Лопатищи, село (Кстовский район, Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 8 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
----
 
  
[[Категория:Село]]
 
[[Категория:Нижегородская область]]
 
  
 
[[Изображение:Лопатищи. Восстановленный обелиск.JPG|thumb|right|Восстановленный обелиск]]  
 
[[Изображение:Лопатищи. Восстановленный обелиск.JPG|thumb|right|Восстановленный обелиск]]  
Строка 10: Строка 7:
 
                   Лопатищи
 
                   Лопатищи
  
В настоящее время  знаменитые '''Лопатищи''', где начинал своё служение протопоп Аввакум, глава старообрядческого движения, находятся на территории Запрудновского сельского совета Кстовского района.
+
В настоящее время  знаменитые '''Лопатищи''', где начинал своё служение протопоп Аввакум, глава старообрядческого движения, находятся на территории Запрудновского сельского совета [[Кстовский район (Нижегородская область)|Кстовского района.]] 
+
 
Впервые о данных поселениях упоминается в жалованной грамоте от 9 октября 1623 года:"... Государь ,царь и великий князь Михайло Фёдорович всеа Руси пожаловал Фёдора Васильевича Волынского за ево многие службы царя, за Можайское осадное сидение и королевичев приход под Москву из ево ж, Федора поместья в Нижегородском уезде в селце, что была деревня Лопатищи, деревня Долгая Поляна, а Бабкино селище тож, треть деревни Обатуровы, жеребей в селе Григорове в вотчину со всеми угодьи".
 
Впервые о данных поселениях упоминается в жалованной грамоте от 9 октября 1623 года:"... Государь ,царь и великий князь Михайло Фёдорович всеа Руси пожаловал Фёдора Васильевича Волынского за ево многие службы царя, за Можайское осадное сидение и королевичев приход под Москву из ево ж, Федора поместья в Нижегородском уезде в селце, что была деревня Лопатищи, деревня Долгая Поляна, а Бабкино селище тож, треть деревни Обатуровы, жеребей в селе Григорове в вотчину со всеми угодьи".
  
Селение Лопатищи возникло из становища бортников в раменном лесу на берегу речки Ивашёвки, недалеко от древней дороги, шедшей вдоль Волги в Сибирь, в 3-4 верстах от Работок, Название своё починок, а потом и деревня получили от протекавшей рядом речки Лопатинки. В конце 16 века Лопатищи были государственной бортной деревней с 14 дворами и 15 мужчинами в них. Благодаря беженцам из центральных районов страны число жилых домов к 1614 году увеличилось до 22. Среди бортников записан и Марко Иванов , можно полагать, отец будущей жены Аввакума Петрова.  
+
Селение Лопатищи возникло из становища бортников в раменном лесу на берегу речки Ивашёвки, недалеко от древней дороги, шедшей вдоль Волги в Сибирь, в 3-4 верстах от [[Работки|Работок]], Название своё починок, а потом и деревня получили от протекавшей рядом речки Лопатинки. В конце 16 века Лопатищи были государственной бортной деревней с 14 дворами и 15 мужчинами в них. Благодаря беженцам из центральных районов страны число жилых домов к 1614 году увеличилось до 22. Среди бортников записан и Марко Иванов , можно полагать, отец будущей жены Аввакума Петрова.  
 
Ф.В.Волынский делает деревню центром своих Нижегородских владений: возводит »вотчинников» двор. С тех пор Лопатищи стали именоваться сельцом.  
 
Ф.В.Волынский делает деревню центром своих Нижегородских владений: возводит »вотчинников» двор. С тех пор Лопатищи стали именоваться сельцом.  
 
Ко времени переезда Аввакума Петрова с братьями в Лопатищи это было уже многолюдное село, принадлежало оно стольнику Петру Васильевичу Шереметьеву.  
 
Ко времени переезда Аввакума Петрова с братьями в Лопатищи это было уже многолюдное село, принадлежало оно стольнику Петру Васильевичу Шереметьеву.  
Строка 32: Строка 28:
 
Время не пощадило творение рук человека, но только восхитительная природа вокруг села не подвластна его течению.
 
Время не пощадило творение рук человека, но только восхитительная природа вокруг села не подвластна его течению.
  
[[Категория: Нижегородская область]]
+
==Ссылки ==
[[Категория: Исчезнувшие населенные пункты]]
+
*[http://www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/selo.html Населённые пункты области]
[[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]]
+
[[Категория:Изображения]]
+
  
  
==Ссылки ==
+
[[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]]
*[http://www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/selo.html Населённые пункты области]
+
[[Категория:Село]]
 +
[[Категория:Исчезнувшие населенные пункты]]
 +
[[Категория:Нижегородская область]]

Текущая версия на 16:37, 29 марта 2011


Восстановленный обелиск
Лопатищи. Вид церкви


                 Лопатищи

В настоящее время знаменитые Лопатищи, где начинал своё служение протопоп Аввакум, глава старообрядческого движения, находятся на территории Запрудновского сельского совета Кстовского района. Впервые о данных поселениях упоминается в жалованной грамоте от 9 октября 1623 года:"... Государь ,царь и великий князь Михайло Фёдорович всеа Руси пожаловал Фёдора Васильевича Волынского за ево многие службы царя, за Можайское осадное сидение и королевичев приход под Москву из ево ж, Федора поместья в Нижегородском уезде в селце, что была деревня Лопатищи, деревня Долгая Поляна, а Бабкино селище тож, треть деревни Обатуровы, жеребей в селе Григорове в вотчину со всеми угодьи".

Селение Лопатищи возникло из становища бортников в раменном лесу на берегу речки Ивашёвки, недалеко от древней дороги, шедшей вдоль Волги в Сибирь, в 3-4 верстах от Работок, Название своё починок, а потом и деревня получили от протекавшей рядом речки Лопатинки. В конце 16 века Лопатищи были государственной бортной деревней с 14 дворами и 15 мужчинами в них. Благодаря беженцам из центральных районов страны число жилых домов к 1614 году увеличилось до 22. Среди бортников записан и Марко Иванов , можно полагать, отец будущей жены Аввакума Петрова. Ф.В.Волынский делает деревню центром своих Нижегородских владений: возводит »вотчинников» двор. С тех пор Лопатищи стали именоваться сельцом. Ко времени переезда Аввакума Петрова с братьями в Лопатищи это было уже многолюдное село, принадлежало оно стольнику Петру Васильевичу Шереметьеву.

Став попом лопатищенской церкви, Аввакум сближается с нижегородскими «ревнителями благочестия»: Иваном Нероновым, Стефаном Внифатьевым, архимадритом Макарьев – Желтоводского монастыря Илларионом, эта дружба во многом определила его жизненный путь: путь признаний, славы, гонений, страданий и мученической смерти на костре .Аввакум окажется наиболее стойким и последовательным в своих воззрениях из нижегородских « ревнителей благочестия», через страдания и унижения пронесёт крест мученика, смертью своей заслужит бессмертие в памяти народной. Но момент становления Аввакума- борца связан с Лопатищами. ( Из книги Н.Ф.Филатова «На родине огнеопального Аввакума»)

В годы Великой Отечественной войны лопатинцы внесли свой вклад в Победу нашего народа над фашисткими захватчиками. Лопатищенский колхоз поставлял на заводы города Горького овощную и мясо-молочную продукцию. Здесь трудились женщины, старики и подростки. Днём ребята учились в местной школе, которая размещалась в здании бывшего лопатищенского храма, где когда-то служил Аввакум, а во второй половине дня шли помогать в поле, на ферму своим односельчанам. 58 жителей села не вернулось с фронта. В 1947 году в память о них был поставлен памятник-обелиск. После войны -это было процветающее село, где проживало около 1000 человек. Здесь работала молочно-товарная ферма, существовал кондитерский цех по изготовлению пряников, патоки. Но основным проиизводством было выращивание зерновых культур.

В период реформирования сельского хозяйства в 60-е годы Лопатищинский колхоз стал частью Запрудновского совхоза. С этого времени начинается угасание жизни в этом старинном селе.

Лопатищи
Лопатищи. Дом

В настоящее время в селе постоянно проживают 3 человека. В селе нет асфальтированной дороги,водопровода, электричества, магазина. Старинная церковь постепенно разрушается. Время не пощадило творение рук человека, но только восхитительная природа вокруг села не подвластна его течению.

[править] Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты