Рубцов, Николай Михайлович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Краткая биография)
(Особенности творчества)
 
(не показаны 24 промежуточные версии 3 участников)
Строка 14: Строка 14:
  
 
== Краткая биография ==
 
== Краткая биография ==
'''3 января [[1936]]''' — родился в селе Емец [[Архангельская область|Архангельской области]],был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых.
+
'''3 января [[1936]]''' — родился в селе Емец [[Архангельская область|Архангельской области]], был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых.
  
'''С октября [[1943]] г.'''- Николай Рубцов воспитывается в Никольском детском доме на [[Вологодская область|Вологодчине]]  
+
'''С октября [[1943]] г.''' —  Николай Рубцов воспитывается в Никольском детском доме на [[Вологодская область|Вологодчине]]  
  
'''[[1945]]г.''' - этим годом датировано одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима»
+
'''[[1945]]г.''' - этим годом датировано одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима»
  
 
'''[[1950]]'''— '''[[1952]] г.г.''' — Николай Рубцов окончил семилетку. Пытается поступить в Рижскую мореходку - неудачно.
 
'''[[1950]]'''— '''[[1952]] г.г.''' — Николай Рубцов окончил семилетку. Пытается поступить в Рижскую мореходку - неудачно.
 
Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум.
 
Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум.
'''Лето [[1952]] г.''' - окончив два курса «лесного» техникума и получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск».  
+
 
 +
'''Лето [[1952]] г.''' окончив два курса «лесного» техникума и получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск».  
 
   
 
   
 
'''[[1953]] г.''' — поступает учиться в горный техникум в заполярном городе [[Кировск, город (Мурманская область)|Кировск]].
 
'''[[1953]] г.''' — поступает учиться в горный техникум в заполярном городе [[Кировск, город (Мурманская область)|Кировск]].
  
[http://ru.wikipedia.org/wiki/1954_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 1954]—[http://ru.wikipedia.org/wiki/1955_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 1955 г.г.] — бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под [[Санкт-Петербург|Ленинградом]]. Работает слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.
+
'''[[1955]] г.'''  бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под [[Санкт-Петербург|Ленинградом]]. Работает слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.
 
   
 
   
 
'''[[1956]]—[[1959]] г.г.''' —  Проходит армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске.
 
'''[[1956]]—[[1959]] г.г.''' —  Проходит армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске.
  
[[1959]]—[http://ru.wikipedia.org/wiki/1960_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 1960 г.г.]— Работает кочегаром на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. Поступает в вечернюю школу.
+
[[1959]]—'''[[1960]] г.г.'''— Работает кочегаром на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. Поступает в вечернюю школу.
 
   
 
   
'''[[1961г.]]''' — Выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Н.Рубцова.
+
'''[[1961]]г.''' — Выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Н.Рубцова.
 
   
 
   
'''[[1962]]г.''' - Поступает в Литературный институт. Здесь знакомится с В.Соколовым, [[Куняев, Станислав Юрьевич|С.Куняевым]], [[Кожинов, Вадим Валерианович|В.Кожиновым]]. Николай Сидоренко, преподаватель,у которого Н.Рубцов учился в 1962-1964 годах, писал о нём в характеристике: «Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути»
+
'''[[1962]]г.'''   —  Поступает в Литературный институт. Здесь знакомится с В.Соколовым, [http://www.booksite.ru/department/center/writ/kunyaev.htm С.Куняевым], [http://kozhinov.voskres.ru/ В.Кожиновым]. Николай Сидоренко, преподаватель,у которого Н.Рубцов учился в 1962-1964 годах, писал о нём в характеристике: «Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути»
  
'''[[1964]]г.''' - исключён из института по формальным причинам.
+
'''[[1964]]г.''' —  исключён из института по формальным причинам.
  
'''[[1966]]—[[1967]] г.г.'''— проводит в странствиях: [[Вологда, город (Вологодская область)|Вологда]] — Барнаул — [[Москва - столица России|Москва]] — [[Хабаровск]] — Волго-Балтийский канал — Вологда. Н.Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках.
+
'''[[1966]]—[[1967]] г.г.''' — проводит в странствиях: [[Вологда, город (Вологодская область)|Вологда]] — Барнаул — [[Москва - столица России|Москва]] — [[Хабаровск]] — Волго-Балтийский канал — Вологда. Н.Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, домах культуры, библиотеках.
  
'''19 апреля [[1968]]г.'''— Н. Рубцов принят в [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 Союз писателей].
+
'''19 апреля [[1968]]г.''' — Н. Рубцов принят в [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 Союз писателей].
  
 
'''[[1969]]''' — Вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит». Окончил [http://www.litinstitut.ru/ Литературный институт им. М. Горького].
 
'''[[1969]]''' — Вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит». Окончил [http://www.litinstitut.ru/ Литературный институт им. М. Горького].
Строка 49: Строка 50:
  
 
== Особенности творчества ==
 
== Особенности творчества ==
Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. "Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкина]] и [[Блок, Александр Александрович|Блока]], нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов , ритмов и рифм, рациональных метафор, ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности" (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982. - С.210)
+
Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. «Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкина]] и [http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/blok_aa.php Блока], нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов, ритмов и рифм, рациональных [http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/34-2008-05-15-20-16-32/109-2010-09-18-11-17-19.html метафор], ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности» (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., [[1982]]. - С.210)
  
В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего [[Маяковский, Владимир Владимирович|В.В.Маяковского]], философичность, заставляющая вспоминать о лирике [[Тютчев, Фёдор Иванович|Ф.И.Тютчева]], фольклорная образность в духе поэтики [[Есенин, Сергей Александрович|С.А.Есенина]], субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому.
+
В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего [[Маяковский, Владимир Владимирович|В.В.Маяковского]], философичность, заставляющая вспоминать о лирике [[Тютчев, Фёдор Иванович|Ф.И.Тютчева]], фольклорная образность в духе поэтики [[Есенин, Сергей Александрович|С.А.Есенина]], субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому.
 
   
 
   
 
Сам поэт так определял свое творческое кредо:
 
Сам поэт так определял свое творческое кредо:
Строка 64: Строка 65:
 
''Чтоб книгу Тютчева и Фета'' <br>
 
''Чтоб книгу Тютчева и Фета'' <br>
 
''Продолжить книгою Рубцова»'' <br><br>
 
''Продолжить книгою Рубцова»'' <br><br>
стихотворение переписывать не стану"<br>(газ. "Вологодский комсомолец" от 4 апреля 1971 г).
+
стихотворение «Я переписывать не стану»<br>(газ. «Вологодский комсомолец» от 4 апреля 1971 г).
 
|width=35%|
 
|width=35%|
 
|}
 
|}
 
   
 
   
Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой.
+
Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной [http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/132-2010-09-18-11-52-30.html эпитетов] и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой.
  
В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю.Лермонтова]], [[Гоголь, Николай Васильевич|Н.В.Гоголя]] и [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф.М.Достоевского]], [[Фет, Афанасий Афанасьевич|А.А.Фета]] и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов.  
+
В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат [http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5181.htm мотивы] русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю.Лермонтова]], [[Гоголь, Николай Васильевич|Н.В.Гоголя]] и [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф.М.Достоевского]], [http://www.afanasiyfet.org.ru/ А.А.Фета] и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов.  
  
Ст.Куняев пишет: «Рубцов - подлинно народный лирик  с  такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. «Нелирическое» для него означало – не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтическое …лиризм как понятие, противоположное театральности, не покинул её никогда и не покинет».
+
Ст.Куняев пишет: «Рубцов - подлинно народный лирик  с  такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. «Нелирическое» для него означало – не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтическое …[http://enc-dic.com/synonym/Lirizm-33582.html лиризм] как понятие, противоположное театральности, не покинул её никогда и не покинет».
  
 
Для творчества Н.Рубцова характерно трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической Памяти, связи времён и поколений ([http://rubtsov.id.ru/poetry/zvezda1.htm «Старая дорога»]) стали главными в его поэзии, уходящей своими корнями в жизнь народа, в его историю.  
 
Для творчества Н.Рубцова характерно трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической Памяти, связи времён и поколений ([http://rubtsov.id.ru/poetry/zvezda1.htm «Старая дорога»]) стали главными в его поэзии, уходящей своими корнями в жизнь народа, в его историю.  
  
Ещё одна ключевая тема поэзии Н.Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния, противопоставленными образам мглы, мрака, темноты, тоски, угрюмости ([http://stihi-rus.ru/1/rubcov/3.htm «В горнице»], [http://rubtsov.id.ru/poetry/sosen_shoum3.htm «Ночь на родине»], [http://stihi-rus.ru/1/rubcov/19.htm «Звезда полей»]). Крестьянская горница  у Рубцова становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, что было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный космос. В стихотворении «В горнице моей светло» в соответствии с традициями русской классической литературы органическая связь человека с миром. Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия. Лирический герой множеством незримых нитей связан с миром – со своей деревушкой, с землёй, с небом, со всей Вселенной. Лирическое «я» поэта здесь несёт важные для каждого человека чувства и представления.  
+
Ещё одна ключевая тема поэзии Н.Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния, противопоставленными образам мглы, мрака, темноты, тоски, угрюмости ([http://stihi-rus.ru/1/rubcov/3.htm «В горнице моей светло ...»], [http://rubtsov.id.ru/poetry/sosen_shoum3.htm «Ночь на родине»], [http://stihi-rus.ru/1/rubcov/19.htm «Звезда полей»]). Крестьянская [http://dic.academic.ru/dic.nsf/etno/129 горница] у Рубцова становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, что было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный космос. В стихотворении «В горнице моей светло ...» в соответствии с традициями русской классической литературы органическая связь человека с миром. Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия. Лирический герой множеством незримых нитей связан с миром – со своей деревушкой, с землёй, с небом, со всей Вселенной. Лирическое «я» поэта здесь несёт важные для каждого человека чувства и представления.  
  
В поэзии Рубцова звучат также темы душевного беспокойства, прощания и смерти, в этом он близок поэзии Есенина. Душевная бесприютность заставляла его всё обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, её безвестных стариков и её великих поэтов ([http://www.stihi-rus.ru/1/rubcov/37.htm «Сергей Есенин»]). Глубокая вера в возрождение [[Россия|России]] соседствует с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки.
+
В поэзии Рубцова звучат также темы душевного беспокойства, прощания и смерти, в этом он близок поэзии Есенина. Душевная бесприютность заставляла его всё обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, её безвестных стариков и её великих поэтов ([http://www.stihi-rus.ru/1/rubcov/37.htm «Сергей Есенин»]). Глубокая вера в возрождение [[Россия|России]] соседствует с крайним [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/923/%D0%9F%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%9C%D0%98%D0%97%D0%9C пессимизмом], с ощущением чего-то утраченного навеки.
  
 
Лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России, поистине национален
 
Лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России, поистине национален
Строка 100: Строка 101:
 
|width=30%|
 
|width=30%|
 
После смерти Н.Рубцова были опубликованы его сборники:
 
После смерти Н.Рубцова были опубликованы его сборники:
# Последний пароход(1973г.)
+
# Последний пароход([[1973]]г.)
# Избранная лирика (1974г.)
+
# Избранная лирика ([[1974]]г.)
# Подорожники (1975г.)
+
# Подорожники ([[1975]]г.)
# Стихотворения (1977г.)
+
# Стихотворения ([[1977]]г.)
 
<br clear=all />
 
<br clear=all />
 
<br clear=all />
 
<br clear=all />
Строка 136: Строка 137:
 
==Библиография==
 
==Библиография==
 
*Белков В. Первые итоги (из жизни Николая Рубцова). - Вологда, [[1999]]
 
*Белков В. Первые итоги (из жизни Николая Рубцова). - Вологда, [[1999]]
*[http://kozhinov.voskres.ru/ Кожинов В.В.]Николай Рубцов//Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М., [[1982]].
+
*Воспоминания о Рубцове / Сост. В. Оботуров, А. Грязев.— Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, [[1983]]
 +
*Кожинов В.В.Николай Рубцов//Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М., [[1982]].
 +
*Куняев С. Русский огонек: (О жизни и поэзии Н. Рубцова) // Куняев С. Свободная стихия. М.. [[1979]]
 +
*Лавлинский Л. О «тихой лирике» // Юность. 1971. № 10. С. 56—61
 +
*Науменко А. Русская лирическая поэзия середины века и творчество Н. М. Рубцова.— Симферополь. [[1994]].
 +
*Николай Рубцов: Время, наследие. судьба: Лит.-худож. альм. № 2.— СПб.: Со-Ва. [[1995]]
 +
*Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтич. мир Н. Рубцова.— М.: Сов. писатель, [[1987]]
 
*Страницы современной лирики. - М., [[1980]].
 
*Страницы современной лирики. - М., [[1980]].
 
*Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая. - М., [[1982]].
 
*Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая. - М., [[1982]].
*Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтич. мир Н. Рубцова.— М.: Сов. писатель, [[1987]]
+
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 
----
 
----
  

Текущая версия на 19:28, 30 января 2011

Николай Михайлович Рубцов
RubtsovNM foto na stranicu.jpg
Николай Михайлович Рубцов
Имя при рождении: Николай
Дата рождения: 3 января 1936 г.
Место рождения: село Емецк, Архангельской области
Дата смерти: 19 января 1971 г.
Место смерти: Вологда


Содержание

[править] Краткая биография

3 января 1936 — родился в селе Емец Архангельской области, был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых.

С октября 1943 г. — Николай Рубцов воспитывается в Никольском детском доме на Вологодчине

1945г. - этим годом датировано одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима»

19501952 г.г. — Николай Рубцов окончил семилетку. Пытается поступить в Рижскую мореходку - неудачно. Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум.

Лето 1952 г. — окончив два курса «лесного» техникума и получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск».

1953 г. — поступает учиться в горный техникум в заполярном городе Кировск.

1955 г. — бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под Ленинградом. Работает слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.

19561959 г.г. — Проходит армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске.

19591960 г.г.— Работает кочегаром на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. Поступает в вечернюю школу.

1961г. — Выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Н.Рубцова.

1962г. — Поступает в Литературный институт. Здесь знакомится с В.Соколовым, С.Куняевым, В.Кожиновым. Николай Сидоренко, преподаватель,у которого Н.Рубцов учился в 1962-1964 годах, писал о нём в характеристике: «Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути»

1964г. — исключён из института по формальным причинам.

19661967 г.г. — проводит в странствиях: Вологда — Барнаул — МоскваХабаровск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Н.Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, домах культуры, библиотеках.

19 апреля 1968г. — Н. Рубцов принят в Союз писателей.

1969 — Вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит». Окончил Литературный институт им. М. Горького.

1970 — Вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум».

1971 — гибель поэта Николая Рубцова 19 января, в крещенские морозы... Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.

[править] Особенности творчества

Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. «Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена Пушкина и Блока, нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов, ритмов и рифм, рациональных метафор, ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности» (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982. - С.210)

В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина, субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому.

Сам поэт так определял свое творческое кредо:

«Я переписывать не стану

Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета…

Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова»

стихотворение «Я переписывать не стану»
(газ. «Вологодский комсомолец» от 4 апреля 1971 г).

Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой.

В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов.

Ст.Куняев пишет: «Рубцов - подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. «Нелирическое» для него означало – не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтическое …лиризм как понятие, противоположное театральности, не покинул её никогда и не покинет».

Для творчества Н.Рубцова характерно трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической Памяти, связи времён и поколений («Старая дорога») стали главными в его поэзии, уходящей своими корнями в жизнь народа, в его историю.

Ещё одна ключевая тема поэзии Н.Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния, противопоставленными образам мглы, мрака, темноты, тоски, угрюмости («В горнице моей светло ...», «Ночь на родине», «Звезда полей»). Крестьянская горница у Рубцова становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, что было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный космос. В стихотворении «В горнице моей светло ...» в соответствии с традициями русской классической литературы органическая связь человека с миром. Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия. Лирический герой множеством незримых нитей связан с миром – со своей деревушкой, с землёй, с небом, со всей Вселенной. Лирическое «я» поэта здесь несёт важные для каждого человека чувства и представления.

В поэзии Рубцова звучат также темы душевного беспокойства, прощания и смерти, в этом он близок поэзии Есенина. Душевная бесприютность заставляла его всё обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, её безвестных стариков и её великих поэтов («Сергей Есенин»). Глубокая вера в возрождение России соседствует с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки.

Лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России, поистине национален

Творчество Рубцова способствовало утверждению в русской поэзии последующих трёх десятилетий направления, которое в литературоведении нередко называют «тихой лирикой». Этой тенденции придерживались А.Жигулин, А.Прасолов,Ю.Кузнецов, В.Казанцев, В.Соколов, Н.Тряпкин.

Поэт занимался также художественными переводами.

[править] Стихотворные сборники

  1. Волны и скалы (1962г., машинописный сборник)
  2. Лирика (1965 г.)
  3. Звезда полей (1967г.)
  4. Душа хранит (1969г.)
  5. Сосен шум (1970г.)
  6. Зеленые цветы (1971г.)



После смерти Н.Рубцова были опубликованы его сборники:

  1. Последний пароход(1973г.)
  2. Избранная лирика (1974г.)
  3. Подорожники (1975г.)
  4. Стихотворения (1977г.)




Помимо сборников некоторые стихи были опубликованы в газетах:
  • Рассказ о коммунисте
  • Ленинец
  • Слово о партии
  • Он умер ...
  • Октябрьские ветры
  • Он шел вперед ...
  • Надо быть с коммунистами ...

[править] Музыкальные произведения на стихи Рубцова

[править] Фотогалерея

[править] Ссылки

  1. Онлайн Энциклопедия Кругосвет Рубцов, Николай Михайлович
  2. Вологодская областная универсальная научная библиотека
  3. "Душа хранит". Жизнь и поэзия Николая Рубцова
  4. Весь Рубцов

[править] Библиография

  • Белков В. Первые итоги (из жизни Николая Рубцова). - Вологда, 1999
  • Воспоминания о Рубцове / Сост. В. Оботуров, А. Грязев.— Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983
  • Кожинов В.В.Николай Рубцов//Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М., 1982.
  • Куняев С. Русский огонек: (О жизни и поэзии Н. Рубцова) // Куняев С. Свободная стихия. М.. 1979
  • Лавлинский Л. О «тихой лирике» // Юность. 1971. № 10. С. 56—61
  • Науменко А. Русская лирическая поэзия середины века и творчество Н. М. Рубцова.— Симферополь. 1994.
  • Николай Рубцов: Время, наследие. судьба: Лит.-худож. альм. № 2.— СПб.: Со-Ва. 1995
  • Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтич. мир Н. Рубцова.— М.: Сов. писатель, 1987
  • Страницы современной лирики. - М., 1980.
  • Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982.





Персональные инструменты
Инструменты