Кувадки, народная кукла

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Кувадки

DSCN0d242kykla.JPG


Сегодня мало кому известен обряд "кувады". Но в середине XIX века он, как полустершийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка

В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных роженицу и младенца. Обычно рожала женщина в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения от скверны (с помощью освященной воды, купанием в проруби). Мужчине, отцу ребенка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются "кувада". В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

--Ирина Галяутдинова 13:43, 5 июня 2008 (MSD) команда "Псковитянка"


"Сказка о том, как мужик ребенка родил"

« В одной крестьянской семье было семеро детей по лавкам, и еще другого ждали. Мужик был не доволен тем, что жена только рожает, а он от зари в поле надрывается. Мужик решил все это сказать жене. Слушала его жена, слушала, и обида ее разобрала. Решила она его проучить. Раз пришел муж домой. Ничего не стал делать, а только щей похлебал, да спать завалился. А жене подошло время родить. Потихоньку от мужа ушла она в баньку там и родила. Подхватила мать дитятку, личико только и обмыла. Зарезала курицу и наполнила кровью бычий пузырь. Вернулась баба с младенчиком в избу, а муж на печи храпит. Пролила жена между ног мужу кровь, да младенчика голенького положила. Неудобно стало мужику, проснулся. Он глазами заморгал, тут и младенчик заверещал. Подхватился мужик: весь крови, ребенок криком кричит. А тут баба с лавки встает, как ни в чем, ни бывало: «Глянь, муженек! Теперь и ты родил. Ну, ты тут с ним сам управляйся, а я в поле пойду. А пока я в поле надрываюсь, ты, муженек, корову подои, да в стадо выгони, детишек накорми, про меня не забудь. Не забудь животине кормов задать и воды в баню наносить…». Хлопает глазами мужик, слова слышит, а ничего не разберет. Скрутило у него живот, не разогнуться. Подхватил бока, завалился и стонет. А ребятня над ним потешается: « Гляньте, батька дитя родил!» Жалко стало жене мужика, прикрикнула она на ребят. Избу прибрала, всех приласкала да накормила. Стыдно стало мужу. И с тех самых пор он ни слова не молвил жене в укор. Жили они душа в душу долго и счастливо ».

Источник:Котова И.Н., Котова А.С."Русские обряды и традиции. Народная кукла."

--Прохорова Алина 10:57, 6 июня 2008 (MSD) команда "Псковитянка"


Кувадки (кувадка это та же кукла-закрутка!).

Был такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных си, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отец ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду». Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чуланные, а мужу подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки. Для изготовления куклы Кувадки используют лоскуты яркой разноцветной ткани и надреганные из них нити.

http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=564&PN=0&TPN=1

--Чупак Вероника 11:40, 7 июня 2008 (MSD) команда "Псковитянка"

Технология изготовления

Виртуальный класс проекта Наши куклы

--Ирина Галяутдинова 13:44, 6 июня 2008 (MSD) команда "Псковитянка"

Персональные инструменты
Инструменты