Рубцов, Николай Михайлович
(→Библиография) |
(→Особенности творчества) |
||
(не показаны 27 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
|место смерти = [[Вологда, город (Вологодская область)|''Вологда'']] | |место смерти = [[Вологда, город (Вологодская область)|''Вологда'']] | ||
}} | }} | ||
− | |||
− | |||
− | |||
== Краткая биография == | == Краткая биография == | ||
− | 3 января [ | + | '''3 января [[1936]]''' — родился в селе Емец [[Архангельская область|Архангельской области]], был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. |
− | С октября [ | + | '''С октября [[1943]] г.''' — Николай Рубцов воспитывается в Никольском детском доме на [[Вологодская область|Вологодчине]] |
− | [ | + | '''[[1945]]г.''' - этим годом датировано одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима» |
− | [ | + | '''[[1950]]'''— '''[[1952]] г.г.''' — Николай Рубцов окончил семилетку. Пытается поступить в Рижскую мореходку - неудачно. |
Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум. | Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум. | ||
− | Лето 1952 г. | + | |
+ | '''Лето [[1952]] г.''' — окончив два курса «лесного» техникума и получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск». | ||
− | [ | + | '''[[1953]] г.''' — поступает учиться в горный техникум в заполярном городе [[Кировск, город (Мурманская область)|Кировск]]. |
− | [ | + | '''[[1955]] г.''' — бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под [[Санкт-Петербург|Ленинградом]]. Работает слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне. |
− | [ | + | '''[[1956]]—[[1959]] г.г.''' — Проходит армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске. |
− | [ | + | [[1959]]—'''[[1960]] г.г.'''— Работает кочегаром на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. Поступает в вечернюю школу. |
− | [ | + | '''[[1961]]г.''' — Выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Н.Рубцова. |
− | [ | + | '''[[1962]]г.''' — Поступает в Литературный институт. Здесь знакомится с В.Соколовым, [http://www.booksite.ru/department/center/writ/kunyaev.htm С.Куняевым], [http://kozhinov.voskres.ru/ В.Кожиновым]. Николай Сидоренко, преподаватель,у которого Н.Рубцов учился в 1962-1964 годах, писал о нём в характеристике: «Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути» |
− | [ | + | '''[[1964]]г.''' — исключён из института по формальным причинам. |
− | [ | + | '''[[1966]]—[[1967]] г.г.''' — проводит в странствиях: [[Вологда, город (Вологодская область)|Вологда]] — Барнаул — [[Москва - столица России|Москва]] — [[Хабаровск]] — Волго-Балтийский канал — Вологда. Н.Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, домах культуры, библиотеках. |
− | 19 апреля [http://ru.wikipedia.org/wiki/ | + | '''19 апреля [[1968]]г.''' — Н. Рубцов принят в [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 Союз писателей]. |
− | [ | + | '''[[1969]]''' — Вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит». Окончил [http://www.litinstitut.ru/ Литературный институт им. М. Горького]. |
− | [ | + | '''[[1970]]''' — Вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум». |
− | [ | + | '''[[1971]]''' — гибель поэта Николая Рубцова 19 января, в крещенские морозы... Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище. |
== Особенности творчества == | == Особенности творчества == | ||
− | Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. | + | Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. «Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкина]] и [http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/blok_aa.php Блока], нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов, ритмов и рифм, рациональных [http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/34-2008-05-15-20-16-32/109-2010-09-18-11-17-19.html метафор], ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности» (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., [[1982]]. - С.210) |
− | В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего [[Маяковский, Владимир Владимирович|В.В.Маяковского]], философичность, заставляющая вспоминать о лирике [[Тютчев, Фёдор Иванович|Ф.И.Тютчева]], фольклорная образность в духе поэтики [[Есенин, Сергей Александрович|С.А.Есенина]], субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. | + | В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего [[Маяковский, Владимир Владимирович|В.В.Маяковского]], философичность, заставляющая вспоминать о лирике [[Тютчев, Фёдор Иванович|Ф.И.Тютчева]], фольклорная образность в духе поэтики [[Есенин, Сергей Александрович|С.А.Есенина]], субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. |
Сам поэт так определял свое творческое кредо: | Сам поэт так определял свое творческое кредо: | ||
Строка 67: | Строка 65: | ||
''Чтоб книгу Тютчева и Фета'' <br> | ''Чтоб книгу Тютчева и Фета'' <br> | ||
''Продолжить книгою Рубцова»'' <br><br> | ''Продолжить книгою Рубцова»'' <br><br> | ||
− | стихотворение | + | стихотворение «Я переписывать не стану»<br>(газ. «Вологодский комсомолец» от 4 апреля 1971 г). |
|width=35%| | |width=35%| | ||
|} | |} | ||
− | Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой. | + | Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной [http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/132-2010-09-18-11-52-30.html эпитетов] и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой. |
− | В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю.Лермонтова]], [[Гоголь, Николай Васильевич|Н.В.Гоголя]] и [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф.М.Достоевского]], [ | + | В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат [http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5181.htm мотивы] русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю.Лермонтова]], [[Гоголь, Николай Васильевич|Н.В.Гоголя]] и [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф.М.Достоевского]], [http://www.afanasiyfet.org.ru/ А.А.Фета] и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов. |
− | Ст.Куняев пишет: «Рубцов - подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. «Нелирическое» для него означало – не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтическое | + | Ст.Куняев пишет: «Рубцов - подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. «Нелирическое» для него означало – не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтическое …[http://enc-dic.com/synonym/Lirizm-33582.html лиризм] как понятие, противоположное театральности, не покинул её никогда и не покинет». |
Для творчества Н.Рубцова характерно трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической Памяти, связи времён и поколений ([http://rubtsov.id.ru/poetry/zvezda1.htm «Старая дорога»]) стали главными в его поэзии, уходящей своими корнями в жизнь народа, в его историю. | Для творчества Н.Рубцова характерно трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической Памяти, связи времён и поколений ([http://rubtsov.id.ru/poetry/zvezda1.htm «Старая дорога»]) стали главными в его поэзии, уходящей своими корнями в жизнь народа, в его историю. | ||
− | Ещё одна ключевая тема поэзии Н.Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния, противопоставленными образам мглы, мрака, темноты, тоски, угрюмости ([http://stihi-rus.ru/1/rubcov/3.htm «В | + | Ещё одна ключевая тема поэзии Н.Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния, противопоставленными образам мглы, мрака, темноты, тоски, угрюмости ([http://stihi-rus.ru/1/rubcov/3.htm «В горнице моей светло ...»], [http://rubtsov.id.ru/poetry/sosen_shoum3.htm «Ночь на родине»], [http://stihi-rus.ru/1/rubcov/19.htm «Звезда полей»]). Крестьянская [http://dic.academic.ru/dic.nsf/etno/129 горница] у Рубцова становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, что было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный космос. В стихотворении «В горнице моей светло ...» в соответствии с традициями русской классической литературы органическая связь человека с миром. Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия. Лирический герой множеством незримых нитей связан с миром – со своей деревушкой, с землёй, с небом, со всей Вселенной. Лирическое «я» поэта здесь несёт важные для каждого человека чувства и представления. |
− | В поэзии Рубцова звучат также темы душевного беспокойства, прощания и смерти, в этом он близок поэзии Есенина. Душевная бесприютность заставляла его всё обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, её безвестных стариков и её великих поэтов ([http://www.stihi-rus.ru/1/rubcov/37.htm «Сергей Есенин»]). Глубокая вера в возрождение [[Россия|России]] соседствует с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки. | + | В поэзии Рубцова звучат также темы душевного беспокойства, прощания и смерти, в этом он близок поэзии Есенина. Душевная бесприютность заставляла его всё обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, её безвестных стариков и её великих поэтов ([http://www.stihi-rus.ru/1/rubcov/37.htm «Сергей Есенин»]). Глубокая вера в возрождение [[Россия|России]] соседствует с крайним [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/923/%D0%9F%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%9C%D0%98%D0%97%D0%9C пессимизмом], с ощущением чего-то утраченного навеки. |
Лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России, поистине национален | Лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России, поистине национален | ||
Строка 103: | Строка 101: | ||
|width=30%| | |width=30%| | ||
После смерти Н.Рубцова были опубликованы его сборники: | После смерти Н.Рубцова были опубликованы его сборники: | ||
− | # Последний пароход( | + | # Последний пароход([[1973]]г.) |
− | # Избранная лирика ( | + | # Избранная лирика ([[1974]]г.) |
− | # Подорожники ( | + | # Подорожники ([[1975]]г.) |
− | # Стихотворения ( | + | # Стихотворения ([[1977]]г.) |
<br clear=all /> | <br clear=all /> | ||
<br clear=all /> | <br clear=all /> | ||
Строка 138: | Строка 136: | ||
==Библиография== | ==Библиография== | ||
− | *Белков В. Первые итоги (из жизни Николая Рубцова). - Вологда, 1999 | + | *Белков В. Первые итоги (из жизни Николая Рубцова). - Вологда, [[1999]] |
− | * | + | *Воспоминания о Рубцове / Сост. В. Оботуров, А. Грязев.— Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, [[1983]] |
− | * | + | *Кожинов В.В.Николай Рубцов//Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М., [[1982]]. |
− | * | + | *Куняев С. Русский огонек: (О жизни и поэзии Н. Рубцова) // Куняев С. Свободная стихия. М.. [[1979]] |
− | *Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтич. мир Н. Рубцова.— М.: Сов. писатель, 1987 | + | *Лавлинский Л. О «тихой лирике» // Юность. 1971. № 10. С. 56—61 |
+ | *Науменко А. Русская лирическая поэзия середины века и творчество Н. М. Рубцова.— Симферополь. [[1994]]. | ||
+ | *Николай Рубцов: Время, наследие. судьба: Лит.-худож. альм. № 2.— СПб.: Со-Ва. [[1995]] | ||
+ | *Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтич. мир Н. Рубцова.— М.: Сов. писатель, [[1987]] | ||
+ | *Страницы современной лирики. - М., [[1980]]. | ||
+ | *Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая. - М., [[1982]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
---- | ---- | ||
Текущая версия на 19:28, 30 января 2011
Николай Михайлович Рубцов | |
Николай Михайлович Рубцов | |
Имя при рождении: | Николай |
Дата рождения: | 3 января 1936 г. |
Место рождения: | село Емецк, Архангельской области |
Дата смерти: | 19 января 1971 г. |
Место смерти: | Вологда |
Содержание |
[править] Краткая биография
3 января 1936 — родился в селе Емец Архангельской области, был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых.
С октября 1943 г. — Николай Рубцов воспитывается в Никольском детском доме на Вологодчине
1945г. - этим годом датировано одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима»
1950— 1952 г.г. — Николай Рубцов окончил семилетку. Пытается поступить в Рижскую мореходку - неудачно. Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум.
Лето 1952 г. — окончив два курса «лесного» техникума и получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск».
1953 г. — поступает учиться в горный техникум в заполярном городе Кировск.
1955 г. — бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под Ленинградом. Работает слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.
1956—1959 г.г. — Проходит армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске.
1959—1960 г.г.— Работает кочегаром на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. Поступает в вечернюю школу.
1961г. — Выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Н.Рубцова.
1962г. — Поступает в Литературный институт. Здесь знакомится с В.Соколовым, С.Куняевым, В.Кожиновым. Николай Сидоренко, преподаватель,у которого Н.Рубцов учился в 1962-1964 годах, писал о нём в характеристике: «Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути»
1964г. — исключён из института по формальным причинам.
1966—1967 г.г. — проводит в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Хабаровск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Н.Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, домах культуры, библиотеках.
19 апреля 1968г. — Н. Рубцов принят в Союз писателей.
1969 — Вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит». Окончил Литературный институт им. М. Горького.
1970 — Вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум».
1971 — гибель поэта Николая Рубцова 19 января, в крещенские морозы... Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.
[править] Особенности творчества
Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. «Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена Пушкина и Блока, нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов, ритмов и рифм, рациональных метафор, ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности» (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982. - С.210)
В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина, субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому.
Сам поэт так определял свое творческое кредо:
«Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, |
Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой.
В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов.
Ст.Куняев пишет: «Рубцов - подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. «Нелирическое» для него означало – не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтическое …лиризм как понятие, противоположное театральности, не покинул её никогда и не покинет».
Для творчества Н.Рубцова характерно трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической Памяти, связи времён и поколений («Старая дорога») стали главными в его поэзии, уходящей своими корнями в жизнь народа, в его историю.
Ещё одна ключевая тема поэзии Н.Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния, противопоставленными образам мглы, мрака, темноты, тоски, угрюмости («В горнице моей светло ...», «Ночь на родине», «Звезда полей»). Крестьянская горница у Рубцова становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, что было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный космос. В стихотворении «В горнице моей светло ...» в соответствии с традициями русской классической литературы органическая связь человека с миром. Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия. Лирический герой множеством незримых нитей связан с миром – со своей деревушкой, с землёй, с небом, со всей Вселенной. Лирическое «я» поэта здесь несёт важные для каждого человека чувства и представления.
В поэзии Рубцова звучат также темы душевного беспокойства, прощания и смерти, в этом он близок поэзии Есенина. Душевная бесприютность заставляла его всё обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, её безвестных стариков и её великих поэтов («Сергей Есенин»). Глубокая вера в возрождение России соседствует с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки.
Лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России, поистине национален
Творчество Рубцова способствовало утверждению в русской поэзии последующих трёх десятилетий направления, которое в литературоведении нередко называют «тихой лирикой». Этой тенденции придерживались А.Жигулин, А.Прасолов,Ю.Кузнецов, В.Казанцев, В.Соколов, Н.Тряпкин.
Поэт занимался также художественными переводами.
[править] Стихотворные сборники
|
После смерти Н.Рубцова были опубликованы его сборники:
|
Помимо сборников некоторые стихи были опубликованы в газетах:
|
[править] Музыкальные произведения на стихи Рубцова
- Нотные сборники песен на стихи Н.М. Рубцова
- Песни на стихи Н.М. Рубцова в исполнении А.Б. Матюхина
- "В горнице", песня на стихи Н.Рубцова. Исполняет Музыкантова Татьяна Геннадьевна
[править] Фотогалерея
[править] Ссылки
- Онлайн Энциклопедия Кругосвет Рубцов, Николай Михайлович
- Вологодская областная универсальная научная библиотека
- "Душа хранит". Жизнь и поэзия Николая Рубцова
- Весь Рубцов
[править] Библиография
- Белков В. Первые итоги (из жизни Николая Рубцова). - Вологда, 1999
- Воспоминания о Рубцове / Сост. В. Оботуров, А. Грязев.— Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983
- Кожинов В.В.Николай Рубцов//Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М., 1982.
- Куняев С. Русский огонек: (О жизни и поэзии Н. Рубцова) // Куняев С. Свободная стихия. М.. 1979
- Лавлинский Л. О «тихой лирике» // Юность. 1971. № 10. С. 56—61
- Науменко А. Русская лирическая поэзия середины века и творчество Н. М. Рубцова.— Симферополь. 1994.
- Николай Рубцов: Время, наследие. судьба: Лит.-худож. альм. № 2.— СПб.: Со-Ва. 1995
- Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтич. мир Н. Рубцова.— М.: Сов. писатель, 1987
- Страницы современной лирики. - М., 1980.
- Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982.