Виртуальная экскурсия Резцом и кистью облик, возрождённый сквозь века/ Команда Клио школы №185 города Нижнего Новгорода

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
 
Автор экскурсии: [[Команда Клио школы №185 города Нижнего Новгорода /По следам Нижегородского ополчения|команда «Клио»]] школы №185 города [[Нижний Новгород|Нижнего Новгорода]]  
 
Автор экскурсии: [[Команда Клио школы №185 города Нижнего Новгорода /По следам Нижегородского ополчения|команда «Клио»]] школы №185 города [[Нижний Новгород|Нижнего Новгорода]]  
  
<googlemap version="0.9" lat="56.32834" lon="43.952522">
+
<googlemap version="0.9" lat="56.332528" lon="43.967628">
 +
56.326317694159286, 44.01826858520508, [http://letopisi.ru/index.php/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9 Нижегородском художественном музее]
  
56.326317694159286, 44.01826858520508[http://letopisi.ru/index.php/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9 Нижегородском художественном музее]
 
  
 +
56.32462821622295, 44.01170253753662, [http://letopisi.ru/index.php/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%94.%D0%92._%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0._%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F Доме Сироткина (филиал Нижегородского художественного музея)]
  
56.32462821622295, 44.01170253753662[http://letopisi.ru/index.php/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%94.%D0%92._%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0._%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F Доме Сироткина (филиал Нижегородского художественного музея)]
 
  
  
 +
56.32460442022508, 44.01947021484375, Бюст Минина на площади Минина
  
56.32460442022508, 44.01947021484375 Бюст Минина на площади Минина
+
56.3245806242124, 44.022216796875, Памятник Минину на площади Минина
 
+
56.3245806242124, 44.022216796875 Памятник Минину на площади Минина
+
  
 
</googlemap>
 
</googlemap>

Версия 19:26, 2 ноября 2011

Продолжительность экскурсии: 1 час 40 минут

Аудитория: экскурсия рассчитана на учащихся 7-8 классов

Экскурсионные объекты:

  • Бюст Минина (скульптор А. В. Кикин) на площади Минина

Автор экскурсии: команда «Клио» школы №185 города Нижнего Новгорода

<googlemap version="0.9" lat="56.332528" lon="43.967628"> 56.326317694159286, 44.01826858520508, Нижегородском художественном музее


56.32462821622295, 44.01170253753662, Доме Сироткина (филиал Нижегородского художественного музея)


56.32460442022508, 44.01947021484375, Бюст Минина на площади Минина

56.3245806242124, 44.022216796875, Памятник Минину на площади Минина

</googlemap>

Содержание

Картина Маковского "Воззвание Минина"

Уникальность картины

Картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» - одно из самых знаменитых патриотических произведений России. Эта картина уникальна:

  • она является самым большим в России станковым полотном на тему отечественной истории, её размеры - 698х594 см. (около 40 м.кв. живописного полотна);
  • художник почти 20 лет обдумывал и 6 лет работал, прежде чем представить полотно зрителям;
  • только портретно решенных героев в картине свыше сотни !

Замысел картины

Мысль о создании картины "Воззвание Минина" относится к 70-м годам XIX в. Но, после многочисленных неудачных попыток художник решил забыть о картине.

В 1891 году произошло событие, которое нравственно потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно - "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". В "Запорожцах", историческом групповом портрете, Маковский увидел так пленявшую его пульсацию жизни. В картине было столько энергии, вольнолюбия, что вдохновившись Маковский решил снова попробовать написать картину на давно волновавшую его тему о воззвании Минина к народу.

Маковский в Нижнем Новгороде

Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Здесь, на месте событий, Маковский читает многочисленные летописи, рукописные своды, всматривается в могучие древние башни кремля, старинные извилистые улочки, неповторимый пейзаж города. Всё это разбудило творческое воображение художника, и оно пробьет толщу веков. Так и произошло. Нижний Новгород преподнес Маковскому бесценный подарок -вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины.

Художественная интуиция не обманула Маковского. Позднее историки доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Художник оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.

В Маковский сделал этюд Ивановского съезда. Каменная церковь XIX века на этюде уступила место легкой старинной деревянной постройке, характерной для XVII века, что сразу привнесло в картину аромат древности, ощущение исторической правдивости . То же самое можно сказать об Ивановской башне кремля. Вместо надстройки с четырехскатным покрытием появилось затейливое навершие в духе башен Московского Кремля.

Маковский сделал и ряд портретных зарисовок. В июне 1891 года он жил в гостинице Блиновского пассажа на улице Рождественской. Окна его номера выходили на шумные нижегородские пристани, где во множестве толпились люди разных сословий: приезжавшие со всех сторон в крупнейший торговый центр России заводчики, купцы, ремесленники, крестьяне, просто праздная публика, босяки, опустившиеся личности и сильные, мускулистые грузчики, обладавшие статью былинных героев. Густая разношерстная толпа давала богатый материал для впечатлений, для поиска того или иного типажа, характера, интересного лица.

В Нижнем Новгороде Маковский познакомился с художником А. О. Карелиным, у которого была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства и предметов быта: национальные одежды, старинные ткани, иконы, изделия ремесленников. Шкатулки, ларцы, укладки, штофы, подсвечники, кубки, изображённые "Воззвании Минина" не только указывают на определённую эпоху, но и являются "действующим лицом" картины. Ведь нужно было показать конкретную реализацию патриотического порыва нижегородцев - их приношения.

Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов - первый взрыв народного патриотизма.

Работа над картиной в парижской мастерской

Полотно должно было быть масштабным, впечатляющим, оно должно было соответствовать значительности самого события, изображаемого в картине. Маковский просит Академию художеств предоставить ему помещение больших размеров и, получив отказ, в начале 1893 года покупает мастерскую художника В. Верещагина, находившуюся в парижском предместье Сен-Жермен.

Мастерская была необычайно удобной: она имела не только закрытую студию больших габаритов, где могли разместиться крупноформатные холсты, но и так называемую "летнюю мастерскую" в саду, предназначенную для работы над картинами больших размеров при естественном освещении. "Она состояла из помоста, сажен 9-10 в диаметре, представляющего в плане полный круг. Тут по окружности проложен рельс, и по нему ходит довольно объемистая будка, защищающая от лучей солнца и ветра, там помещаются модели, разные предметы, с которых пишется картина и, на необходимом расстоянии, сам художник со своим холстом. Смотря по положению солнца и по надобностям освещения навес этот может переезжать по своим рельсам куда надо, а художник работать от самого утра до поздней ночи" - так описывал это остроумное приспособление В.В. Стасов, посетивший Верещагина в 1878 году.

Маковскому вдали от Родины не хватало натурщиков с русскими чертами лица. Он вынужден был часто повторяться. Например, у носильщика на первом плане , в верхней левой фигуре и у той, что находится под рукой Минина – одно лицо. Подобных повторов много, особенно не повезло женским и детским образам. Они лишены индивидуальности и различаются между собой лишь позой и одеждой. Есть исключения, такие, как, например, девушка с кокошником в руках на первом плане.

Описание картины "Воззвание Минина"

На полотне изображено раннее осеннее утро. На тревожный звон колоколов на самую оживленную площадь города – Торговую площадь Нижнего посада – собрался весь нижегородский люд. Здесь, с импровизированной трибуны, земский староста Нижнего посада Кузьма Минин обращается к народу с призывом жертвовать деньги на ополчение, чтобы очистить Московское государство от иноземных врагов.

Архитектурный фон картины – башни величественного Нижегородского кремля – при всей внушительности не может заслонить огромную людскую массу. Кузьма Минин наделен всеми качествами подлинного народного героя. Страстная его речь находит отклик в сердцах людей разных возрастов и сословий. Маковскому в его картине прекрасно удалось передать тот дух единения, всеобщего воодушевления, героического подъема, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа.

С исторически точными подробностями изображена сцена в правой части холста: из деревянной церкви Иоанна Предтечи идет крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Эту икону послал на сохранение в Нижний патриарх Гермоген. Как некогда шли русские войска на Куликово поле с Донской Богоматерью кисти Феофана Грека, так символом победы русского оружия над польскими интервентами стала Богоматерь Казанская, которая сопровождала ополчение вплоть до решающего сражения - штурма Московского Кремля 22 октября (4 ноября) 1612 года.

Сам патриарх Гермоген был заточен поляками в темницу, куда к нему с риском для жизни проникли два бесстрашных посланца Нижнего Родион Моисеев и Роман Пахомов. Они получили грамоту, в которой патриарх советовал иметь "чистоту душевную и братство", думать, "как души свои положити... за веру", и писать "во все городы, в полки к боярам и атаманам". Именно эту грамотуичитает архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий. Во главе крестного хода, благословляя народ на святое дело, идет протопоп Савва Евфимьев.

Зажиточный купец в шапке-мурмолке и кафтане зеленого бархата с воротником-козырем показывает своим слугам, куда положить богатые приношения: расшитые жемчугом одежды, дорогие ткани, золотые и серебряные чаши и кубки. Его жена в кокошнике с жемчужной поднизью держит в руках ларец с драгоценностями. А рядом с ними простой мастеровой. Вклад его значительно скромнее, чем у купеческой четы, но не менее ценный – он жертвует плод своих многодневных трудов - тонкой, затейливой работы сундучок-поставец.

Справа изображены две нижегородки, которые принесли на площадь все свое достояние. У присевшей отдохнуть пожилой женщины - это хранившиеся в туесе заветные сбережения: "черный день" для нее и для Родины настал. Позади нее порывисто вбежавшая на площадь молоденькая девушка прижимает к груди кокошник - свой праздничный наряд.

Центр первого плана свободен от фигур. На земле беспорядочной грудой лежат пожертвования на нужды ополчения

Экспрессия позы и жеста Минина - кульминационная точка в выражении настроения и состояния окружающих его людей. Маковскому удалось передать некий пульс в общем порыве чувств, что позволило ему связать все, казалось бы, нагроможденные фигуры в единую массу - создать образ народа и передать его духовную силу.

Картина "Воззвание Минина" в Нижнем Новгороде

Впервые законченное произведение было показано зрителю в 1896 году на открывшейся в Нижнем Новгороде выставке. Ввиду громоздких размеров для картины К. Маковского "Воззвание Минина" пришлось выстроить специальный павильон.

Затем картина демонстрировалась за границей, а в 1908 году полотно было перевезено в Нижний и установлено в Гербовом зале Городской Думы (ныне Дворец труда). Она вписалась в его отделанный деревом интерьер.

До 1972 года картина находилась в Большом зале Дворца труда, что затрудняло доступ к ней широкой публики. Было принято решение о переносе картины в специально отстроенный зал художественного музея. Полотно со всякими предосторожностями навернули на вал, который на руках вынесли из зала Дворца труда и бережно погрузили на автомобиль с длинным кузовом. Когда машина, миновав площадь Минина и Пожарского, подъехала к зданию музея, картину так же бережно сняли, подняли краном на высоту третьего этажа и через окно опустили в музейное помещение.

Значимость изображённого в произведении события для судьбы Нижнего Новгорода и всей России, мастерство живописца делают его одним из шедевров собрания музея и главной достопримечательностью Нижегородского региона. Картина "Воззвание Минина" обладает не только художественной, но и исторической ценностью, ибо в ней запечатлено героическое прошлое Нижнего Новгорода.

Бюст Минина на площади Минина

Не один год А.В.Кикин посвятил образу русского патриота Козьмы Минина. Еще в годы Великой Отечественной Войны он начал эту работу. В 1949-1950гг он продолжает работать над образом Минина и переводит бюст Минина в мрамор. В 1950г. мраморный бюст был установлен на углу улицы Минина в районе площади Минина.

Памятник Минину на площади Минина

7 ноября того же 1943 года в г. Горьком был открыт памятник К. Минину. Молодой скульптор А.С. Колобов в условиях жесткого по времени заказа не имел возможность искать самобытное решение. Он пластически воплотил образ великого нижегородца из картины К.Е. Маковского. Экспрессивным жестом К. Минин призывал к подвигу, что как нельзя более соответствовало событиям: отсюда, с площади, от стен Нижегородского кремля уходили на фронт принявшие здесь присягу горьковские воинские формирования. Кремль, с его мощной оборонной архитектурой, скульптурные и живописные произведения создали в центре нашего города единый ансамбль, несший огромный патриотический, морально-воспитательный заряд.

Персональные инструменты
Инструменты