Семёнов, город Нижегородской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(1.Что такое Хохломская роспись.)
(3.Техника Хохломской росписи)
Строка 69: Строка 69:
 
Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.�В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.
 
Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.�В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.
  
 +
[[изображение:ohloma2.png]]
 
{{Города Нижегородской области}}
 
{{Города Нижегородской области}}
  
 
[[Категория:Нижегородская область]]
 
[[Категория:Нижегородская область]]

Версия 23:11, 27 ноября 2008

СЕМЕНОВ - старинный крупнейший центр художественной обработки дерева. Богатый лесами край, активно заселявшийся в XVII веке, собрал немало умелых мастеров из числа старообрядцев и беглых ремесленников, которые занимались резьбой по дереву, изготовлением деревянной посуды, хохломской росписью.

Указом Екатерины II в 1779 году село Семеново было преобразовано в город. Семенов внесен в список исторически населенных мест России как памятник градостроительства под открытым небом. Автором плана постройки города был известный русский архитектор Я.А, Ананьин. Он использовал архитектурные принципы французского градостроительства - когда вес улицы сходятся к одной плошади. Современные архитекторы и сегодня придерживаются плана застройки города, разработанного в XVIII веке.


О славном купеческом прошлом города напоминают сохранившиеся добротные дома купцов: Рекшинских, Носовых, Шляпниковых, Киселевых. Семеновские купцы-старообрядцы строили для своих семей особняки из красного кирпича. Старожилы рассказывали, что для придания кирпичам граней различной формы, в том числе и полукруглой, работали специальные бригады каменотесов.

В одном из таких домов - двухэтажном особняке купца-старообрядца Петра Шарыгина - с 1980 года располагается Семеновский историко-художественный государственный музей. Файл:Усадьба купца Шарыгина.JPG

Первыми экспонатами музея стали уникальные произведения народных умельцев, которые длительное время собирал и хранил Г.П. Матвеев, основатель школы «Художественной обработки дерева». Наряду с лучшими образцами золотой хохломы, представлена в музее резьба по дереву, деревянная скульптура, семеновская игрушка.

В первом зале музея воссоздан интерьер XIX века. Резные скамьи, старинные керосиновые лампы, посуда знаменитых российских фарфоровых заводов.

Дореволюционному периоду истории Семеновского уезда и старообрядчеству посвящен следующий зал. Литературный зал познакомит с творчеством поэта-земляка Бориса Корнилова, с литературным наследием замечательного писателя-сказочника Сергея Афоньшина. В музее проводятся тематические выставки и экспозиции, посвященные знаменательным датам и знаменитым людям, прославившим город. Музей организует традиционный фольклорный праздник«В гостях у Семена-ложкаря», с «ярмаркой ремесел» и «городом мастеров». О старообрядческом прошлом Семенова напоминает действующая Никольская церковь, построенная старообрядцами Носовыми в конце XIX века. Файл:Никольская церковь.JPG

О традициях и обрядах заволжских старообрядцев, описанных П. И. Мельниковым-Печерским в книге «В лесах», расскажет зал старообрядчества.Семенов- центр нижегородских промыслов. С 17 века здесь точат ложки.Архивные источники зафиксировали первого профессионального ложкаря нижегородского Заволжья в1616году. Имя ему Гаврилко Иванов сын Лошкарев.Фамильное прозвище указывает на то, что и отец его был ложкарем. К концу 18 века на рынках России господствовала нижегородская ложка, в том числе и семеновская. Славится Семёнов и хохломской росписью. Хохломская роспись- самобытное проявление художественной одаренности русского народа, она впитала в себя природные исказочные мотивы. Файл:Хохлома2.JPG

А кто не знает знаменитую семеновскую матрешку? Первыми разъемную куклу стали точить мастера деревни Мериново, что недалеко от Семенова,Майоров и Вагин в начале 20-го века.Увидеть, как рождается золотая хохлома и красавица матрешка сейчас, можно на предприятиях художественных промыслов «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись». Продукция этих объединений получила мировое признание.

Город Семёнов - родина поэта Бориса Корнилова. В 30-е годы XX века его поэзия была очень популярна. Но жизнь его оборвалась в 1938 г. В городе Семёнове есть площадь Бориса Корнилова, на этой площади стоит памятник знаменитому поэту (автор А. Бичуков). Файл:Памятник Б.Корнилов.JPG Есть ещё один памятник-на площади Октябрьской революции. Это памятник трём коммунистам.Он установлен в 1979 году. Коммунисты Иван Козлов,Анатолий Дельфонцев и сочуствующий Никандр Завьялов погибли в схватке с бандитами, прятавшимися в лесах. Случилось это осенью 1919 года...

=


Подробнее хотелось бы рассмотреть вопрос об истории зарождения хохломского промысла и его развитии.

1.Что такое Хохломская роспись.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне)

2.Зарождение Хохломской росписи

Впервые упоминание о селе Хохлома встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков.

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и « возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.�Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи.


Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмнно, Хрящи н Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды .

Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.

Hohloma1.png

3.Техника Хохломской росписи

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий н требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изготовлявшейся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки — так называемое «белье» — сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке.


Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.�В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.

Файл:Ohloma2.png

Города Нижегородской области
Арзамас | Балахна | Богородск | Бор | Ветлуга | Володарск | Ворсма | Выкса | Горбатов | Городец | Дзержинск | Заволжье | Княгинино | Кстово | Кулебаки | Лукоянов | Лысково | Навашино | Нижний Новгород | Павлово | Первомайск | Перевоз | Саров | Семёнов | Сергач | Урень | Чкаловск | Шахунья
Персональные инструменты
Инструменты