но, пока он там находился, В Нижнем Новгороде «черные» люди перебили бояр и установили вечевую республику. Правда, просуществовала она недолго, меньше года.

Вышеизложенные факты красноречиво свидетельствуют, что Городец после монголо-татарского погрома 1238 и 1239 годов быстро восстановили свое былое значение крупного политического и экономического центра Северо-Восточной Руси.

Городец в XIV-XVI веках

Занимавший более выгодное военно-стратегическое и географическое положение Нижний Новгород имел больше возможностей стать политическим и торгово-экономическим центром Поволжья. И после того, как в 1341 году, Городец стал играть второстепенную роль тыловой крепости Великого Нижегородско-Суздальского княжества в сравнение с быстро отстраивавшейся тогда столицей, где во второй половине XIV века было возведено четыре каменных храма, каменные же укрепления детинца-кремля и дерево-земляная оборонительная линия посадов.

Городец подчинился Нижнему Новгороду и управлялся, в основном, братьями великого князя. Так, после смерти 2 июня 1365 года Андрея Константиновича борьба за великокняжеский стол развернулась между его братьями. Хотя по старшинству стол должен был принадлежать Дмитрию Константиновичу, власть захватил его младший брат Борис. Не помогли ни увещевания княгини-матери, ни требования митрополита Алексия, ни закрытие в качестве наказания ослушника нижегородских храмов специально присланным из Москвы Сергием Радонежским. Убедительным аргументом оказались лишь суздальско-московские полки под предводительством Дмитрия Константиновича. Борису не оставалось ничего, как смириться перед силой, благодаря старшего брата за выделенный ему удел. В условиях постоянных угроз монголо-татарских набегов мир и сотрудничество были выгодны обоим. Летом 1367 года ордынский князь Булак-Темир вторгся в южные районы Нижегородских земель вплоть до реки Сундовика. Объединенная нижегородско-городецкая дружина под предводительством обоих князей-братьев сумела не только прекратить разорение края, но и отбросила татар.

В 1370 году городчан во главе со своим князем Борисом совершили рейд в подвластные Орде булгарские земли. Не имея возможности противостоять нижегородской рати, булгарский князь Осан попытался откупиться дарами, но все равно был вынужден уступить власть стороннику русской ориентации князю Салтану. Участвовала Городецкая рать и в успешном походе 1375 года на Тверь, организованном московским великим князем Дмитрием Ивановичем, будущим Донским.

Правда, в сложившихся условиях для не разоренного Городца появилась возможность несколько поднять свое значение политического и духовного центра края, тем более что переживший столь сильное потрясение Дмитрий Константинович угасал прямо на глазах и, казалось, дни его были сочтены. Стремясь перехватить ярлык на Нижегородско-Суздальское княжение у немощного брата, Борис отправился «в Орду с своего Городца». Однако хан Тохтамыш не спешил. Он не хотел отнимать ярлык у живого Дмитрия Константиновича и только после его смерти 6 июля 1383 года передал «княжение Нижнего Новгорода князю Борису». После чего уже Городецкий удел стал объектом борьбы сыновей-княжечей Дмитрия и Бориса Константиновичей.

В 1388 году сын Дмитрия Константиновича Василий сумел выпросить в Орде Городец себе в удел, что вызвало недовольство Бориса, а это в свою очередь – выступление Городецкой рати, подкрепленной дружинами Можайска, Звенигорода и Волока. Окружив Нижний Новгород, объединенные войска сыновей Дмитрия Константиновича Василия и Семена пять дней не пропускали в город жителей и купцов. Таким образом, Городец получил некоторую административную самостоятельность. Но ненадолго. Вскоре он был уступлен злейшему врагу Москвы Михаилу Александровичу Тверскому. Стремясь противопоставить Городец Нижнему Новгороду, с 1392 года вошедшему в состав Московского великого княжества, Михаил Александрович пытался всячески поднять его авторитет: возвел главный городской Михаило-Архангельский собор из камня, для освещения которого 8 ноября 1398 года сюда был прислан тверской епископ Арсений. Но после смерти Михаила Александровича в 1399 году Городец по духовному завещанию перешел сначала его сыну Ивану, а затем путем обмена в вотчину друга и соратника Дмитрия Донского Владимира Андреевича Серпуховского (1353-1410), вся жизнь которого была посвящена возвышению Москвы и борьбе с ее врагами.

Городец этой поры был важным не только воено-стратегичеким пунктом, но и крупным культурным центром Северо-Восточной Руси. Мы можем предполагать наличие в Городце XIV века своего летописания, а в Москве, вместе с прославленными живописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым, расписывающими в 1405 году кремлевским Благовещенским собор, назван и Прохор из Городца, стоявший в одном ряду с самыми прославленными иконописцами Руси, именем которого может гордиться не только древний Городец, но и вся наша страна.

Трудно предсказать возможный характер дальнейшего исторического развития Городца в XV веке, если б не нашествие рати ордынского хана Едигея. В 1408 году город был дотла сожжен направляющимся на Москву из Казани татарским ханом Едигеем. Разгром был настолько большой, что почти в течении 150 лет Городец оставался в запустенье: называли его тогда «Пустой Городец». А в 1536 году совершили нападение казанские татары.

Городец в XVII-XIX веках

В 1612 году Городецкие жители совместно с нижегородским ополчением под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина участвовали в очищении Москвы от польских интервентов.

Царь Петр I в 1722 году, совершая путешествие в Астрахань для закладки там морского пути, посетил Городец и бывший Федоровский монастырь. Еще в XVII – XVIII веках как Нижний Новгород, Балахна и Городец стали центром судостроения. Возникновение судостроения относится к 1722 году. Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Петр I вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское. Петр I привлек городецких кораблестроителей к созданию русского флота, участвовавшего в походах на Азов

Екатерина Великая в 1767 году, совершая поездку по Волге на галере «Тверь» от Казани до Ярославля, посетила Городец 19 мая.

Археологические раскопки на территории Городца

Уже изначальные археологические исследования 1960 и 1962 годов А.Ф. Медведева показали, что территория посада Городца была вскоре же после основания города застроена вдоль мощеных улиц весьма плотно полуземлянками, заглубленными в материк до полутора метров, и имевшими по углам четыре столба, служивших опорой для деревянных стен и кровли. Печь возводилась в прирубе сеней, находясь, таким образом, за пределами горницы, и лишь устье печи выходило в жилую часть полуземлянки. Около жилища располагались отхожие ямы и места производств, прежде всего кузнечных, оружейных, глиняных.

Находка археологами нескольких писал (металлических стержней с острым концом) свидетельствуют о грамотности населения, писавшего свои послания на бересте или вощаных дощечках. Находка же шлема с позолотой, равно как и мечей, боевых топоров, засапожных ножей говорит не только о постоянном пребывании здесь военного гарнизона, но и о жестоких битвах при обороне города, прежде всего от монголо-татар.

Благодаря экономическим и торговым связям с самыми отдаленными регионами Древней Руси Городец развивался столь бурно, сто жилая застройка к началу XIII столетия перевалила за валы посада. К освоенной территории Городца (63,5 гектара) пригородили с северо-востока еще слободу (17 гектар) и тотчас приступили к насыпи третьей линии обороны города. Но возвести укрепления слободы не успели. Какие-то более важные и спешные работы (скорее всего, основание Нижнего Новгорода и создание там деревоземляной крепости после договора владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича с булгарами в Городце в 1220 году) отвлекли строителей. Разразившиеся же вскоре татаро-монгольское нашествие навсегда оставило реализацию этого проекта.

Обнаружение в археологических раскопках янтарных ювелирных изделий говорит о деловых связях Городца с Прибалтикой, шиферных пряслиц – о продолжавшихся торговых контактах с Киевом и Овручем, среднеазиатской и золотоордынской поливной керамики – о доставке в Городец товаров (масла в кувшинах, а также вин, сухофруктов) из Хивы и Бухары. Вообще, древний Городец жил полнокровной жизнью, но монголо-татары разрушили, казалось, прочно устоявшийся бит и подвергли сомнению само существование бурно развивающегося города.

Памятники архитектуры

Федоровский мужской монастырь

Согласно легенде, возник в начале ХIV века. В середине ХVI века на средства царя Ивана Грозного, в честь рождения сына, царевича Федора, здесь был возведен Федоровский собор.

В 1667 г. монастырь был обращен в женский. Вскоре царским указом его превратили в место насильственного заточения женщин за самые разные преступления. Среди его узниц - сторонницы царевны Софьи Алексеевны, жена генерал-прокурора Сената П.И. Ягужинского и др. Одновременно в монастыре жили и монахини, не только не потерявшие связь с внешним миром, но и сохранившие отношения с двором. Среди них особое место занимает воспитанница царицы Натальи Кирилловны - Наталья Взимкова, чьи взаимоотношения с семьей Петра I до сих пор окутаны тайной. В это время обитель неоднократно посещалалась царем Петром I и членами его семьи. Несколько тысяч рублей пожаловала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. На эти средства в начале ХVIII века были построены Казанская и Введенская церкви.

В настоящее время здания монастыря переданы Никольской женской обители.

Во время путешествия по Городцу обязательно нужно посетить храм, в котором есть необыкновенное природное чудо - крест в дереве.

Крест из дерева.jpg

Михайло-Архангельский храм

Был срублен вскоре после основания Городца. Первое документальное подтвержденное известие о нем относится к началу XIV века. Михайло- Архангельская церковь сохраняется и в наше время.

Троицко - Никольский погост (собор)

Упоминание о еще пока деревянном храме Живоначальной Троицы встречается в Писцовой книге 1627 года. Точная дата постройки Никольской каменной соборной церкви не выявлена. В камне храм был отстроен примерно в 1680-1690-е годы. Соборный комплекс, находящийся в центре города, на самом красивом месте крутого берега, служил людям духовным утешением долгие годы, пока в 1930-х годах не был закрыт.

Церковь Владимирской Божьей Матери

Построена в XVII веке. Ее композиционная роль в застройке Городца была особо важной, но проходили годы, и без должного надзора здание теряло свои части, превращаясь из памятника истории культуры в груду кирпича. И, несмотря на достаточную сохранность основного четверика здания, большинство жителей даже не знают о наличии в их городе памятника.

Спасская церковь

Её строительство было завершено 3 ноября 1754 года. Сгорела 22 июля 1838 года.

Успенская единоверческая церковь

12 мая 1831 года закипела работа по возведению церкви. Как не противились раскольники деятельности Единоверческой Успенской церкви, но, как видно из отчетов она имела успех.


Развитие народных художественных промыслов

Городец – родина самых разнообразных промыслов. Казалось, не было такого занятия на Руси, которое бы не освоили городчане. Причем освоили по-своему, подняв промысел до высокого искусства.

Городецкие плотники строили расшивы, баржи, беляны, украшая их борта затейливой глухой резьбой. Постепенно резьба по дереву внедрялась в крестьянскую архитектуру, а это усиливало значение декоративного искусства в деревенском быту. Во многих деревнях Городецкого района почти все дома были разукрашены глухой резьбой, словно увешаны тонким кружевом. Резьбой обрабатывались шкафы, киоты, столы, скамьи, домашняя утварь и орудия крестьянского труда.

Но самым значительным видом народного искусства вслед за Городецкой резьбой заслуженно считается самобытная, изумительная по своим художественным достоинствам Городецкая роспись, отразившая могучие творческие силы народа. Свободный, гибкий и сильный мазок Городецкой росписи придает живую и подвижную орнаментальность и является элементом не только красочным, но и композиционным. Излюбленным ее мотивом является цветок, яркий, веселый.

На основе этого народного, самобытного искусства Городецкой росписи в наших краях с давних пор зародилась и выросла древнерусская живопись - иконопись, которая является художественным образцом мирового искусства. И в этой связи ярко вырисовывается деятельность крупного художника древней Руси, сподвижника великого Андрея Рублева – Прохора из Городца. В Благовещенском соборе Московского Кремля есть надпись под одной иконой: «Прохор с Городца». Это же имя упоминается в Троицкой летописи за 1405 год. Храмы земли Городецкой.

Городец оставил нам богатое художественное наследие: это и резьба по дереву, так называемая ,,глухая домовая резьба, и инкрустированные мореным дубом донца прялок – настоящие шедевры народного творчества, это удивительная городецкая роспись, это резные пряничные доски

Городец был известен и такими промыслами, как золотное шитьё, гончарное ремесло, лозоплетение, кружевоплетение, ткачество полотна, выпечка пряников.

Знаменитые городчане

Городчане гордятся своими славными земляками:

  • Иван Гаврилович Блинов – художник и каллиграф, он написал древнерусским почерком много книг и создал немало картин.
  • А.А.Смирнов - писатель, В Городце начинал свою литературную деятельность.
  • В.Яхонтов - актер, мастер художественного чтения. Его детство и юность прошли в Городце.
  • В.Ф. Васильев - Заслуженный артист РСФСР.
  • А.С.Ведерников - известный советский художник .

Улицы Городца

В Городце имеется большое колличество улиц. Одна из самых больших и красивых это улица Меллиораторов.

Образовательные учреждения города


Города Нижегородской области
Арзамас | Балахна | Богородск | Бор | Ветлуга | Володарск | Ворсма | Выкса | Горбатов | Городец | Дзержинск | Заволжье | Княгинино | Кстово | Кулебаки | Лукоянов | Лысково | Навашино | Нижний Новгород | Павлово | Первомайск | Перевоз | Саров | Семёнов | Сергач | Урень | Чкаловск | Шахунья
Персональные инструменты
Инструменты
Акция ВЫХОДИ В ИНТЕРНЕТ 2015

организаторы проекта
PH International
www.Iteach.ru
Корпорация Intel
Компания ТрансТелеКом