Принципы дизайна сетевых сообществ

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(= Возможности MediaWiki)
 
Строка 7: Строка 7:
 
# [[Википаттерны]] Wikipatterns
 
# [[Википаттерны]] Wikipatterns
 
# Designing for Remixing (Monroy-Hernández A. Designing for remixing : supporting an Online community of amateur creators. 2013.))
 
# Designing for Remixing (Monroy-Hernández A. Designing for remixing : supporting an Online community of amateur creators. 2013.))
 +
# Принципы Роснэ
  
 
== Принципы MediaMoo (Bruckman) ==
 
== Принципы MediaMoo (Bruckman) ==
Строка 112: Строка 113:
 
=== Мягкое управление ===
 
=== Мягкое управление ===
 
Система должна позволять администраторам задавать направление развития интернет-сообщества через популяризацию как отдельных видов деятельности, так и взаимодействия. Например, некоторые проекты могут быть представлены на главной странице, участникам могут быть предложены темы для проектов и соревнования.  Конечно, эти предложения могут быть проигнорированы участниками, поскольку это их свободный выбор.  
 
Система должна позволять администраторам задавать направление развития интернет-сообщества через популяризацию как отдельных видов деятельности, так и взаимодействия. Например, некоторые проекты могут быть представлены на главной странице, участникам могут быть предложены темы для проектов и соревнования.  Конечно, эти предложения могут быть проигнорированы участниками, поскольку это их свободный выбор.  
 +
 +
 +
== Принципы Роснэ ==
 +
# «Сохранять разнообразие». Для того чтобы поддерживать стабильность системы,  поддерживать устойчивое развитие (sustainable development), нужно сохранять разнообразие и даже специально культивировать его. Всякое упрощение опасно, поскольку оно чревато грядущими нестабильностями.
 +
# Не открывать петлей саморегуляции системы. Изолирование одного фактора ведет к точечным, локальным действиям, последствия которых очень часто дезорганизуют всю систему.
 +
# Искать точки усиления, точки особой чувствительности, точки резонансного действия. Малые воздействия в этих точках могут приводить к значительным, видимым результатам.
 +
# Восстанавливать равновесие посредством децентрализации.
 +
# Уметь поддерживать ограничения. Свобода и автономия получаются только через выбор и дозирование ограничений. Хотеть любой ценой исключить ограничения, элементы принуждения и внешнего контроля — значит рисковать выйти из контролируемого, но приемлемого состояния и перейти в неконтролируемое состояние, которое ведет к быстрой раскачке и разрушению системы. Свобода любой ценой! — этот лозунг не проходит. Всегда нужно чем-то жертвовать.
 +
# Дифференцировать, чтобы лучше интегрировать. Всякая реальная интеграция основывается на предварительной дифференциации.
 +
# Чтобы эволюционировать, нужно позволять, чтобы на тебя нападали. Не бояться нападений, внешних воздействий, а даже приветствовать, навлекать их — значит сохранять гибкость и готовность изменяться, даже использовать их для своего роста, для самообновления.
 +
# Предпочитать цели детальному программированию эволюционного пути. Нужно фиксировать свою деятельность на целях и на строгом контроле к их продвижению, но не на детальном программировании каждого этапа.
 +
# Научиться использовать энергию управления -  информация, которая запускает действия.
 +
# Уважать время отклика системы на внешние воздействия. Всякая сложная система обладает характерными длительностями протекающих в ней процессов.
 +
  
 
== Принципы дизайна вики сообществ  ==
 
== Принципы дизайна вики сообществ  ==

Текущая версия на 09:57, 26 декабря 2016

Содержание

[править] Источники принципов

Откуда берутся принципы дизайна совместной деятельности:

  1. Энгестрем
  2. Derek Powazek
  3. Amy Bruckman
  4. Lerner & Levy
  5. Википаттерны Wikipatterns
  6. Designing for Remixing (Monroy-Hernández A. Designing for remixing : supporting an Online community of amateur creators. 2013.))
  7. Принципы Роснэ

[править] Принципы MediaMoo (Bruckman)

[править] Объекты - основа для общения

Сообщество учащихся, присутствующих в MediaMOO было одним ключевых мотивов для обучения программированию. Каждый участник хотел иметь возможность привнести что-то сообществу. Объекты MUD являются кирпичиками общения. Когда Нил летит в своем дирижабле, другие останавливаются, чтобы полюбоваться на его работу и спросить его, как он создал этот объект. Так объект становится основой для завязывания разговора, а как владельцы собак в парке сначала завязывают разговор о своих собаках, а затем уже переходят к другим темам. Сконструированные участниками объекты катализируют социальную активность, которая, в свою очередь поддерживает конструкторскую деятельность - люди используют чужие проекты и чужие модели, чтобы учиться. Весь виртуальный мир состоит из примеров, и каждый из этих примеров, тесно связан с ее создателем. Тот, кто создал интересный объект получает более высокий статус внутри сообщества конструкторов объектов.


[править] Примеры - внутри сообщества

Примеры проектов не изолированы от в библиотеке - они вездесущи. Большинство языков программирования и создания сценариев инструменты с отдельной папки или каталога примеров. Чтобы увидеть примеры, вы должны сознательно искать их. На MOOSE Crossing, каждый объект в системе может функционировать в качестве примера. В связи с этим, MOOSE устроен скорее как World Wide Web. Обычно вы можете просмотреть исходный код HTML для любого документа. Если вы хотите знать, как сделать что-то самостоятельно, вы можете вспомнить что-то увидели, который использует эту технику, и посмотреть на исходный HTML-код.

[править] Принципы Энгестрёма

[править] Определите социальный объект

Точно определите социальный объект, вокруг которого выстраивается совместная деятельность участников.

  • Это может быть - компьютерная игра, цифровая история, компьютерная модель или другая «липкая виртуальная палочка», за которую вместе берутся участники и которая в дальнейшем их связывает

[править] Сформулируйте действия как глаголы

Определите действия, которые участники выполняют над объектами, чтобы всем было понятно, для каких действий используется данный сайт.

  • Наиболее яркий пример - Scratch - Представь -> Создай -> Играй -> Поделись > Представь.

[править] Сделайте объекты совместными (shareble)

Сделайте так, чтобы объекты были доступны для действий со стороны всех участников. Определите действия, которые участники могут совершать над объектами, созданными другими участниками. Например:

  • Каждая модель может быть скачена и видоизменена. Кроме того, каждый может обсуждать и классифицировать модели

[править]

[править] Уделите основное внимание артефактам - социальным объектам

  • Все обсуждения, все теги связываются только с создаваемыми и публикуемыми объектами (историями, моделями)
  • Вторичные артефакты - поясняющие документы - так же привязываются к создаваемым объектам.


[править] Откройте участникам несколько возможных входов в сообщество

  • Различные способы участия в совместной деятельности - можно добавлять модели, документы, участвовать в обсуждении, добавлять теги (классифицировать объекты)
  • Чтобы посмотреть на то как работает модель нет необходимости регистрироваться
  • Можно посмотреть на все используя обычный браузер (не скачивая ничего на свою машину)


[править] Будьте снисходительны к ошибкам участников

  • В случае ошибки легко вернуться к предыдущей версии модели (страницы)
  • Можно сравнить разные версии модели или документа

[править] Максимизируйте возможности поиска

  • Интернет-поиск по различным атрибутам модели
  • Модели могут быть связаны с различными проектами, людьми или тегами - любая связь может быть использована для поиска


[править] Обеспечьте гибкую разрешительную политику

  • По умолчанию все объекты видны всем участникам и могут быть использованы для модификации
  • Участник может ограничить доступ к своим материалам
  • Тип разрешения на доступ в любой момент может быть изменено участником.


[править] Информируйте участников

  • Обеспечьте обновления, которые бы сообщали участнику о происходящем в социальной сети и тех изменениях, которые связаны с ним
  • Обеспечьте создание информационных RSS потоков
  • Посылайте уведомления на почту, если созданные участником объекты изменяются, дополняются или обсуждаются
  • Посылайте уведомления, если происходят добавления к обсуждениям или тегам.


[править] Принципы Поважека

Важно учитывать, что это сообщество создается вокруг какого-либо технического средство - это такое сообщество практики конкретного инструмента - например, учимся с Google


[править] Никогда не врите сообществу

Построение сообщества основывается на доверии и репутации. Утрата доверия - худшее, что может произойти. Сообщество основывается на отношениях и нормальные отношения не могут основываться на лжи. Этот принцип на примере - можем ли мы создавать фейковых персонажей, которые будут создавать контент хорошего качества на этапе, когда "сообщества еще нет", а потом, когда на хороших примерах уже сложится сообщество, мы этих фейковых персонажей уберем и все будет хорошо. Ответ - нет. Это нечестно и неправильно. Вместо этого, поддерживайте ваших первых участников. Пригласите людей присоединиться к ней. Скажите им, почему именно они приглашают, что вы пытаетесь построить, и насколько вам важно их участие. Не приглашайте знаменитостей. Лучше пригласите свою маму, своих друзей, людей у которых есть чем поделиться. Идите туда, где они уже собираются. Если вы не являетесь членом этого сообщества, где есть нужные вам люди, наймите того, кто уже является членом этого сообщества.

[править] Наполняйте сообщество хорошим контентом

Позовите реальных людей. Попросите их написать свои предложения. Затем отредактируйте их предложений - вклады. Переделывайте тексты первых участников. Нет абсолютно ничего плохого и никакого обмана в том, чтобы улучшать работы первых участников. Если вам не удобно делать это, наймите кого-то, кто с этим справится.


[править] Принципы Скретч сообщества (Monroy-Hernández)

[править] Творческая социализация

Творческие онлайн-сообщества должны использовать основные возможности социальной сети, такие как "дружба" для поддержки творческих усилий и творческой деятельности, а не для социализации самой по себе. Совместная деятельность обеспечивает более глубокое обучение и социальный опыт и важно, чтобы система поддерживала простые и более сложные формы сотрудничества.

[править] Ремиксы

Платформа должна обеспечить простую возможность использовать работы других людей, ставя всем в известность о том, когда и как это произошло. Ремиксы имеют практическое и социальное значение.

[править] Разнообразие участия

Система должна дать людям свободу перехода от наблюдения к созданию контента и обратно. Платформа должна рассматривать наблюдение и чтение в качестве допустимой формы участия. Например, подсчет просмотров позволяет создателям проектов иметь представление о своей аудитории. Поддержка и вовлечение участников в активное творчество и создание означает устранение всех возможных барьеров, мешающих этому творчеству. Например, участник может загрузить проект на сайт, заполним простую веб-форму, а может хранить проект у себя на диске компьютера.

[править] Интуитивный поиск

Богатство литературы, требует таких простых способов просмотра, которые позволяли бы пользователям и наткнуться на интересный контент, и найти именно то, что они хотят найти. Система должна обеспечивать выделение и разметку содержания как экспертами, так и новичками. Кроме того, в системе должна поддерживаться сеть гиперссылок, соединяющие людей, их продукты и их комментарии.

[править] Мягкое управление

Система должна позволять администраторам задавать направление развития интернет-сообщества через популяризацию как отдельных видов деятельности, так и взаимодействия. Например, некоторые проекты могут быть представлены на главной странице, участникам могут быть предложены темы для проектов и соревнования. Конечно, эти предложения могут быть проигнорированы участниками, поскольку это их свободный выбор.


[править] Принципы Роснэ

  1. «Сохранять разнообразие». Для того чтобы поддерживать стабильность системы, поддерживать устойчивое развитие (sustainable development), нужно сохранять разнообразие и даже специально культивировать его. Всякое упрощение опасно, поскольку оно чревато грядущими нестабильностями.
  2. Не открывать петлей саморегуляции системы. Изолирование одного фактора ведет к точечным, локальным действиям, последствия которых очень часто дезорганизуют всю систему.
  3. Искать точки усиления, точки особой чувствительности, точки резонансного действия. Малые воздействия в этих точках могут приводить к значительным, видимым результатам.
  4. Восстанавливать равновесие посредством децентрализации.
  5. Уметь поддерживать ограничения. Свобода и автономия получаются только через выбор и дозирование ограничений. Хотеть любой ценой исключить ограничения, элементы принуждения и внешнего контроля — значит рисковать выйти из контролируемого, но приемлемого состояния и перейти в неконтролируемое состояние, которое ведет к быстрой раскачке и разрушению системы. Свобода любой ценой! — этот лозунг не проходит. Всегда нужно чем-то жертвовать.
  6. Дифференцировать, чтобы лучше интегрировать. Всякая реальная интеграция основывается на предварительной дифференциации.
  7. Чтобы эволюционировать, нужно позволять, чтобы на тебя нападали. Не бояться нападений, внешних воздействий, а даже приветствовать, навлекать их — значит сохранять гибкость и готовность изменяться, даже использовать их для своего роста, для самообновления.
  8. Предпочитать цели детальному программированию эволюционного пути. Нужно фиксировать свою деятельность на целях и на строгом контроле к их продвижению, но не на детальном программировании каждого этапа.
  9. Научиться использовать энергию управления - информация, которая запускает действия.
  10. Уважать время отклика системы на внешние воздействия. Всякая сложная система обладает характерными длительностями протекающих в ней процессов.


[править] Принципы дизайна вики сообществ

[править] Возможности MediaWiki

Designing Online Environments for Expert/Novice Collaboration Wikis to Support Legitimate Peripheral Participation José P. Zagal, Amy Bruckman

[править] Отдельные места для контента и обсуждения

В медиавики существуют отдельные страницы для написания статей и связанные с ними talk-страницы обсуждений

[править] Возможность наблюдения за изменениями

Можно наблюдать за изменениями избранных статей и просматривать историю действий отдельных участников.

[править] Возможность отслеживать реакцию на свои действия

Автору могут приходить извещения о том, что его статьи изменены.



Персональные инструменты
Инструменты