Рубцов, Николай Михайлович
(→Особенности творчества) |
(→Особенности творчества) |
||
Строка 52: | Строка 52: | ||
Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. "Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкина]] и [[Блок, Александр Александрович|Блока]], нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов , ритмов и рифм, рациональных [http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/34-2008-05-15-20-16-32/109-2010-09-18-11-17-19.html метафор], ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности" (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., [[1982]]. - С.210) | Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. "Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкина]] и [[Блок, Александр Александрович|Блока]], нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов , ритмов и рифм, рациональных [http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/34-2008-05-15-20-16-32/109-2010-09-18-11-17-19.html метафор], ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности" (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., [[1982]]. - С.210) | ||
− | В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего [[Маяковский, Владимир Владимирович|В.В.Маяковского]], | + | В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего [[Маяковский, Владимир Владимирович|В.В.Маяковского]], философичность, заставляющая вспоминать о лирике [[Тютчев, Фёдор Иванович|Ф.И.Тютчева]], фольклорная образность в духе поэтики [[Есенин, Сергей Александрович|С.А.Есенина]], субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. |
Сам поэт так определял свое творческое кредо: | Сам поэт так определял свое творческое кредо: | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
|} | |} | ||
− | Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его | + | Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной [http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/132-2010-09-18-11-52-30.html эпитетов] и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой. |
В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат [http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5181.htm мотивы] русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю.Лермонтова]], [[Гоголь, Николай Васильевич|Н.В.Гоголя]] и [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф.М.Достоевского]], [[Фет, Афанасий Афанасьевич|А.А.Фета]] и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов. | В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат [http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5181.htm мотивы] русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и [[Лермонтов Михаил Юрьевич|М.Ю.Лермонтова]], [[Гоголь, Николай Васильевич|Н.В.Гоголя]] и [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф.М.Достоевского]], [[Фет, Афанасий Афанасьевич|А.А.Фета]] и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов. |
Версия 18:18, 25 января 2011
Николай Михайлович Рубцов | |
Николай Михайлович Рубцов | |
Имя при рождении: | Николай |
Дата рождения: | 3 января 1936 г. |
Место рождения: | село Емецк, Архангельской области |
Дата смерти: | 19 января 1971 г. |
Место смерти: | Вологда |
Содержание |
Краткая биография
3 января 1936 — родился в селе Емец Архангельской области,был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых.
С октября 1943 г.- Николай Рубцов воспитывается в Никольском детском доме на Вологодчине
1945г. - этим годом датировано одно из самых ранних стихотворений Николая Рубцова «Зима»
1950— 1952 г.г. — Николай Рубцов окончил семилетку. Пытается поступить в Рижскую мореходку - неудачно. Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум.
Лето 1952 г. - окончив два курса «лесного» техникума и получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. Вновь неудачно. Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск».
1953 г. — поступает учиться в горный техникум в заполярном городе Кировск.
1955 г. — бросает техникум и переезжает к брату Алексею в село Приютино под Ленинградом. Работает слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.
1956—1959 г.г. — Проходит армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске.
1959—1960 г.г.— Работает кочегаром на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. Поступает в вечернюю школу.
1961г. — Выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Н.Рубцова.
1962г. - Поступает в Литературный институт. Здесь знакомится с В.Соколовым, С.Куняевым, В.Кожиновым. Николай Сидоренко, преподаватель,у которого Н.Рубцов учился в 1962-1964 годах, писал о нём в характеристике: «Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути»
1964г. - исключён из института по формальным причинам.
1966—1967 г.г.— проводит в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Хабаровск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Н.Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках.
19 апреля 1968г.— Н. Рубцов принят в Союз писателей.
1969 — Вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит». Окончил Литературный институт им. М. Горького.
1970 — Вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум».
1971 — гибель поэта Николая Рубцова 19 января, в крещенские морозы... Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.
Особенности творчества
Вошёл в русскую поэзию во второй половине 60-х годов. "Это было то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах имена Пушкина и Блока, нежели сам дух, сам смысл творчества... когда бездуховность ультрамодных приёмов , ритмов и рифм, рациональных метафор, ребусоподобных образов выдавались ... и принимались порой за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности" (Селезнёв Ю. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982. - С.210)
В противовес этому в сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина, субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому.
Сам поэт так определял свое творческое кредо:
«Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, |
Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой.
В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом. В его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории, встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов.
Ст.Куняев пишет: «Рубцов - подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть. «Нелирическое» для него означало – не живое, безличное, не своё, лживое, не поэтическое …лиризм как понятие, противоположное театральности, не покинул её никогда и не покинет».
Для творчества Н.Рубцова характерно трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Обращение к истории, тема лирической Памяти, связи времён и поколений («Старая дорога») стали главными в его поэзии, уходящей своими корнями в жизнь народа, в его историю.
Ещё одна ключевая тема поэзии Н.Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния, противопоставленными образам мглы, мрака, темноты, тоски, угрюмости («В горнице», «Ночь на родине», «Звезда полей»). Крестьянская горница у Рубцова становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, что было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный космос. В стихотворении «В горнице моей светло» в соответствии с традициями русской классической литературы органическая связь человека с миром. Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия. Лирический герой множеством незримых нитей связан с миром – со своей деревушкой, с землёй, с небом, со всей Вселенной. Лирическое «я» поэта здесь несёт важные для каждого человека чувства и представления.
В поэзии Рубцова звучат также темы душевного беспокойства, прощания и смерти, в этом он близок поэзии Есенина. Душевная бесприютность заставляла его всё обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, её безвестных стариков и её великих поэтов («Сергей Есенин»). Глубокая вера в возрождение России соседствует с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки.
Лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России, поистине национален
Творчество Рубцова способствовало утверждению в русской поэзии последующих трёх десятилетий направления, которое в литературоведении нередко называют «тихой лирикой». Этой тенденции придерживались А.Жигулин, А.Прасолов,Ю.Кузнецов, В.Казанцев, В.Соколов, Н.Тряпкин.
Поэт занимался также художественными переводами.
Стихотворные сборники
|
После смерти Н.Рубцова были опубликованы его сборники:
|
Помимо сборников некоторые стихи были опубликованы в газетах:
|
Музыкальные произведения на стихи Рубцова
- Нотные сборники песен на стихи Н.М. Рубцова
- Песни на стихи Н.М. Рубцова в исполнении А.Б. Матюхина
- "В горнице", песня на стихи Н.Рубцова. Исполняет Музыкантова Татьяна Геннадьевна
Фотогалерея
Ссылки
- Онлайн Энциклопедия Кругосвет Рубцов, Николай Михайлович
- Вологодская областная универсальная научная библиотека
- "Душа хранит". Жизнь и поэзия Николая Рубцова
- Весь Рубцов
Библиография
- Белков В. Первые итоги (из жизни Николая Рубцова). - Вологда, 1999
- Кожинов В.В.Николай Рубцов//Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М., 1982.
- Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтич. мир Н. Рубцова.— М.: Сов. писатель, 1987
- Страницы современной лирики. - М., 1980.
- Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982.