Мордва

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: '''Мордва''' - народ, живущий в России, в Центре Восточно-Европейской равнины в бассейне реки Мо...)
 
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 
'''Мордва''' - народ, живущий в [[Россия|России]], в Центре Восточно-Европейской равнины в бассейне реки Мокша.
 
'''Мордва''' - народ, живущий в [[Россия|России]], в Центре Восточно-Европейской равнины в бассейне реки Мокша.
Мордва состоит из двух народностей - эрзя и мокша, каждая из которых имеет свой язык; оба языка относятся к фино-угорской группе. Предки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское междуречье со 2-ой пол. 1 тысячелетия.
+
Мордва состоит из двух народностей - [[эрзя]] и [[мокша]], каждая из которых имеет свой язык; оба языка относятся к фино-угорской группе. Предки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское междуречье со 2-ой пол. 1 тысячелетия.
Мордва («морденс») впервые упоминается в сочетании готского историка Иордана (VI в.). Византийский император Константин Багрянородный (X в.) знал страну Мордию, находившуюся в X днях пути от Печенегии. В «Повести временных лет» мордва упоминается на ряду с весью, муромой, чудью, пермью. Эрзя (арису) впервые упоминается в X в., в письме хозарского царя Иосифа, а мокша - в XIII в., в записках фломандского путешественника Гельёмо де Рубрука.
+
 
 +
Мордва («морденс») впервые упоминается в сочетании готского историка Иордана ( VI в.). Византийский император Константин Багрянородный ( X в.) знал страну Мордию, находившуюся в X днях пути от Печенегии. В «Повести временных лет» мордва упоминается на ряду с весью, муромой, чудью, [[пермь]]ю. Эрзя (арису) впервые упоминается в X в., в письме хозарского царя Иосифа, а мокша - в XIII в., в записках фломандского путешественника Гельёмо де Рубрука.
 
Мордовские племена платили дань Хозарии и Киеву. Но киевские князья в походах на мордву терпели и неудачу. По сообщению «Повести временных лет» в 1103 г., «бился князь с мордвою и побеждён был Ярослав».
 
Мордовские племена платили дань Хозарии и Киеву. Но киевские князья в походах на мордву терпели и неудачу. По сообщению «Повести временных лет» в 1103 г., «бился князь с мордвою и побеждён был Ярослав».
 +
 
В кон. XII - в нач. XIIIвв., большую часть мордовских племён сумел объединить князь Пургас. В 1228 г. он совершил поход на Новгород, где разрушил церковь и монастырь Пресвятой Богородицы, но был разбит новгородским воеводой Пурешевым - сыном.
 
В кон. XII - в нач. XIIIвв., большую часть мордовских племён сумел объединить князь Пургас. В 1228 г. он совершил поход на Новгород, где разрушил церковь и монастырь Пресвятой Богородицы, но был разбит новгородским воеводой Пурешевым - сыном.
 
В период монголо-татарского нашествия мордва и русские вместе оборонялись от опасности. С установлением золотоордынского ига мордовская знать служила и монголо-татарским ханам и русским князьям. В 1444 г. объединенное войско рязанцев и мордвы разбило на реке Листань татарского царевича Мустафу. До середину XVI в. мордва находилась под властью Казанского ханства, а с его падением в 1552 г. вошла в состав Российского государства.   
 
В период монголо-татарского нашествия мордва и русские вместе оборонялись от опасности. С установлением золотоордынского ига мордовская знать служила и монголо-татарским ханам и русским князьям. В 1444 г. объединенное войско рязанцев и мордвы разбило на реке Листань татарского царевича Мустафу. До середину XVI в. мордва находилась под властью Казанского ханства, а с его падением в 1552 г. вошла в состав Российского государства.   
 
Издавна мордва занималась пашенным земледелием, торговлей мехами; из болотных и дерновых руд добывали железо.
 
Издавна мордва занималась пашенным земледелием, торговлей мехами; из болотных и дерновых руд добывали железо.
До принятия христианства было распространено многожёнство, нередко маленьких детей женили на взрослых девушках, желая взять в дом новую работницу. Большенство языческих божеств мордвы были женскими: Вирьава (Мать леса), Ведьава (Мать воды), Толава (Мать огня). Верховный бог в мордовском язычестве именовался Шкай, Нишке; позднее его имя было перенесено на христианского Бога. Остатки языческих верований мордва сохранила до наших дней.
+
До принятия христианства было распространено многожёнство, нередко маленьких детей женили на взрослых девушках, желая взять в дом новую работницу. Большенство языческих божеств мордвы были женскими: '''Вирьава''' (Мать леса), '''Ведьава''' (Мать воды), '''Толава''' (Мать огня). Верховный бог в мордовском язычестве именовался Шкай, Нишке; позднее его имя было перенесено на христианского Бога. Остатки языческих верований мордва сохранила до наших дней.
 +
 
 +
[[Категория:География]]
 +
[[Категория:Историческое краеведение]]
 +
[[Категория:Заповедные народы]]
 +
[[Категория:Этнос]]

Текущая версия на 13:57, 30 января 2008

Мордва - народ, живущий в России, в Центре Восточно-Европейской равнины в бассейне реки Мокша. Мордва состоит из двух народностей - эрзя и мокша, каждая из которых имеет свой язык; оба языка относятся к фино-угорской группе. Предки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское междуречье со 2-ой пол. 1 тысячелетия.

Мордва («морденс») впервые упоминается в сочетании готского историка Иордана ( VI в.). Византийский император Константин Багрянородный ( X в.) знал страну Мордию, находившуюся в X днях пути от Печенегии. В «Повести временных лет» мордва упоминается на ряду с весью, муромой, чудью, пермью. Эрзя (арису) впервые упоминается в X в., в письме хозарского царя Иосифа, а мокша - в XIII в., в записках фломандского путешественника Гельёмо де Рубрука. Мордовские племена платили дань Хозарии и Киеву. Но киевские князья в походах на мордву терпели и неудачу. По сообщению «Повести временных лет» в 1103 г., «бился князь с мордвою и побеждён был Ярослав».

В кон. XII - в нач. XIIIвв., большую часть мордовских племён сумел объединить князь Пургас. В 1228 г. он совершил поход на Новгород, где разрушил церковь и монастырь Пресвятой Богородицы, но был разбит новгородским воеводой Пурешевым - сыном. В период монголо-татарского нашествия мордва и русские вместе оборонялись от опасности. С установлением золотоордынского ига мордовская знать служила и монголо-татарским ханам и русским князьям. В 1444 г. объединенное войско рязанцев и мордвы разбило на реке Листань татарского царевича Мустафу. До середину XVI в. мордва находилась под властью Казанского ханства, а с его падением в 1552 г. вошла в состав Российского государства. Издавна мордва занималась пашенным земледелием, торговлей мехами; из болотных и дерновых руд добывали железо. До принятия христианства было распространено многожёнство, нередко маленьких детей женили на взрослых девушках, желая взять в дом новую работницу. Большенство языческих божеств мордвы были женскими: Вирьава (Мать леса), Ведьава (Мать воды), Толава (Мать огня). Верховный бог в мордовском язычестве именовался Шкай, Нишке; позднее его имя было перенесено на христианского Бога. Остатки языческих верований мордва сохранила до наших дней.

Персональные инструменты
Инструменты