Концептуальная карта

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Использование концептуальных карт)
 
(не показаны 37 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Концептуальные карты''' – эффективный способ организации идей в ходе мозгового штурма. Карты причин используются для иллюстрации причинно-следственных отношений.
+
== Концептуальные карты ==
  
''Кластерные карты''
+
'''Концептуальные карты''' – эффективный способ организации идей в ходе [[мозговой штурм|мозгового штурма]].
----
+
  
Эти карты являются полезным средством, при помощи которого [[ученики|ученики]] могут разложить и обсудить идеи в ходе [[мозговой штурм|мозгового штурма]] и показать связи. Они могут быть использованы как начальная точка в большом проекте или как деятельность перед началом создания текстового документа. Графическое представление помогает ученикам видеть идеи на бумаге и затем использовать их при написании эссе, докладов или презентаций. Кластеры могут использоваться на различных этапах проекта – от самых простых кластеров до значительно более сложных.
+
Концептуальные карты или [[граф]]ы (concept maps) позволяют глубоко рассмотреть предметную область и включают отношения между [[Понятия|понятиями]] или концептами. Такие концептуальные графы (Концептуальные карты) состоят из узлов и направленных поименованных отношений, или связей, соединяющих эти узлы. Связи могут быть различного типа, например, «является», «имеет свойство» и т. п.
 +
Концепты и связи имеют универсальный характер для некоторого класса понятий предметной области. Поэтому любая разработка концептуального [[граф|графа]] подразумевает [[Анализ|анализ]] структурных взаимодействий между отдельными понятиями предметной области.
 +
 
 +
'''Немного истории'''
 +
 
 +
Впервые концептуальные карты были предложены Джозефом Новаком, сотрудником Корнельского университета ([[США]])в 60-70-х гг. при изучении детского мышления и формирования первых научных понятий. Это исследование использовало идеи Дэвида Асубеля о формировании понятийного мышления.
 +
 
 +
Современную реализацию связывают с методиками английского [[Психолог|психолога]] Тони Бьюзена.
 +
 
 +
В [[Россия|России]] примерно в это же время похожие идеи получили выражение в теоретических работах Г.П.Мельникова и П.Г.Кузнецова по системологии и широко использовались Г.П.Щедровицким и его последователями в организационно-деятельностных играх.
 +
 
 +
Концептуальные карты оказались эффективным инструментом отображения понятийной системы человека.
 +
 
 +
 
 +
[http://cmap.ihmc.us/ О концептуальных картах с помощью концептуальной карты (англ.яз.)]
 +
 
 +
[http://en.wikipedia.org/wiki/Concept_Map Концептуальные карты в wikipedia (англ.яз.)]
 +
 
 +
'''Составление концептуальных карт (conceptmapping)'''
 +
 
 +
Concept mapping — это технология [[Визуализация|визуализации]] взаимоотношений между различными концептами (concepts), понятиями, идеями, представлениями. Подобная привязка вскрывает логическую структуру рассматриваемого комплексного объекта. Концепт-карты позволяют проследить преемственность идей, выявить развитие концепций, которые генерируются участниками рабочих и креативных групп, обнаруживать неочевидные связи и генерировать нестандартные решения.
 +
 
 +
''Литература:''
 +
 
 +
[http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=33521 Д.И. Муромцев. Концептуальное моделирование знаний в системе Concept Map. – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2009. – 83 с.]
 +
 
 +
[http://www.isras.ru/files/File/4M/23/Abramova_Nikolaeva.pdf Н.В.Абрамова, Ю.В.Николаева. Построение концептуальных карт, как метод повышения валидности результатов оценочного исследования//Социология, 2006, № 23]
 +
 
 +
 
 +
== Кластерные карты ==
 +
 
 +
Эти карты являются полезным средством, при помощи которого [[ученики|ученики]] могут разложить и обсудить идеи в ходе [[мозговой штурм|мозгового штурма]] и показать связи. Они могут быть использованы как начальная точка в большом проект или как деятельность перед началом создания текстового документа. [[Визуализация|Графическое представление]] помогает ученикам видеть идеи на бумаге и затем использовать их при написании [[эссе|эссе]], докладов или презентаций. Кластеры могут использоваться на различных этапах проекта – от самых простых кластеров до значительно более сложных.
  
 
<center>
 
<center>
Строка 10: Строка 40:
 
Изображение:POKlastpnl.jpg| Информатика
 
Изображение:POKlastpnl.jpg| Информатика
 
Изображение:Закрепление по теме Россия Игоря Талькова.jpg| Музыка
 
Изображение:Закрепление по теме Россия Игоря Талькова.jpg| Музыка
Изображение:!!!| ???
+
Изображение:Kudimova 1.jpg| Робот-исполнитель
  
 
</gallery> </center>
 
</gallery> </center>
  
'''Карты причин'''
 
----
 
  
Карты причин - отдельный вид концептуальных карт. Эти карты помогают ученикам создавать образы причинно-следственных отношений. Анализ причин и следствий крайне важен для понимания сложных систем, таких как исторические события, изменение повадок животных.
+
 
 +
== Карты причин ==
 +
 
 +
Карты причин - отдельный вид концептуальных карт. Эти карты помогают ученикам создавать образы причинно-следственных отношений. [[Анализ]] причин и следствий крайне важен для понимания сложных систем, таких как исторические события, изменение повадок животных.
 
   
 
   
 
Видение причины запускает размышление о причине-следствии через построение визуальной карты. Ученики создают визуальную карту отношений в форме причина - следствие. Эти карты делают мышление наглядным и облегчают совместное понимание и объяснение ситуации. На картах Видение причины голубые соединения показывают влияние одного фактора на другой, а толщина линий показывает силу влияния. Красные линии показывают отрицательное влияние.  
 
Видение причины запускает размышление о причине-следствии через построение визуальной карты. Ученики создают визуальную карту отношений в форме причина - следствие. Эти карты делают мышление наглядным и облегчают совместное понимание и объяснение ситуации. На картах Видение причины голубые соединения показывают влияние одного фактора на другой, а толщина линий показывает силу влияния. Красные линии показывают отрицательное влияние.  
Строка 25: Строка 56:
 
*      запускают коллективную деятельность.  
 
*      запускают коллективную деятельность.  
  
Используя карты знаний, учителя и ученики организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом. Каждая карта служит своим собственным целям и может быть видоизменена.
+
Используя карты знаний, [[учителя]] и [[Ученики|ученики]] организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом. Каждая карта служит своим собственным целям и может быть видоизменена.
 +
 
 +
 
 +
== Программы ==
  
'''Программы'''
 
----
 
 
*[http://www.freemind.sourceforge.net FreeMind] – это ПО для создания mindmaps – карт знаний. Данная программа позволяет разработать карту или схему для представления идей, задач, процессов, мозгового штурма или других соединений.
 
*[http://www.freemind.sourceforge.net FreeMind] – это ПО для создания mindmaps – карт знаний. Данная программа позволяет разработать карту или схему для представления идей, задач, процессов, мозгового штурма или других соединений.
'''Роль сервисов web 2.0'''
+
 
----
+
[[Изображение:Freempnl.jpg|300px|thumb|left|'''Структура проекта в приложении FreeMind''']]
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
[http://wiki.iteach.ru/index.php/Учебный_проект_Проценты:_просто,_сложно,_интересно Учебный проект Проценты: просто, сложно, интересно]
 +
 
 +
[https://docs.google.com/Doc?docid=dc7csdt2_141sxv2qngr&hl=ru Структура проекта в приложении FreeMind]
 +
 
 +
== Роль сервисов web 2.0 ==
 +
 
 
*[http://www.mindomo.com Mindomo] - простая регистрация, работать очень легко, так как интерфейс очень напоминает word. Удобная расширенная панель инструментов.
 
*[http://www.mindomo.com Mindomo] - простая регистрация, работать очень легко, так как интерфейс очень напоминает word. Удобная расширенная панель инструментов.
 
*[http://bubbl.us Bubbl.us] – это простое веб-приложение для организации техники мозгового штурма в режиме онлайн.
 
*[http://bubbl.us Bubbl.us] – это простое веб-приложение для организации техники мозгового штурма в режиме онлайн.
 +
 +
[[Изображение:Bubblus_New_pnl.png|300px|thumb|left|'''Структура проекта в приложении Bubbl.us''']]
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 
*[http://cacoo.com Cacoo] – это простой в использовании инструмент для рисования, который позволяет создавать большое количество графиков, таких, как карты знаний, сетевые и UML-диаграммы.
 
*[http://cacoo.com Cacoo] – это простой в использовании инструмент для рисования, который позволяет создавать большое количество графиков, таких, как карты знаний, сетевые и UML-диаграммы.
 +
[[Файл:Cacoo_diagr.png|300px|thumb|left|'''Пример диаграммы Cacoo.com''']]
 +
 +
 +
== Использование концептуальных карт ==
 +
 +
Кластеры, причинно-следственные карты активно используются участниками программы [[Intel Обучение для будущего 2007|Intel «Обучение для будущего»]] при разработке [[Портфолио]] проекта.
 +
 +
 +
==== Примеры использования карт и кластеров в портфолио проектов ====
 +
 +
{| class="standard" border=0
 +
 +
|--
 +
 +
|[[Изображение:Использование Интернета в проекте Круподерова.jpg|300px]]||[[Изображение:Стратегии оценивания Макеева2.gif|300px]] || [[Файл:Причинно-следственная карта Круподерова.JPG|300px]]
 +
<br clear=all />
 +
|--
 +
|[http://wiki.iteach.ru/index.php/Учебный_проект_Окружающий_мир_–_мир_сложных_систем Проект «Окружащий мир-мир сложных систем»]||[http://wiki.vgipu.ru/index.php/Учебный_проект_Вычисляем_рассуждения Проект "Вычисляем рассуждения"]||[http://wiki.iteach.ru/index.php/Учебный_проект_Окружающий_мир_–_мир_сложных_систем Проект «Окружащий мир-мир сложных систем»]
 +
|--
 +
|[http://www.mindmeister.com/ru/64831067/_ Кластер «Использование Интернета» на сайте mindmeister.com]||[http://www.mindmeister.com/ru/54031773/_ Кластер «График оценивания» на сайте mindmeister.com] ||[http://wiki.iteach.ru/images/a/a9/Видение_причины_Круподерова.pdf Причинно-следственная карта в проекте «Окружающий мир-мир сложных систем»]
 +
|--
 +
|}
 +
 +
== Ссылки ==
 +
*[[Диаграмма связей]]
  
 
[[Категория:Обучение для будущего|300 ИнтелШкол-2011]]
 
[[Категория:Обучение для будущего|300 ИнтелШкол-2011]]
 +
[[Категория:Карта]]

Текущая версия на 11:12, 23 ноября 2018

Содержание

[править] Концептуальные карты

Концептуальные карты – эффективный способ организации идей в ходе мозгового штурма.

Концептуальные карты или графы (concept maps) позволяют глубоко рассмотреть предметную область и включают отношения между понятиями или концептами. Такие концептуальные графы (Концептуальные карты) состоят из узлов и направленных поименованных отношений, или связей, соединяющих эти узлы. Связи могут быть различного типа, например, «является», «имеет свойство» и т. п. Концепты и связи имеют универсальный характер для некоторого класса понятий предметной области. Поэтому любая разработка концептуального графа подразумевает анализ структурных взаимодействий между отдельными понятиями предметной области.

Немного истории

Впервые концептуальные карты были предложены Джозефом Новаком, сотрудником Корнельского университета (США)в 60-70-х гг. при изучении детского мышления и формирования первых научных понятий. Это исследование использовало идеи Дэвида Асубеля о формировании понятийного мышления.

Современную реализацию связывают с методиками английского психолога Тони Бьюзена.

В России примерно в это же время похожие идеи получили выражение в теоретических работах Г.П.Мельникова и П.Г.Кузнецова по системологии и широко использовались Г.П.Щедровицким и его последователями в организационно-деятельностных играх.

Концептуальные карты оказались эффективным инструментом отображения понятийной системы человека.


О концептуальных картах с помощью концептуальной карты (англ.яз.)

Концептуальные карты в wikipedia (англ.яз.)

Составление концептуальных карт (conceptmapping)

Concept mapping — это технология визуализации взаимоотношений между различными концептами (concepts), понятиями, идеями, представлениями. Подобная привязка вскрывает логическую структуру рассматриваемого комплексного объекта. Концепт-карты позволяют проследить преемственность идей, выявить развитие концепций, которые генерируются участниками рабочих и креативных групп, обнаруживать неочевидные связи и генерировать нестандартные решения.

Литература:

Д.И. Муромцев. Концептуальное моделирование знаний в системе Concept Map. – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2009. – 83 с.

Н.В.Абрамова, Ю.В.Николаева. Построение концептуальных карт, как метод повышения валидности результатов оценочного исследования//Социология, 2006, № 23


[править] Кластерные карты

Эти карты являются полезным средством, при помощи которого ученики могут разложить и обсудить идеи в ходе мозгового штурма и показать связи. Они могут быть использованы как начальная точка в большом проект или как деятельность перед началом создания текстового документа. Графическое представление помогает ученикам видеть идеи на бумаге и затем использовать их при написании эссе, докладов или презентаций. Кластеры могут использоваться на различных этапах проекта – от самых простых кластеров до значительно более сложных.


[править] Карты причин

Карты причин - отдельный вид концептуальных карт. Эти карты помогают ученикам создавать образы причинно-следственных отношений. Анализ причин и следствий крайне важен для понимания сложных систем, таких как исторические события, изменение повадок животных.

Видение причины запускает размышление о причине-следствии через построение визуальной карты. Ученики создают визуальную карту отношений в форме причина - следствие. Эти карты делают мышление наглядным и облегчают совместное понимание и объяснение ситуации. На картах Видение причины голубые соединения показывают влияние одного фактора на другой, а толщина линий показывает силу влияния. Красные линии показывают отрицательное влияние. Средство Видение Причины (карты отношений причина-следствие)помогают ученикам

  • анализировать сложные системы
  • обмениваться образами
  • запускают коллективную деятельность.

Используя карты знаний, учителя и ученики организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом. Каждая карта служит своим собственным целям и может быть видоизменена.


[править] Программы

  • FreeMind – это ПО для создания mindmaps – карт знаний. Данная программа позволяет разработать карту или схему для представления идей, задач, процессов, мозгового штурма или других соединений.
Структура проекта в приложении FreeMind









Учебный проект Проценты: просто, сложно, интересно

Структура проекта в приложении FreeMind

[править] Роль сервисов web 2.0

  • Mindomo - простая регистрация, работать очень легко, так как интерфейс очень напоминает word. Удобная расширенная панель инструментов.
  • Bubbl.us – это простое веб-приложение для организации техники мозгового штурма в режиме онлайн.
Структура проекта в приложении Bubbl.us





  • Cacoo – это простой в использовании инструмент для рисования, который позволяет создавать большое количество графиков, таких, как карты знаний, сетевые и UML-диаграммы.
Пример диаграммы Cacoo.com


[править] Использование концептуальных карт

Кластеры, причинно-следственные карты активно используются участниками программы Intel «Обучение для будущего» при разработке Портфолио проекта.


[править] Примеры использования карт и кластеров в портфолио проектов

Использование Интернета в проекте Круподерова.jpg Стратегии оценивания Макеева2.gif Причинно-следственная карта Круподерова.JPG


Проект «Окружащий мир-мир сложных систем» Проект "Вычисляем рассуждения" Проект «Окружащий мир-мир сложных систем»
Кластер «Использование Интернета» на сайте mindmeister.com Кластер «График оценивания» на сайте mindmeister.com Причинно-следственная карта в проекте «Окружающий мир-мир сложных систем»

[править] Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты