Семёнов, город Нижегородской области
СЕМЕНОВ - старинный крупнейший центр художественной обработки дерева. Богатый лесами край, активно заселявшийся в XVII веке, собрал немало умелых мастеров из числа старообрядцев и беглых ремесленников, которые занимались резьбой по дереву, изготовлением деревянной посуды, хохломской росписью.
Указом Екатерины II в 1779 году село Семеново было преобразовано в город. Семенов внесен в список исторически населенных мест России как памятник градостроительства под открытым небом. Автором плана постройки города был известный русский архитектор Я.А, Ананьин. Он использовал архитектурные принципы французского градостроительства - когда вес улицы сходятся к одной плошади. Современные архитекторы и сегодня придерживаются плана застройки города, разработанного в XVIII веке.
О славном купеческом прошлом города напоминают сохранившиеся добротные дома купцов: Рекшинских, Носовых, Шляпниковых, Киселевых. Семеновские купцы-старообрядцы строили для своих семей особняки из красного кирпича. Старожилы рассказывали, что для придания кирпичам граней различной формы, в том числе и полукруглой, работали специальные бригады каменотесов.
В одном из таких домов - двухэтажном особняке купца-старообрядца Петра Шарыгина - с 1980 года располагается Семеновский историко-художественный государственный музей. Файл:Усадьба купца Шарыгина.JPG
Первыми экспонатами музея стали уникальные произведения народных умельцев, которые длительное время собирал и хранил Г.П. Матвеев, основатель школы «Художественной обработки дерева». Наряду с лучшими образцами золотой хохломы, представлена в музее резьба по дереву, деревянная скульптура, семеновская игрушка.
В первом зале музея воссоздан интерьер XIX века. Резные скамьи, старинные керосиновые лампы, посуда знаменитых российских фарфоровых заводов.
Дореволюционному периоду истории Семеновского уезда и старообрядчеству посвящен следующий зал. Литературный зал познакомит с творчеством поэта-земляка Бориса Корнилова, с литературным наследием замечательного писателя-сказочника Сергея Афоньшина. В музее проводятся тематические выставки и экспозиции, посвященные знаменательным датам и знаменитым людям, прославившим город. Музей организует традиционный фольклорный праздник«В гостях у Семена-ложкаря», с «ярмаркой ремесел» и «городом мастеров». О старообрядческом прошлом Семенова напоминает действующая Никольская церковь, построенная старообрядцами Носовыми в конце XIX века. Файл:Никольская церковь.JPG
О традициях и обрядах заволжских старообрядцев, описанных П. И. Мельниковым-Печерским в книге «В лесах», расскажет зал старообрядчества.Семенов- центр нижегородских промыслов. С 17 века здесь точат ложки.Архивные источники зафиксировали первого профессионального ложкаря нижегородского Заволжья в1616году. Имя ему Гаврилко Иванов сын Лошкарев.Фамильное прозвище указывает на то, что и отец его был ложкарем. К концу 18 века на рынках России господствовала нижегородская ложка, в том числе и семеновская. Славится Семёнов и хохломской росписью. Хохломская роспись- самобытное проявление художественной одаренности русского народа, она впитала в себя природные исказочные мотивы. Файл:Хохлома2.JPG
А кто не знает знаменитую семеновскую матрешку? Первыми разъемную куклу стали точить мастера деревни Мериново, что недалеко от Семенова,Майоров и Вагин в начале 20-го века.Увидеть, как рождается золотая хохлома и красавица матрешка сейчас, можно на предприятиях художественных промыслов «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись». Продукция этих объединений получила мировое признание.
Город Семёнов - родина поэта Бориса Корнилова. В 30-е годы XX века его поэзия была очень популярна. Но жизнь его оборвалась в 1938 г. В городе Семёнове есть площадь Бориса Корнилова, на этой площади стоит памятник знаменитому поэту (автор А. Бичуков). Файл:Памятник Б.Корнилов.JPG Есть ещё один памятник-на площади Октябрьской революции. Это памятник трём коммунистам.Он установлен в 1979 году. Коммунисты Иван Козлов,Анатолий Дельфонцев и сочуствующий Никандр Завьялов погибли в схватке с бандитами, прятавшимися в лесах. Случилось это осенью 1919 года...
=
Подробнее хотелось бы рассмотреть вопрос об истории зарождения хохломского промысла и его развитии.
Содержание |
1.Что такое Хохломская роспись.
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне)
2.Зарождение Хохломской росписи
Впервые упоминание о селе Хохлома встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков.
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и « возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.�Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи.
Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмнно, Хрящи н Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды .
Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
3.Техника Хохломской росписи
Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий н требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изготовлявшейся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки — так называемое «белье» — сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке.
Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии.
Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
�В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.
В соответствии с новой техникой окраски изменился и орнамент: место пышных цветов с белильными оживками заняла скромная и изящная хохломская травка. Веточки с ягодами и цветами с удивительной свободой размещались по поверхности предмета, следуя его форме, тонкие волнистые стебельки то охватывали его плавными изгибами, то тянулись вверх. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников.
Украшая самые разные по форме изделия, хохломские художники проявили себя искусными декораторами. Расписывая, например, чашку или блюдо, мастер четко выделял дно, помещая в нем розетку, а от ее центра, подобно солнечным лучам, разводил линии к краям предмета. По стенкам чашки наносил узор — осочку — из косых черных и красных мазков. Они напоминали собой стебли травы, как бы склонившейся от порыва ветра.
4.Развитие Хохломской росписи в начале ХХ века.
В конце XIX и начале XX века хохломское живописное искусство пришло в упадок. Попадавшие в полную зависимость от скупщиков, мастера постепенно разорялись, уходили на другие заработки или нищенствовали.
От копоти и дыма часто угорали, иногда по трое суток лежали без движения, от едкого дыма рано портилось зрение.�Работали на скупщика, а тот ставил жесткие условия: не выполнишь заказ, другого не даст. Поэтому работали круглый год, даже огорода не было времени обработать.
Оплата за работу была предельно низкой: к началу нашего века, например, за тысячу окрашенных ложек вместо 25 рублей стали платить всего один рубль тридцать копеек. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции искусство золотой Хохломы было возрождено, изделия хохломских художников вновь стали пользоваться мировой славой.
5.Хохломская роспись города Семёнова
В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».
С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.
В настоящее время ЗАО "Хохломская роспись" стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Продукция предприятия поставляется на внутренний рынок, более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. А также экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию, ЮАР, Данию и другие.
Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер-классе по росписи матрешки. А также заказать обед по индивидуальному меню. К вашим услугам - просторная столовая или банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в «царской посуды".
На фабрике есть и свой музей – ассортиментный кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка – 2 метра 67 см и полутораметровая чаша. А также магазин, в котором по доступным ценам можно купить все, что производится на фабрике.
Ещё одно достижение хохломичей – всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», который был организован в 2004 году и стал традиционным. Ежегодно в начале июня на предприятии и в городе встречают гостей. Проводятся дни открытых дверей, выставки, мастер-классы и другие увлекательные мероприятия.
6.Продукция предприятия «Хохломская роспись»
1.Токарные и резные изделия с хохломской росписью
2.Столярная мебель из массива древесины
3. Матрёшка. Семеновский край издавна славится производством знаменитой куклы, ставшей традиционным русским сувениром. Сегодня это один из наиболее экспортируемых продуктов предприятия.
4. Хохломская миниатюра – новое направление хохломского искусства; здесь очень тонкая роспись в хохломском стиле очень удачно украшает коробки круглых форм.
5. Иконы. В 1993 г. на предприятии "Хохломская роспись" была организована иконописная мастерская. За это время были созданы сотни уникальных работ для церквей, храмов и частных заказчиков.
6.Приемам иконописи наши мастера обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. А сама мастерская включена в состав Патриарших Мастерских России. Мастера пишут лики по церковным канонам, применяя темперную краску, сами её заготавливают, как это делали древнерусские иконописцы, но при обработке применяют хохломскую технологию, аналогов которой нет во всем мире.
Руководителем предприятия является Коротков Николай Васильевич. Он имеет звание заслуженного работника культуры РФ, награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени. В 2003 году Российский союз товаропроизводителей присудил ему высшую экономическую премию имени А. Н. Косыгина.
7.Люди предприятия
Люди предприятия, мастера своего дела, заслуженные художники, династии На предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе более 400 художников. Многие из них – по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творческого наследия старых мастеров, свое видение рисунка и особый почерк. Очень важно, что руководство предприятия сумело сохранить творческий потенциал – те кадры, которые ведут за собой молодежь. Это В. К. Швецова, Т. В. Баранова, Н. И. Глинкина, Р. Н. Нечаева, Н. Н. Солоницына, И. А. Фролова, Н. В. Ушакова, С. А. Торопова и другие. Многие из них имеют почетные звания Заслуженного художника РФ, члена Союза художников России. Благодаря их труду и любви к своему делу, хохломской промысел получил известность и мировую славу. На фабрике работает много династий – семьи Швецовых, Афониных, Романовых, Тороповых. Они немало сделали и продолжают вносить заметную лепту в развитие хохломского промысла.
8.Заключение.
Хохломская роспись-это не просто народный художественный промысел, а это величайшее искусство мастеров, создаваемое не только для воплощения фантазии на изделиях, и их продажи, а ещё и для развития эстетического вкуса людей и любви к прекрасному.
Города Нижегородской области |
Арзамас | Балахна | Богородск | Бор | Ветлуга | Володарск | Ворсма | Выкса | Горбатов | Городец | Дзержинск | Заволжье | Княгинино | Кстово | Кулебаки | Лукоянов | Лысково | Навашино | Нижний Новгород | Павлово | Первомайск | Перевоз | Саров | Семёнов | Сергач | Урень | Чкаловск | Шахунья |