Виртуальная экскурсия Резцом и кистью облик, возрождённый сквозь века/ Команда Клио школы №185 города Нижнего Новгорода
Строка 16: | Строка 16: | ||
<googlemap version="0.9" lat="56.325152" lon="44.016123" zoom="14" width="400" height="300"> | <googlemap version="0.9" lat="56.325152" lon="44.016123" zoom="14" width="400" height="300"> | ||
− | 56. | + | Нижегородский государственный художественный музей]] |
+ | |||
+ | 56.330648127109235, 44.023375511169434, [[Нижегородский художественный музей]] | ||
56.3295536684715, 44.01273250579834,[[Дом Д.В. Сироткина. Филиал Нижегородского государственного художественного музея]] | 56.3295536684715, 44.01273250579834,[[Дом Д.В. Сироткина. Филиал Нижегородского государственного художественного музея]] |
Версия 20:27, 2 ноября 2011
Продолжительность экскурсии: 1 час 40 минут
Аудитория: экскурсия рассчитана на учащихся 7-8 классов
Экскурсионные объекты:
- Картина Скотти "Минин и Пожарский" в Нижегородском художественном музее
- Картина Маковского "Воззвание Минина" в Доме Сироткина (филиал Нижегородского художественного музея)
- Бюст Минина (скульптор А. В. Кикин) на площади Минина
Автор экскурсии: команда «Клио» школы №185 города Нижнего Новгорода
<googlemap version="0.9" lat="56.325152" lon="44.016123" zoom="14" width="400" height="300">
Нижегородский государственный художественный музей]]
56.330648127109235, 44.023375511169434, Нижегородский художественный музей
56.3295536684715, 44.01273250579834,Дом Д.В. Сироткина. Филиал Нижегородского государственного художественного музея
56.32543727132488, 44.015350341796875
56.3245806242124, 44.022216796875, Памятник Минину на площади Минина
</googlemap>
Содержание |
Картина Маковского "Воззвание Минина"
Уникальность картины
Картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» - одно из самых знаменитых патриотических произведений России. Эта картина уникальна:
- она является самым большим в России станковым полотном на тему отечественной истории, её размеры - 698х594 см. (около 40 м.кв. живописного полотна);
- художник почти 20 лет обдумывал и 6 лет работал, прежде чем представить полотно зрителям;
- только портретно решенных героев в картине свыше сотни !
Замысел картины
Мысль о создании картины "Воззвание Минина" относится к 70-м годам XIX в. Но, после многочисленных неудачных попыток художник решил забыть о картине.
В 1891 году произошло событие, которое нравственно потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно - "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". В "Запорожцах", историческом групповом портрете, Маковский увидел так пленявшую его пульсацию жизни. В картине было столько энергии, вольнолюбия, что вдохновившись Маковский решил снова попробовать написать картину на давно волновавшую его тему о воззвании Минина к народу.
Маковский в Нижнем Новгороде
Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Здесь, на месте событий, Маковский читает многочисленные летописи, рукописные своды, всматривается в могучие древние башни кремля, старинные извилистые улочки, неповторимый пейзаж города. Всё это разбудило творческое воображение художника, и оно пробьет толщу веков. Так и произошло. Нижний Новгород преподнес Маковскому бесценный подарок -вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины.
Художественная интуиция не обманула Маковского. Позднее историки доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Художник оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.
В Маковский сделал этюд Ивановского съезда. Каменная церковь XIX века на этюде уступила место легкой старинной деревянной постройке, характерной для XVII века, что сразу привнесло в картину аромат древности, ощущение исторической правдивости . То же самое можно сказать об Ивановской башне кремля. Вместо надстройки с четырехскатным покрытием появилось затейливое навершие в духе башен Московского Кремля.
Маковский сделал и ряд портретных зарисовок. В июне 1891 года он жил в гостинице Блиновского пассажа на улице Рождественской. Окна его номера выходили на шумные нижегородские пристани, где во множестве толпились люди разных сословий: приезжавшие со всех сторон в крупнейший торговый центр России заводчики, купцы, ремесленники, крестьяне, просто праздная публика, босяки, опустившиеся личности и сильные, мускулистые грузчики, обладавшие статью былинных героев. Густая разношерстная толпа давала богатый материал для впечатлений, для поиска того или иного типажа, характера, интересного лица.
В Нижнем Новгороде Маковский познакомился с художником А. О. Карелиным, у которого была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства и предметов быта: национальные одежды, старинные ткани, иконы, изделия ремесленников. Шкатулки, ларцы, укладки, штофы, подсвечники, кубки, изображённые "Воззвании Минина" не только указывают на определённую эпоху, но и являются "действующим лицом" картины. Ведь нужно было показать конкретную реализацию патриотического порыва нижегородцев - их приношения.
Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов - первый взрыв народного патриотизма.
Работа над картиной в парижской мастерской
Полотно должно было быть масштабным, впечатляющим, оно должно было соответствовать значительности самого события, изображаемого в картине. Маковский просит Академию художеств предоставить ему помещение больших размеров и, получив отказ, в начале 1893 года покупает мастерскую художника В. Верещагина, находившуюся в парижском предместье Сен-Жермен.
Мастерская была необычайно удобной: она имела не только закрытую студию больших габаритов, где могли разместиться крупноформатные холсты, но и так называемую "летнюю мастерскую" в саду, предназначенную для работы над картинами больших размеров при естественном освещении. "Она состояла из помоста, сажен 9-10 в диаметре, представляющего в плане полный круг. Тут по окружности проложен рельс, и по нему ходит довольно объемистая будка, защищающая от лучей солнца и ветра, там помещаются модели, разные предметы, с которых пишется картина и, на необходимом расстоянии, сам художник со своим холстом. Смотря по положению солнца и по надобностям освещения навес этот может переезжать по своим рельсам куда надо, а художник работать от самого утра до поздней ночи" - так описывал это остроумное приспособление В.В. Стасов, посетивший Верещагина в 1878 году.
Маковскому вдали от Родины не хватало натурщиков с русскими чертами лица. Он вынужден был часто повторяться. Например, у носильщика на первом плане , в верхней левой фигуре и у той, что находится под рукой Минина – одно лицо. Подобных повторов много, особенно не повезло женским и детским образам. Они лишены индивидуальности и различаются между собой лишь позой и одеждой. Есть исключения, такие, как, например, девушка с кокошником в руках на первом плане.
Описание картины "Воззвание Минина"
На полотне изображено раннее осеннее утро. На тревожный звон колоколов на самую оживленную площадь города – Торговую площадь Нижнего посада – собрался весь нижегородский люд. Здесь, с импровизированной трибуны, земский староста Нижнего посада Кузьма Минин обращается к народу с призывом жертвовать деньги на ополчение, чтобы очистить Московское государство от иноземных врагов.
Архитектурный фон картины – башни величественного Нижегородского кремля – при всей внушительности не может заслонить огромную людскую массу. Кузьма Минин наделен всеми качествами подлинного народного героя. Страстная его речь находит отклик в сердцах людей разных возрастов и сословий. Маковскому в его картине прекрасно удалось передать тот дух единения, всеобщего воодушевления, героического подъема, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа.
С исторически точными подробностями изображена сцена в правой части холста: из деревянной церкви Иоанна Предтечи идет крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Эту икону послал на сохранение в Нижний патриарх Гермоген. Как некогда шли русские войска на Куликово поле с Донской Богоматерью кисти Феофана Грека, так символом победы русского оружия над польскими интервентами стала Богоматерь Казанская, которая сопровождала ополчение вплоть до решающего сражения - штурма Московского Кремля 22 октября (4 ноября) 1612 года.
Сам патриарх Гермоген был заточен поляками в темницу, куда к нему с риском для жизни проникли два бесстрашных посланца Нижнего Родион Моисеев и Роман Пахомов. Они получили грамоту, в которой патриарх советовал иметь "чистоту душевную и братство", думать, "как души свои положити... за веру", и писать "во все городы, в полки к боярам и атаманам". Именно эту грамотуичитает архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий. Во главе крестного хода, благословляя народ на святое дело, идет протопоп Савва Евфимьев.
Зажиточный купец в шапке-мурмолке и кафтане зеленого бархата с воротником-козырем показывает своим слугам, куда положить богатые приношения: расшитые жемчугом одежды, дорогие ткани, золотые и серебряные чаши и кубки. Его жена в кокошнике с жемчужной поднизью держит в руках ларец с драгоценностями. А рядом с ними простой мастеровой. Вклад его значительно скромнее, чем у купеческой четы, но не менее ценный – он жертвует плод своих многодневных трудов - тонкой, затейливой работы сундучок-поставец.
Справа изображены две нижегородки, которые принесли на площадь все свое достояние. У присевшей отдохнуть пожилой женщины - это хранившиеся в туесе заветные сбережения: "черный день" для нее и для Родины настал. Позади нее порывисто вбежавшая на площадь молоденькая девушка прижимает к груди кокошник - свой праздничный наряд.
Центр первого плана свободен от фигур. На земле беспорядочной грудой лежат пожертвования на нужды ополчения
Экспрессия позы и жеста Минина - кульминационная точка в выражении настроения и состояния окружающих его людей. Маковскому удалось передать некий пульс в общем порыве чувств, что позволило ему связать все, казалось бы, нагроможденные фигуры в единую массу - создать образ народа и передать его духовную силу.
Картина "Воззвание Минина" в Нижнем Новгороде
Впервые законченное произведение было показано зрителю в 1896 году на открывшейся в Нижнем Новгороде выставке. Ввиду громоздких размеров для картины К. Маковского "Воззвание Минина" пришлось выстроить специальный павильон.
Затем картина демонстрировалась за границей, а в 1908 году полотно было перевезено в Нижний и установлено в Гербовом зале Городской Думы (ныне Дворец труда). Она вписалась в его отделанный деревом интерьер.
До 1972 года картина находилась в Большом зале Дворца труда, что затрудняло доступ к ней широкой публики. Было принято решение о переносе картины в специально отстроенный зал художественного музея. Полотно со всякими предосторожностями навернули на вал, который на руках вынесли из зала Дворца труда и бережно погрузили на автомобиль с длинным кузовом. Когда машина, миновав площадь Минина и Пожарского, подъехала к зданию музея, картину так же бережно сняли, подняли краном на высоту третьего этажа и через окно опустили в музейное помещение.
Значимость изображённого в произведении события для судьбы Нижнего Новгорода и всей России, мастерство живописца делают его одним из шедевров собрания музея и главной достопримечательностью Нижегородского региона. Картина "Воззвание Минина" обладает не только художественной, но и исторической ценностью, ибо в ней запечатлено героическое прошлое Нижнего Новгорода.
Бюст Минина на площади Минина
Не один год А.В.Кикин посвятил образу русского патриота Козьмы Минина. Еще в годы Великой Отечественной Войны он начал эту работу. В 1949-1950гг он продолжает работать над образом Минина и переводит бюст Минина в мрамор. В 1950г. мраморный бюст был установлен на углу улицы Минина в районе площади Минина.
Памятник Минину на площади Минина
7 ноября того же 1943 года в г. Горьком был открыт памятник К. Минину. Молодой скульптор А.С. Колобов в условиях жесткого по времени заказа не имел возможность искать самобытное решение. Он пластически воплотил образ великого нижегородца из картины К.Е. Маковского. Экспрессивным жестом К. Минин призывал к подвигу, что как нельзя более соответствовало событиям: отсюда, с площади, от стен Нижегородского кремля уходили на фронт принявшие здесь присягу горьковские воинские формирования. Кремль, с его мощной оборонной архитектурой, скульптурные и живописные произведения создали в центре нашего города единый ансамбль, несший огромный патриотический, морально-воспитательный заряд.