Творчество Ричардсона Самюэля
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Команда Художники МОУДОД ДШИ №17]] для мини-энциклопедии "[[Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009]]" | [[Команда Художники МОУДОД ДШИ №17]] для мини-энциклопедии "[[Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009]]" | ||
+ | '''РИЧАРДСОН СЭМЮЕЛ (1689-1761)''' | ||
− | + | ==Писатель и печатник== | |
− | == | + | [[Изображение:Ричардсон для ДОО по МХК.jpg|thumb|left|Сэмюэль Ричардсон]] |
− | + | ||
Английский писатель и печатник, признанный первым английским романистом. | Английский писатель и печатник, признанный первым английским романистом. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
Становление его как писателя произошло неожиданно, почти случайно. В то время в моду входила переписка, но не всем давалось искусство изящно выражать мысли. Ричардсон сочинил для собственной типографии образцы текстов. Руководствуясь ими, читатели учились красиво изъясняться согласно правилам этикета. | Становление его как писателя произошло неожиданно, почти случайно. В то время в моду входила переписка, но не всем давалось искусство изящно выражать мысли. Ричардсон сочинил для собственной типографии образцы текстов. Руководствуясь ими, читатели учились красиво изъясняться согласно правилам этикета. | ||
+ | |||
+ | |||
=="Памелла"== | =="Памелла"== | ||
− | + | [[Изображение:Титульный лист "Памеллы".jpg|thumb|Титульный лист романа Ричардсона "Памелла". Издание 1741 г. Дублин]] | |
В 1739 г. к Ричардсону обратилось двое его сотоварищей-издателей с предложением -- составить письмовник, откуда читатели, а в большей степени читательницы, неопытные в эпистолярном искусстве, могли бы заимствовать образцы писем, приличествующих различным случаям жизни. Издания такого рода с давних пор были широко распространены в Англии. Ричардсон принял предложение. Среди многочисленных житейских ситуаций, которых он коснулся, его особенно заинтересовала одна: положение девушки-служанки, подвергающейся любовным преследованиям со стороны хозяина. Как расскажет она об этом родителям? Что посоветуют они дочери? Так зародился первоначальный замысел "Памелы". | В 1739 г. к Ричардсону обратилось двое его сотоварищей-издателей с предложением -- составить письмовник, откуда читатели, а в большей степени читательницы, неопытные в эпистолярном искусстве, могли бы заимствовать образцы писем, приличествующих различным случаям жизни. Издания такого рода с давних пор были широко распространены в Англии. Ричардсон принял предложение. Среди многочисленных житейских ситуаций, которых он коснулся, его особенно заинтересовала одна: положение девушки-служанки, подвергающейся любовным преследованиям со стороны хозяина. Как расскажет она об этом родителям? Что посоветуют они дочери? Так зародился первоначальный замысел "Памелы". | ||
Строка 27: | Строка 29: | ||
=="Клариса"== | =="Клариса"== | ||
− | + | [[Изображение:Клариса_для ДОО по МХК.jpg|thumb|left|Иллюстрация к роману Ричардсона "Клариса"]] | |
Если на примере господина Б. читатели могли прийти к заключению, что нет лучшего мужа, чем исправившийся повеса, то история, рассказанная в романе «Кларисса», должна была всех убедить в обратном. В авторском предисловии говорилось, что цель книги — «уберечь беспечных и неопытных особ одного пола от гнусных ухищрений и расчётов другого, а также предостеречь родителей от чрезмерного применения естественной власти в вопросах заключения брака». Поступки идеальной героини должны были послужить эталоном не только общей, но и христианской морали. | Если на примере господина Б. читатели могли прийти к заключению, что нет лучшего мужа, чем исправившийся повеса, то история, рассказанная в романе «Кларисса», должна была всех убедить в обратном. В авторском предисловии говорилось, что цель книги — «уберечь беспечных и неопытных особ одного пола от гнусных ухищрений и расчётов другого, а также предостеречь родителей от чрезмерного применения естественной власти в вопросах заключения брака». Поступки идеальной героини должны были послужить эталоном не только общей, но и христианской морали. | ||
Текущая версия на 16:39, 31 января 2010
Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"
РИЧАРДСОН СЭМЮЕЛ (1689-1761)
Содержание |
[править] Писатель и печатник
Английский писатель и печатник, признанный первым английским романистом.
Ричардсон никогда не помышлял о литературной славе. Сын столяра, он мальчиком попал в услужение к типографу, со временем женился на его дочери и завёл своё издательское дело.
Литература была для него лишь одним из многих занятий. Профессия английского stationer в середине XVIII века была весьма многосторонней: Ричардсону и его коллегам приходилось совмещать в своем лице и редакторов, и издателей, и типографщиков, и книгопродавцев. Ричардсон, как и многие другие, "присоединил" ко всему этому профессию сочинителя.
Становление его как писателя произошло неожиданно, почти случайно. В то время в моду входила переписка, но не всем давалось искусство изящно выражать мысли. Ричардсон сочинил для собственной типографии образцы текстов. Руководствуясь ими, читатели учились красиво изъясняться согласно правилам этикета.
[править] "Памелла"
В 1739 г. к Ричардсону обратилось двое его сотоварищей-издателей с предложением -- составить письмовник, откуда читатели, а в большей степени читательницы, неопытные в эпистолярном искусстве, могли бы заимствовать образцы писем, приличествующих различным случаям жизни. Издания такого рода с давних пор были широко распространены в Англии. Ричардсон принял предложение. Среди многочисленных житейских ситуаций, которых он коснулся, его особенно заинтересовала одна: положение девушки-служанки, подвергающейся любовным преследованиям со стороны хозяина. Как расскажет она об этом родителям? Что посоветуют они дочери? Так зародился первоначальный замысел "Памелы".
[править] Трогательная и поучительная история
«Памелу, или Вознаграждённую добродетель» он написал за три месяца. Это произведение стало революционным событием в европейской литературе. Роман имел оглушительный успех. По словам Ричардсона, в его книге «богатство и власть вступают в заговор против невинности низкого состояния». Героиня — дочь небогатых, но честных родителей — служит в доме некоего господина Б. Хозяин преследует её домогательствами, она прилагает немыслимые усилия, чтобы спасти свою честь, хотя тайно влюблена в него. В конце концов служанка покоряет сердце господина, и он женится на ней. Добродетель, таким образом, вознаграждается. В письмах к родителям Памела подробно описывает каждое мельчайшее событие, каждое движение своей души и становится близким другом... читателю. Таких отношений читателя с литературным персонажем до этого ещё не было.
Однако нарочитое, почти расчётливое целомудрие героини вызвало немало пародий, и самые язвительные вышли из-под пера Генри Филдинга, достойного соперника Ричардсона.
Имя автора даже не фигурировало на титульном листе. Как и впоследствии в остальных своих романах, Ричардсон ограничился скромной ролью "издателя" якобы подлинной переписки своих героев.
[править] "Клариса"
Если на примере господина Б. читатели могли прийти к заключению, что нет лучшего мужа, чем исправившийся повеса, то история, рассказанная в романе «Кларисса», должна была всех убедить в обратном. В авторском предисловии говорилось, что цель книги — «уберечь беспечных и неопытных особ одного пола от гнусных ухищрений и расчётов другого, а также предостеречь родителей от чрезмерного применения естественной власти в вопросах заключения брака». Поступки идеальной героини должны были послужить эталоном не только общей, но и христианской морали.
Кларисса — послушная и любящая дочь, против своей воли оказывается в руках Ловласа и навсегда теряет надежду на примирение с отвергнувшей её семьёй. Имя Ловласа станет нарицательным и будет означать коварного и бессердечного соблазнителя.
[править] Первый английский романист
Используя эпистолярную технику, выстраивая повествование в виде длинных откровенных писем, которыми обмениваются основные персонажи, Ричардсон вводил читателя в потаенный мир их мыслей и чувств. Но даже успех "Памелы" и "Клариссы" не смог заставить его отказаться от привычной каждодневной типографской работы.