Дом памяти Виталия Маслова
Из первых уст
"О первом в нашей стране Доме памяти, созданном в 1984 году Масловым в родовой своей деревне Сёмже Архангельской области я слышала от него давно. Затем в журнале «Северные просторы» прочла статью Сергея Доморощенкова «Родовое гнездо» («Чем глубже наша память, наши корни, тем мы прочнее все вместе и каждый из нас»). Разве могла подумать, что побываю в этом храме памяти, да еще зимой, и буду разгадывать его при свете двух тусклых керосиновых «летучих мышей» и трех карманных фонариков.
Мы приехали в Сёмжу затемно, и все же я попросила старшего брата Виталия Семеновича Сергея Семеновича показать нам Дом-музей. Он согласился с радостью и провел прекрасную экскурсию. Видела немало разных музеев, но этот не похож ни на какой другой. Здесь нет комнат с экспонатами, нет стеллажей, только стены бывшего пожарного депо. Даже не было общепринятого потолка, наверно, это и создавало впечатление настоящего храма, где вместо иконописных сводов были флаги Андрея Первозванного с ликом Спаса нерукотворного, красные флаги...
"...В доме - никакого лоску. Все просто, строго. На белых листах бумаги типографским способом отпечатаны фамилии дорогих Маслову людей». Рассматривая эти необычные экспонаты памяти, замечаем, что каждая вторая фамилия - Масловы. Нет, не все родственники Виталия Семеновича - однофамильцы, земляки..."
Подходим к стенке «Солдатские вдовы». Сергей Семенович показывает на рамочку, где значится «Клавдия Семеновна Маслова» и уточняет: «Наша тётушка, у неё на фронте погиб муж Артемий Никифорович, а на похороны Виталия Семеновича приехали два ее сына – Николай Артемьевич и Геннадий Артемьевич.»
Во втором разделе «Солдатские матери» указана сестра Клавдии Семеновны - Варвара Семёновна Маслова, потерявшая на фронте сыновей. Сергей Семенович продолжает: «Наш род в деревне носит прозвище Беличьи, по бабушке Белихи. Фамилии на стенах в основном повторяются - Масловы, Филатовы, представлен род Поповых, есть один Лаврентьев...
Далее фамилии сёмжан, погибших на фронтах Гражданской, финской и Отечественной войн. Виталий Семёнович нашёл и отметил имена земляков, погибших в Русско-японской войне 1904-1905 годов, искал воинов, сложивших головы во времена правления Петра I. Одна стена посвящена тем, кто воевал и вернулся домой. Их Сергей Семенович помнит почти всех.
Для отца Аристарха в Доме памяти стали откровением имена сёмжан. Он говорил: «Поразительно то, к каким глубоким истокам своих пред¬ков припадал Виталий Семёнович. Эти имена для меня, филолога и священника, помещённые на стенах Дома памяти - великая радость. Сейчас нет таких имён. В каждом имени тайна. Мы видим имена, которые вообще не существуют сейчас, ну, может, разве только в монашестве: Авинир, Авдий, Виссарион, Киприан, Евлампий, Авраамий, Трифон... Люди, которые жили в этой поморской деревне с такими именами, конечно же, несли на себе отпечаток того, что они уникальны, они - космос».
До сих пор на Мезенщине в ходу имена старинные, необычные. Пишет об этом и Виталий Семенович: «Люблю читать мезенскую газету ещё и за то, что имена необычные - в этой газете явление обычное. Елуков Вячеслав Разумович. Спрашиваю, как звали отца. Отвечают: Разум. Милетина, Анкидин, Елконида... И это — имена совсем не старых людей. Милетине - 50. Анкиниде - столько же... Имя Гигантий - законное, от рождения имя - дано при крещении задолго до конца прошлого, 19-го, столетия. И наоборот, имена Галярий, Фелицата, Кантидия - имена нынешних молодых людей, все три из одного номера районной газеты».
Рядом с фотографией отца Семёна Виссарионовича сёмжане уже повесили фото и Виталия Семеновича. Так решили земляки: «Пока - поближе к отцу, позже сделаем и рамочку, и место определим».
На небольшом столике - широкая рукописная книга пятидесяти сёмженских родов, некоторые отражены до девятого колена. Книга также создана Виталием Семеновичем. И сегодня, приезжающие сюда родственники из Мурманской или Архангельской областей, из Санкт-Петербурга, Каменки по ней легко отыщут свои корни и внесут в родовую книгу вновь рождённых. Здесь есть место каждому. Главная задача Дома памя¬ти - сохранить имена земляков - выполнена.
Через этот Дом памяти, через эту книгу своих земляков Маслов точно родовой пуповиной крепко-накрепко связал друг с другом... Они очень похожи - братья Масловы, Виталий Семёнович и Сергей Семёнович, даже интонацией в голосе. Только речь нашего экскурсовода быстрая, перекатистая, но когда он, что-то вспо¬миная, затягивал слова, я вздрагивала, оборачивалась, точно рядом слышала живого Виталия Семёновича…
(Из рассказа Большаковой Надежды Павловны - заведующая литературным и саамским музеем в посёлке Ревда, член Союза писателей России. Декабрь 2001 г. - Научно-практический журнал «Наука и бизнес на Мурмане», № 6 (33), 2002 год (Альманах «Гражданин и подвижник Севера. Памяти В.С. Маслова»)