Варнавинская резная кость

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Актуальность выбранной темы

Народные промыслы - уникальное явление, тесно связанное с историей, культурой и традициями народа. В настоящее время многие народные промыслы находятся на грани вымирания, и так же как памятники природы и культуры нуждаются в защите. Поэтому наша команда решила написать о варнавинской резьбе по кости - одном из промыслов Нижегородского края.

Мы долго сомневались, а подходит ли тема данной статьи к требованиям 4-го этапа проекта "Жемчужины Земли", даже обратились с вопросом к Шишовой О.А. - автору-координатору и получили одобрение своей идеи.

История возникновения промысла

Черникович П.П.

Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. В 18 веке центром резьбы по кости стали Павлово и Ворсма, где ножи украшали костяными рукоятками в виде небольшой скульптуры. В 19 веке промысел постепенно угас. Возрождение промысла в 20 веке связано с именем холмогорского мастера резьбы по кости Парфёна Парфёновича Черниковича.

Летом 1967 года Парфён Черникович участвовал в художественной выставке, проходившей в Кирове. После ее закрытия Парфен Черникович отправился в отпуск в Сочи. Путь лежал мимо города Горького (ныне Нижний Новгород). Парфен Парфенович так вспоминал этот момент: «Из окна поезда в лучах утреннего солнца, как в сказке, появился царственно поставленный город. Он открылся как град Китеж из легенды - взметнувшимися домами и кремлем на высоком холме. Я решил, что не могу проехать мимо и сошёл с поезда. Осмотрел кремль, памятники Горькому и Чкалову, ходил по набережной и все больше влюблялся в этот город. А потом зашел в Управление художественных промыслов, тогда размещавшееся на улице Свердлова. Меня любезно встретил начальник Управления Алексей Александрович Денисов и предложил приехать в Горький, чтобы организовать здесь художественный промысел резьбы по кости. Предложение показалось неожиданным, требовалось время на размышление»

И вот 5 апреля 1968 года Парфен Парфенович Черникович вновь приехал в город Горький. Его назначили мастером художественных изделий из кости проектно-конструкторского бюро. Черникович мечтал, чтобы резьба по кости стала в Горьковской области новым народным промыслом. Предстояло выбрать для этого подходящий район. Причем такой, где бы имелись рабочие руки, но не было своей промышленности и развитых традиционных ремесел. Тем самым на селе создавались бы новые рабочие места и решалась проблема оттока людей в город. Выбор пал на посёлок Варнавино. Небольшой поселок сразу полюбился художнику: расположенный в живописном месте на берегу Ветлуги, он заинтересовал его своей планировкой, поскольку напоминал Ленинград. Улицы в Варнавино, как и в северной столице, расходились веерообразно. Да и здание подходящее там нашлось. Это была бывшая пересыльная тюрьма. По предложению Черниковича здание перестроили: были расширены окна и двери, приведены в порядок комнаты. Парфёном Парфёновичем было разработано и заказано необходимое оборудование, приобретены инструменты и материалы. Одновременно Парфён Парфёнович ездил по деревням, приглашая всех желающих из числа выпускников 8-х и 10-х классов обучаться резьбе по кости, В результате были организованы две группы, которые в течение пяти месяцев учились под руководством Парфёна Парфёновича. Парфён Парфёнович Черникович - человек уникального дарования и трудолюбия сумел воспитать из сельских ребятишек замечательных мастеров. «Хорошие были ребята!» - вспоминает Парфён Парфёнович: «Занимались с увлечением, а я с не меньшим увлечением обучал их новому необычному делу». Молодежь кропотливо осваивала новое дело. А дальше она должна была передать свой опыт землякам. Так шаг за шагом резьба по кости укоренялась в Варнавинском районе»

Особенности варнавинской резьбы по кости

Гарнитур "Людмила". "Травный" орнамент, ажурная резьба на проём. Экспонат музея школы №185 г. Н.Ногорода.
Гарнитур "Праздничный". "Травный" орнамент, ажурная резьба на проём. Экспонат музея школы №185 г. Н.Ногорода.
Для Парфёна Парфёновича Черниковича было ясно, что стиль варнавинской резьбы по кости должен быть свой, особенный. В нем, по словам мастера, должны были отразиться и ритмы хохломы, и лаконизм городецкой росписи, и узорочье нижегородской вышивки, и пластика домовой нижегородской резьбы. Так родилось отличие варнавинской резьбы от родственного ей холмогорского искусства. Варнавинский косторезный промысел соединил традиции холмогорской резьбы с художественными приемами и орнаментами народного искусства Нижегородчины.

Парфён Парфёнович сразу же приступил к разработке образцов изделий из кости. Им было создано около 100 вариантов заколок, шпилек, сережек, брошей, узоров на рукоятках для ножей. Талантливый мастер с удивительным чувством меры в композиции изделий вводит "травный" орнамент. Очень оригинально выглядели крючки для вязания - в виде перышка, сказочного петушка или повторяющие форму старинных прялок с орнаментом. В 1969 году первые из образцов были представлены на суд областного художественного совета и одобрены.

По словам мастера, будущее произведение сначала рисует воображение, затем его контуры переносятся на бумагу. Художник что-то добавляет, корректирует, а уже потом из материала рождается шедевр. Резьба по кости является древним искусством. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время. Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьбы на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. Работают варнавинские мастера и в технике объемной резьбы, создавая скульптуры и целые настольные композиции. Редко, но технику объёмной резьбы используют и при создании женских украшений.

Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота – "цевку" и рог. Кроме того, в работе используются и ценные виды кости - мамонта и моржа. Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов.

Выдающиеся мастера резьбы по кости

Юрий Фёдорович Мишуков

Резьбой по кости занимаются очень талантливые, способные оживить этот с виду неказистый материал. Среди мастеров, стоящих у истоков промысла - Юрий Фёдорович Мишуков. Всякий настоящий творец уникален не только своим ремеслом. Прежде всего он уникален как личность. За ним должна стоять биография. Род Мишуковых пошел из Оранок. Дед Юрия Федоровича и три его брата были первейшими кузнецами в округе. В династии Мишуковых были и талантливые художники. Один из предков, Федор Яковлевич, до революции занимался изготовлением окладов для икон. Другой, Николай, издал книгу «Золотое и серебряное дело России», а брат отца был скульптором.

Мишуков Ю.Ф.
Серьги "Подарочные". "Травный орнамент", рельефная резьба. Авторская работа Мишукова Ю.Ф. Экспонат музея школы №185 г. Н.Ногорода.

Отец Юрия Михайловича был военным, служил в Монголии. Там в 1933 году и родился будущий знаменитый резчик по кости. Об этом периоде жизни воспоминания у Мишукова остались довольно скудные: «Стада овец, монголы в причудливых головных уборах, юрта посреди двора. Самые яркие впечатления о детстве: дружок-монгол, с которым мы возили на колымаге камни вокруг юрты, рыбалка на сома, который чуть не утащил меня на дно, в итоге сом уплыл вместе с веревкой (удочек тогда у нас не было). Мои детские ощущения от Монголии – человек и природа здесь живут в одном целом».

В Монголии считается, что все родившиеся на их земле – монголы. Может, именно поэтому тема востока всю жизнь влекла Юрия Фёдоровича, он лелеял мечту съездить на Родину. В 1937 году отца перевели в Нижний Новгород. А вскоре арестовали как врага народа. Больше семья его не видела. Юрий Мишуков с матерью мыкался всей стране — от Иркутска до Феодосии. В Феодосии, пожалуй, и родился художник Мишуков. В разрушенной немцами галерее Айвазовского он постигал первые уроки высокого искусства, стал лучшим учеником изостудии. Усидчивостью и прилежностью Юрий Федорович не отличался. Об учёбе в школе рассказывал так: «В четвёртом классе получил восемь двоек за год, только по рисованию пять. Оставили на второй год – результат тот же. Мать ходила к директору, уговаривала, чтобы в следующий класс перевели. Но если мне что-то интересно и нужно – запомню навсегда, а если нет – и напрягаться не буду». Потом вернулись в город Горький.

Вскоре Юрий Мишуков увлёкся резьбой. Вот что вспоминают соседи Юрия Фёдоровича: «Немногословный, несколько угрюмый парень, который всегда что-то вырезал из бересты, коры липы или дуба, рисовал на толстых листах людей и животных». Откуда эта страсть к резьбе, Юрий Фёдорович рассказывает скупо. Мол, ещё в детстве фильм «Каменный цветок» посмотрел, где шкатулку с ящерицей мастер сделал. И давай ящериц и разных сказочных персонажей из опоки вырезать. С тех пор тема сказок – одна из главных в творчестве мастера. Но когда приехал поступать в Строгановское художественное училище со своими поделками, их хоть и похвалили, но в приеме отказали как сыну врага народа.

Однако надо было помогать семье и Юрий Мишуков пошёл работать слесарем на завод имени Фрунзе. Потом была служба в армии. Оттуда на север и рванул. Кем только не работал и слесарем по тракторам, и фрезеровщиком, и плотником. Так прошло 10 лет. И вот на Чукотке случай помог выбрать главное дело. Юрий Фёдорович забрел в сувенирную лавку и понял, что может резать по кости лучше местных умельцев. Вернулся Мишуков в Нижний. Пошел в управление художественных промыслов, свои работы показал. Ему предложили на выбор два места - мясокомбинат костяные пуговицы делать или в Варнавино, на фабрику резьбы по кости. Мишуков выбрал фабрику резьбы по кости и проработал на этой фабрике с 1977 года до пенсии. У первой же настоящей работы, созданной в Варнавино, судьба оказалась удивительной. Попало изделие не куда-нибудь, а в Кремль. Нож на подставке приглянулся тогдашнему премьер-министру Косыгину. С тех пор слава Мишукова уже шла с ним рядышком.

Больше всего Юрий Фёдорович любил создавать настольные костяные композиции. Ещё одна его любимая тема творчества – четвероногий друг человека – собака, появилась во время работы на севере. Без собаки на севере не проживёшь. Она и кормилец, и средство передвижения, и самый верный и преданный друг. Но подлинную славу принесли Мишукову плашки для ножей. По оценке французского журнала «Мастер ружье» - Мишуков входит в десятку лучших косторезов мира. Его работы выставлялись в главных музеях мира, в том числе в «Лувре» и «Эрмитаже». Юрия Федоровича приглашали в Англию преподавать в Академии художеств и даже в Японию. Отказался мастер, заявив что в Варнавино лучше.

В 2012 году Мишуков ушёл из жизни. Секреты своего мастерства прославленный умелец передал своим сыновьям, а их у него трое. И все — уже мастера, со своим почерком. Нет, не обеднела земля Нижегородская талантами!

Татьяна Дмитриевна Кучумова

Современное состояние промысла

До начала 90-х годов 20 века на Варнавинской косторезной фабрике (ныне ООО "Варко") работало около 150 мастеров резьбы по кости, а сейчас осталось только 15. Промыслу грозит вымирание.Одной из главных проблем является старение кадров. Молодые люди не идут работать на предприятие. Существует и проблема с рынком сбыта продукции. Поэтому необходимо разработать эффективную программу по сохранению и развитию уникального народного художественного промысла.

Вклад команды "КЛИО" в популяризацию промысла

Авторы данной статьи помимо того, являются членами команды "КЛИО", ещё входят в Совет музея "Память сердца" школы №185 г. Нижнего Новгорода. В 2010 году Совет музея школы разработал программу содействия популяризации промысла варнавинской резьбы по кости. В рамках реализации этой программы была написана статья "Варнавинская резная кость" для "Азбуки ремёсел", инициирован сетевой проект "Драгоценное наследие", а в музее школы открыта выставка "Варнавинская резная кость: история и современность". В декабре 2013 года музею школы за проделанную работу по популяризации народного промысла было присуждено 1-е место в городском конкурсе "Наше историко-культурное наследие".

Команда "Клио" готовится к презентации выставки "Варнавинская резная кость: история и современность"
Команда Клио готовится к презентации выставки "Варнавинская резная кость.jpg

Источники информации

  • Материалы из фондов музея "Память сердца" школы №185 города Нижнего Новгорода
Персональные инструменты
Инструменты