Архитектура Омска
Около трех столетий назад отряд подполковника лейб-гвардии Преображенского полка Ивана Бухольца высадился в устье реки Оми и построил два небольших, обнесенных частоколом редута. Тогда, в 1716 году, было положено начало сибирскому городу.
Омск имеет свое лицо и неповторимость, которая основывается, прежде всего, на удачном выборе места для новой крепости на слиянии тихой реки Омь и вольного Иртыша. Своеобразие города и непохожесть на другие определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры.
Многообразна стилевая картина архитектурного Омска. Самые ранние образцы мы находим в крепости. Кто бы мог подумать, что в Омске есть пример барокко?
Содержание |
Гауптвахта (Областной военкомат)
Омский образец барокко (здание бывшей гауптвахты) скромен, потому что это не дворец, а здание сугубо военного назначения,не изменившее его и наши дни. Сильные выступы боковых частей, характерный декор над окнами, венчавшая здание до 30-х годов башня с часами, сообщали облику дома особую привлекательность.
Сибирский кадетский корпус (Общевойсковое училище)
На смену затейливому барокко пришел строгий и сдержанный классицизм. Пример его в Омске - здание сибирского кадетского корпуса (центральная часть), ныне общевойсковое командное училище им. Фрунзе. Исполненное по образцовому проекту, оно несет черты художественных вкусов своего времени. Его стилевой характер повторен в облике Никольской церкви построенной в 1840 году. "Строгий, стройный вид " сооружения сродни его архитектурным собратьям в Петербурге.
Никольский собор
Казачий Никольский собор построен, как сказано в архивном документе, "по рисункам В.П.Стасова", выдающегося русского зодчего.
Крестовоздвиженский собор расположен на Тарской улице уже 130 лет. В его облике отразился интерес архитекторов второй половины XIX века к историческим стилям. Силуэты куполов и колокольни заставляют вспомнить формы барочных построек. Еще более усилилось это впечатление после недавней их реставрации с включением сусального золота. Купола стали излучать торжествующее сияние.
Любинский проспект (ул. Ленина)
К 1905 году сформировался Любинский проспект. Ведущее место в комплексе его зданий принадлежит, без сомнения, Московским рядам (архитектор О.Дессин), где размещали свои товары для оптовой торговли различные российские товарищества мануфактур, в том числе П.Рябушинского, С.Морозова, братьев Носовых.
Одна из достопримечательностей Любинского проспекта - скульптура Любочки
Омский драматический театр
В лучших традициях русского театрального строительства выдержано здание драматического театра (инженер И.Хворинов, 1904 год). Здание - яркий пример сочной, эклектичной пластики, господствовавшей в тот период. Через десять лет здание увенчал "Крылатый Гений" (скульптор В.Винклер).
Напротив драматического театра в 1911 году была устроена знаменитая Западно-Сибирская сельскохозяйственная и промышленная выставка (в настоящее время Областной художественный музей им. М.А. Врубеля). Смелость и новизна форм ее павильонов, выполненных в стиле модерн, не остались незамеченными и оказали влияние на строительную практику города. Появляются кирпичные особняки с асимметрично решенными фасадами, характерными для модерна оконными проемами и декоративными деталями.
Городская дума
Среди старых омских зданий особенно привлекательны красные кирпичные особняки, украшением которых были решетки ворот, ограды, консоли козырька над главным входом.
Управление Омской железной дороги (Академия транспорта)
Управление Омской железной дороги, стоявшее когда-то у городской черты, поражает своей монументальностью. Здание действительно можно воспринимать как памятник Великому Сибирскому пути, благодаря которому Омск в начале двадцатого века стал крупным торговым и промышленным городом. Интерьеры и фасады этого здания, построенного по проекту, разработанному в Министерстве путей сообщения, украшает скульптура В.Винклера.
Проспект Маркса
В начале 1950-х годов началась активная застройка магистрали проспекта К.Маркса, которая повлекла за собой изменение структуры города. В то же время начал формироваться городок Нефтяников, возникновение которого связано со строительством крупного нефтеперерабатывающего завода
Речной вокзал
Старый Омск не имел выхода к Иртышу. К реке были обращены задворки, товарные пристани, склады, заводы. Градостроители нового Омска поставили перед собой задачу развернуть город к реке - садами, набережными и улицами. В наше время Иртыш является главной ландшафтной осью, вдоль которой развивается и растет город.
Идея выхода города на левый берег возникла еще в начале 1950-х годов при разработке московским институтом Гипрогор первого варианта генерального плана развития современного города, кстати, вобравшего в себя основные идеи выдающегося градостроителя В.Гресте, разработанные им в генеральном плане Омска в 1829 году. Выход на левый берег Иртыша позволил улучшить архитектурно-планировочную структуру города. Своеобразию микрорайонов Левобережья способствует естественный ландшафт.
Мосты
Мосты Омска не только связывают берега и людей, на них живущих, но они еще и украшают город, восхищая смелостью инженерного решения и выразительностью форм. Мосты возводились омскими строителями по проектам "Ленгипротрансмост".
За последние десятилетия в Омске построены крупные сооружения, обогатившие городскую панораму. Это библиотека им. А.С.Пушкина, торговый центр(архитекторы Ю.Земцов, В.Парфиненко и др.), спортивно-культурный комплекс "Иртыш"(архитекторы М.Хаев, И.Голенко, Л.Маслова и др.), музыкальный театр (архитекторы Д.Лурье, Н.Стужин и др.).
На странице использован текст И. Девятьяровой, В.Чиркова ("Омск.Городские мотивы.")