Визитка Мультивикторины: команда Балахнинские летописцы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Наша команда: Балахнинские летописцы

Все мы - члены школьного краеведческого кружка под руководством учителя истории Вавиловой Натальи Николаевны. Нас объединяет увлечение историей нашей древней Балахнинской земли.


Содержание

Фамилия Имя Отчество участника/участников

1. Соловьева Любовь

2. Парамузов Владимир

3. Соболева Ольга

4. Табакова Валентина

5. Тепленина Юлия

Название команды

Балахнинские летописцы

Школа

Школа №10 (Балахнинский район, Нижегородская область)

Адрес Вашей школы

606400 Нижегородская область, Балахнинский район, поселок Гидроторф, улица Центральная дом №2

Телефон/факс: (8-244)7-12-51

Адрес эл. почты: balachna-school10@yandex.ru

Фамилия Имя Отчество учителя

Вавилова Наталья Николаевна

Схема виртуального экскурсионного маршрута «Золотое кольцо Нижегородской области»

Схема

Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».

Сколько всего интересного и познавательного скрыто в истории нашей Нижегородской земли! А мы часто не замечаем даже того, что находится у нас прямо перед самым носом. Древняя Балахнинская земля, таит в себе много исторических тайн и загадок. Но очень жаль, что сегодня мы не можем полюбоваться всеми многочисленными древними архитектурными постройками, памятниками, которые украшали нашу балахнинскую землю в далёком и не очень далёком прошлом. В минуты радости или печали наши предки обращались к православным святыням родного края, многие из которых были возведены на средства самих балахнинцев или именитых людей земли русской. Одним из них и был Дмитрий Михайлович Пожарский. В своем виртуальном маршруте по Нижегородскому краю мы прошли по территории бывших владений князя Дмитрия Михайловича Пожарского на территории, некогда существовавшего Балахнинского уезда.

Файл:DSCO1245.jpg
Балахна

Балахна

Файл:Volga200.jpg
Балахна с Волги
Файл:Pokr1.jpg
Покровская церковь

Есть несколько предположений о происхождении названия Балахны. Некоторые краеведы связывают происхождение названия нашего города с высылкой в него опальных новгородцев царем Иваном III. По этим слухам, новгородцы, работавшие на соляных источниках на правах заключенных, обратились с челобитной к Ивану Грозному, в которой просили дать распоряжение о выдаче им балахонов, дабы предостеречь тело от соляных паров. Иван Грозный будто бы дал такое указание, и с тех пор в поселке появились люди в балахонах. Поэтому и прозвали поселок Балахной. Но это предположение легко опровергается. Поселок Был прозван Балахною еще до того, как Иван Грозный стал царствовать. Многие краеведы полагают, что название «Балахна» поселок получил за то, что он расположился около болот и озер. А поскольку раньше маленькие болота назывались «балахонцами», то отсюда и «Балахна» . Это предположение также не имеет веского основания. Сегодня известно около 14 местечек, деревень, которые называются «Балахною», но они никакого отношения к болотам не имеют. Предполагают, наконец, что поселок прозван Балахною потому, что в 12 веке на месте нынешней Балахны жили волжские булгары, которые вели большую торговлю и имели для этого так называемые балаганы. Эти балаганы принадлежали ханам. И от сочетания слов «бал» и «хан» и произошло, мол, слово Балахна и название поселка. Но и это предположение не выдерживает критики, так как до сего времени нет ни одного доказательства, которое бы говорило о пребывании в Балахне волжских булгар. Почему же наш город назван Балахною? Из истории известно, что на Руси в далеком прошлом названия деревням, поселкам, улицам шло от простонародия в виде прозвища, а потом, при известных условиях, эти прозвища становились их официальным названием. Например, в нашем городе есть улицы, названия которых произошли от названий ремесла. К ним относят улицы Колесная, Кирпичная, Кузнечная. По другим признакам назывались улицы Запрудная, Зеленая, Пески, Полевая, Солдатская, Быковка и др. Может быть и Балахна была прозвана таковою за какие-то свои особенности? Известно, что развитие будущей Балахны происходило стихийно. Земля, на которой основывался поселок, принадлежала Московскому правительству, а ему, занятому внутренней междоусобицей и борьбой с внешними врагами, было не до таких поселков. И привело это к тому, что значительное время в бурно развивающемся поселке отсутствовали органы управления: воевода, дружина. Не была налажена охрана поселка. Несмотря на его большие размеры, въезды и выезды не контролировались, поселок оказался совершенно открытым и предоставлен в какой- то степени сам себе. Внутренне он выглядел хаотичным, разбросанным беспорядочно на семи островах, разделенных гнилыми болотами. Внешне поселок выглядел непомерно растянутым узкой цепочкой по низкому берегу. От этого, возможно, и ходила пословица в народе: «Стоит Балахна, полы распахня». Не могла не сказаться и такая особенность для поселка, как непомерное множество людей, съезжавшихся со всех сторон и отличавшихся вольностью и неорганизованностью.Здесь можно было встретить и купца-солепромышленника; и беглого каторжника, и гордого новгородца, обиженного судьбой, и прочих. Необычные для тех времен порядки и особенности нового поселка вызывали удивление людей, привыкших к спокойным, замкнутым, полуфеодального типа городам с их патриархальными порядками и хозяйством. Поэтому в народе про него тогда говорили : «Балахна смотрит на юру». Под этой поговоркой понималось: кишеть , суетиться, толкаться, базар, шумный рынок, толпа. Спрашивается, мог ли такой большой поселок с такими необычными для того времени особенностями остаться без прозвища? Но почему - «Балахна»? В старину в русском наречии слово «балахна» употреблялось для выражения таких понятий, как ротозейство, неряха, разиня, настежь открытые ворота, не в меру широкий мешок, распашонка, а слова «балахвост», «балахрыст», «балахрыстничать» употребляли в смысле: шатун, шлендать, бить баклуши, праздно шататься. Было уже сказано: бурно развивающийся поселок в свое время имел целый ряд характерных особенностей и слово «балахна» было способно выразить их сполна. Вот по тем причинам, по-моему, и был наш город прозван Балахною.. И прозвище потом стало официальным названием. Подтвержением этого может служить летопись о нападении татар на Балахну в 1536 году и решение Московского правительства от 20 июля 1536 года о необходимости строить град (крепость) на Балахне. В летописи говорится, что татары осмелились напасть потому, что в нем не было своей дружины, охраны воеводы. Не было воинской организации. Такой же вывод можно сделать из решения Московского правительства от 20 июля 1536 года и о строительстве града на Балахне: «20 июля по велению Великого государя Ивана Васильевича всея Руси и его матери Великой государыни Елены, Божьей милостью и Царя Государя начать град делась у соли на Балахне, того ради, что посад велик и людей много. И Князь Великий и его мати берегучи велели град зделати Балахну землян и доделали 45 месяца Овтемери». Следовательно, своим названием наш город обязан характерным особенностям первых лет своего существования. Балахна - город с богатой историей. Поселение солеваров возникло на месте будущей Балахны задолго до строительства крепости. Так, известный нижегородский краевед П.И. Мельников-Печерский ещё в середине XIX века, ссылаясь на предание, писал, что на месте нынешней Балахны в XI столетии и ранее был город Булгар Волжских, при котором бывала ежегодно ярмарка.Есть несколько предположений о происхождении названия Балахны.Минули столетья со дня его основания. До неузнаваемости изменился внешний лик нашего города. Но и сегодня каждый желающий может совершить удивительное путешествие в далекое прошлое Балахны. На территории центральной части города сохранились остатки древнего рва, который окружал балахнинскую крепость. Поселение возникло стихийно, поэтому упоминаний в летописях о нем нет, значит лишь археологические данные могут пролить свет на время появления людей на территории современной Балахны. Но городом Балахна стала именно в 1536 году, когда здесь была построена крепость. После смерти великого князя Василия III Ивановича, правительницей государства стала его вдова Елена Глинская, которая правила от имени сына – малолетнего великого князя Ивана Васильевича (впоследствии Грозного). Никоновская летопись подробно описывает события 6 января 1536 года: нападение казанских татар во главе с ханом Сафа-Гиреем. Именно разграбление большого и богатого поселения, по мнению летописца, и стало причиной постройки в Балахне крепости (Крепости Балахны). В 17 веке Балахна становится крупным промышленным и культурным центром Нижегородского Поволжья. Именно XVII век может считаться временем наивысшего расцвета города за весь дореволюционный период его истории. Балахна являлась крупнейшим поставщиком соли в стране. Наличие больших лесных массивов способствовало развитию судостроения на Волге. Балахнинцы были известны как первоклассные строители. Балахна славилась и производством печных и архитектурных Изразцов,представляющих собой яркие образцы народного искусства. Наш город прославили балахнинские кружевницы. Они создали свой тип кружева - «Балахнинский манер» (Кружевоплетение).Успешно развивалось и кирпично-керамическое производство. В городе появляются крупные промышленники. Накопленные капиталы позволили местным купцам развернуть в городе дорогостоящее строительство каменных храмов и усадебных жилых комплексов. Балахна прочно утвердилась в числе ведущих промышленных центров России.

Гидроторф

К юго- западу от Балахнинского уезда протянулись на десятки километров бывшие «гиблые места» Черной Рамени. Тысячи лет дикий край непроходимых болот накапливал в своих недрах ценное и дешевое топливо-торф (Чернораменское болото занимало площадь величиной 5455га, из них 5340 га находилось под торфом, остальные-под суходолом.) Но в Царской России никому не нужно было это природное богатство. Люди ходили сюда только за клюквой и гонобобелем. Черная Рамень-так прозвал народ эти болотные трясины-топи, в которых зачастую погибали заблудившиеся смельчаки. (Наибольшая глубина залежей достигала 8метров.). Сегодня эти территории называются п. Гидроторф, который своим появлением обязан началу разработок торфа в 30-е годы XX века и строительству на его территории чернораменского торфопредприятия (ЧТП). Добываемый здесь торф был необходим для работы НИГРЭС (Нижегородской Гидроэлектростанции), которая вырабатывала электричество для крупных промышленных предприятий Балахны и Нижнего Новгорода (Сормовского завода).

Жары

На Рыловском уступе располагалась хорошая, уезженная дорога. Эта древняя сторона именовалась «Жарами», а жители её деревушек называли себя «жарскими». Лес был главным кормильцем глухой стороны. С незапамятных времён здесь начали зноить (жарить) древесный уголь. Крестьяне промышляли выжигом, поэтому по всей округе стлался густой дым. Так и прижилось название этих мест –Жары, потому что на Руси «жар» означало сильную степень тепла без пламени, горящие угли. Столетие назад здесь шумели непроходимые вековые леса, которые служили убежищем для беглых крестьян, преследуемых беспощадными боярами. Здесь же селились и «старообрядцы» ревнители старой веры. Жары встречали своих первопришельцев изобилием даров природы, зверьём и дичью, вселяя в них надежды на счастливую, свободную жизнь. Именно здесь вырубали леса для более выгодных земельных участков, где впоследствие зарождались деревни и сёла.

Совсем неожиданным для нас оказался тот факт, что посёлок Гидроторф, в котором мы проживаем, находится совсем недалеко от этих мест. Лес был главным кормильцем глухой стороны. С незапамятных времён здесь начали зноить (жарить) древесный уголь. Крестьяне промышляли выжигом, поэтому по всей округе стлался густой дым. Так и прижилось название этих мест – Жары, потому что на Руси «жар» означало сильную степень тепла без пламе.


Юрино

Ещё одной из вотчин Князя Д.М. Пожарского является село Юрино. Крестьяне села Юрино, уверяли, что жил Пожарский у них долго и что сохранившаяся поныне кладбищенская церковка - часовка построена им. Здесь, в сельце Юрино он лечился от ран, полученных в битвах с поляками в 1608 году. Отсюда же по зову нижегородцев. Он в 1612 году прибыл в Нижний Новгород, где вместе с балахнинцем Мининым возглавил знаменитое нижегородское ополчение. Самым древним сохранившимся памятником деревянного зодчества на территории Нижегородской области является храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 10-х—20-х гг. XVII века. Он связан с именем Дмитрия Михайловича Пожарского, воеводы Нижегородского ополчения 1612 года, так как возведён на территории его усадьбы в с. Юрино. Тот факт, что Казанская церковь в Юрино была построена самим Пожарским, подтверждают различные источники. Так, известный нижегородский краевед ХIХ века А. С. Гациский пишет в «Нижегородском летописце »: «После полудня ( 21 мая 1887 года) выехал я из Пуреха в Юрино, … вскоре за лесной речкой Баранихой показалась серая, унылая деревенька Юрино, с её старинной деревянной церковкой, построенной князем Дмитрием Михайловичем Пожарским…». В «Памятниках церковных древностей» архимандрита Макария (1857) можно найти следующее сообщение, что Казанская церковь «…построена самим князем Д.М. Пожарским…», автор подчёркивает всё тот же исторический интерес и тревогу в связи с её ветхим состоянием: «…она давно уже упразднена, и хотя весьма ветхая, остаётся в целости доселе…». В публикации описаны элементы интерьера, церковной утвари, упомянут типологический признак постройки – отсутствие алтарного прируба: «…алтарь ограждён досками, к коим приставляются иконы…». Заказчиком комплексной научно-исследовательской и проектной документации по реставрации Казанской церкви 17 века был Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия Н. Новгорода и Нижегородской области. К началу реставрационных работ церковь сохранила и элементы, появившиеся после ремонтных работ середины XIX века, и изменившие облик памятника: вместо двух разнящихся по высоте крыш над моленным залом и трапезной (о чём говорят врубки от слег в среднем самце) появилась почти единая двускатная крыша над двумя объёмами. В 1997 году осуществлены историко-архивные и библиографические изыскания, проанализированы иконографические материалы, изучены аналоги культовых построек XVII века, выполнены натуральные исследования, составлены обмерные чертежи объекта. В начале 1998 года в экспертный совет Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия был представлен на согласование эскизный проект реставрации Казанской церкви. В результате реставрации Казанской церкви восстановлен первоначальный облик памятника деревянного зодчества первой половины ХVII века.

Кубинцево

За пределами Балахны (сегодня эта территория входит уже в границу нашего города) располагается древнее село – Кубинцево. Есть предположение, что возникло оно приблизительно в 16 веке. Известно также, что владел им в 16 веке князь Дмитрий Пожарский, а после, в 18 веке – крупнейший феодал России граф Шереметьев. Жители Кубинцева славились судовым ремеслом, плотничеством, с их помощью спускали на Волгу не одну сотню барж, расшив и других посудин. Кроме основного рабочего дела занимались ещё рыболовством, охотой, потому что живности в этих краях водилось достаточно, женщины занимались кружевоплетением, которые в свою очередь имели большой успех среди видов рукоделий. Весной разливались воды Волги, затопляя низкие участки суши, что помогало мужикам сгонять суда по Железнице в большую реку. Речка Железница у церкви и моста, что стоял на тракте, была запружена ботиками и лодками-завознями. В 1619 году Кубенцево было передано в вотчинное владение с правом передачи его по наследству боярину Д. Пожарскому и приписано к Балахне. После чего добились того, чтобы Кубинцево вошло во владения Нижнего Новгорода. Часть дворов Кубинцево в 1670-х годах была уступлена Пожарским дворянам Богдану и Василию Наумовым. На месте нынешней каменной церкви Сретения Господня в XVI веке в Кубенцеве стояла деревянная церковь в честь праведного Симеона Богоприимца. Земли села Кубенцево были тогда государственной вотчиной. К середине 17 века деревянная церковь Симеона Богоприимца пришла в ветхость. В 1642 году скончался князь Дмитрий Пожарский, и в его память в 1647 году на месте храма 16 века сын Дмитрия Пожарского, Иоанн Дмитриевич построил новый деревянный храм уже в честь Сретения Господня. . К началу XVIII столетия оставшаяся часть села перешла во владение боярина Василия Борисовича Шереметева, сделавшего Кубенцево центром своих Нижегородских вотчин. За верную службу своего царского оружейничего Петр I в 1705 году указал с крестьян Кубенцева «з деревнями, со 167 дворов» податей не взымать. Льготные условия жизни сразу же привлекли сюда «вольных охочих людей». В 1707 году число записанных за В.Б. Шереметевым дворов увеличилось до 197. В XIX веке Шереметьевы сделали Кубенцево центром Нижегородских вотчин. В 1807 году на этом же месте был построен каменный храм в честь Сретения Господня, который существует и поныне. Этот храм был построен на средства графа Василия Сергеевича Шереметьева. К XX веку Кубинцево было крупным пригородным селом, расположенным на столбовом тракте с особой ямской станцией, с населением в 567 человек. Оказывается, что род Шереметьевых имеет одного общего родоначальника с царским родом Романовых. Сегодня Кубенцево входит в черту г.Балахны.

Пурех

Село Пурех неподалёку от современного Чкаловска - одно из самых древних. Стоит оно больше восьми веков. Когда произошла церковная реформа Никона. В Нижнем появился грозный архиепископ Питирим. Он принялся преследовать всех раскольников. Которые не хотели переходить в новую веру. А Пурех всю жизнь на традициях держался- так повелось… Поселились пурешане неподалеку от деревни Семёново… Сколько веков прошло. Семенов уже давно стал городом, а о пурешанах там память живёт. Окраина Семенова до сих пор Пурехом зовется. Хотите попасть в Пурех из центра города- надо переходить речку Санихту. Правда, пишется она не так, как возле Пуреха, тут Санахта, но похожа. Пурешане были промысловыми людьми. Самый главный промысел в Пурехе - ложкарный. Ложки тут и резали , и красили. И когда пурехские ложкари бежали на Керженец от Питирима, промысел привился и там, Семенов стал столицей русских ложкарей. А в Пурехе этот промысел заглох: леса осталось мало. И тогда Пурешане взялись за другое дело – стали лить медные колокольчики для ямщиков. И колокольчики эти в прошлом веке соперничали с валдайскими красотой и звонкими голосами. Территория нынешнего города Пуреха ранее была также вотчиной князя Д. М. Пожарского. С его именем неразрывно связана история появления здесь Спасо-Преображенского собора. Спасо-Преображенская церковь села Пурех замечательна своей древностью. Сначала она существовала как монастырская церковь Макарьевского (Преображенского) мужского монастыря, построенного самим Дмитрием Пожарским на его собственные средства в 1622 – 1625 годах. Первые упоминания об этом зафиксировано в 1647 году в «Отдельных Нижегородских писцовых книгах», на что ссылается в своей книге В. М. Шматов «Пурехъ». Далее автор этой книги рассказывает о Спасо-Преображенской церкви и её пределах, на основании найденной им надписи принадлежащей сыну Дмитрия Пожарского – Ивану Дмитриевичу от 1657 года. Далее говорится о том, что надпись эта замечательна по упоминанию имён святых, во имя которых «устроены были алтари в монастыре Пурецком». Имеются три воспоминания: родовые, о Нижнем Новгороде и о походе 1612 года. К родовым относятся алтари: - Иоана Предтечи, построенного князем Иваном Дмитриевичем Пожарским в честь своего ангела. - Святой Параскевы – в память первой жены Д. М. Пожарского, княгини Прасковьи Варфоломеевны и Святой Марфы – в память матери Д. М. Пожарского. К Нижегородским воспоминаниям – алтари: - Преображения Господня – в честь Спасо-Преображенского нижегородско- го собора, в котором было поднято князем Пожарским знамя освобождения. - Ефимия Суздальского чудотворца. Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Спасо-Преображенская церковь села Пурех является национальным памятником подвигу русского народа 1612 года по освобождению Отечества от иноземных захватчиков. Богата и интересна была Спасо-Преображенская церковь и своими реликвиями, но по истечению обстоятельств некоторые предметы были утеряны. Главной реликвией Спасо-Преображенской церкви являлось знамя нижегородского ополчения, под которым Пожарский и Минин совершили свой знаменитый поход по освобождению Москвы от поляков и их приспешников. В 1811 году знамя Пожарского вновь было затребовано из Пуреха в Москву, для помещения в Оружейную палату. Жителям села Пурех это совсем не понравилось. Был учинён бунт. Чтобы положить конец бунту, власти арестовали бунтовщиков и сослали в Сибирь. Но вскоре по указу императора к знамени Пожарского, в Пурех были привезены две копии со знамени Пожарского. Они хранились с 1827 по 1936 год в нижней (Успенской) церкви Спасо-Преображенского храма. В 1936 году храм ожидала такая же участь, как и остальные храмы при Советской власти – он был разграблен, а реликвии были увезены в Васильеву Слободу. Много реликвий потеряно и неизвестна их судьба с местонахождением. Много ценностей так и не было возвращено законному владельцу – Спасо-Преображенскому храму села Пурех. Второй по значимости реликвией Спасо-Преображенского монастыря был Животворящий Крест Господень. Слава о нём шла не только по Низовской земле, но и по всем окрестным губерниям. История этого креста замечательна, и с ней связанно много преданий. Согласно одному из них, князь Пожарский взял Крест из Соловецкого монастыря в 7114 году – то есть в 1606 году от рождества Христова «в монастырь Петровский, ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман». 1606 год – это год когда был свергнут с власти и казнён Лжедмитрий 1, и поляков первый раз изгнали из страны. Царём стал Василий Шуйский. Очень хочется верить, что рано или поздно на древней Нижегородской земле будут собраны многочисленные реликвии, связанные с именем великого полководца князя Д. М. Пожарского, а балахнинцы будут, по-прежнему, чтить память этого патриота земли Русской.

Персональные инструменты
Инструменты