Участник:Ирина Галяутдинова

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Имя

Галяутдинова Ирина

Город

Псков

Место учебы

Средняя школа №3, г.Псков

О себе

  • Я учусь в общеобразовательной школе № 3 города Пскова. Я участвовала в областной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Тема проекта «Ткачество». Я заняла там второе место. Я участница проекта "Наши куклы"
  • проект Наши куклы

Мои работы

Куклы Лихоманки

Кукла-лихоманка выманит из дома беду. Специально для сжигания в масленичном огне делались и другие куколки – лихоманки. Их должно было быть 13 – магическое число. Процесс изготовления превращался в настоящий обряд. "Кукол делали особым способом со специальными наговорами, их не резали и не шили, а только связывали льняными нитками. Так что каждая кукла была волшебной и магической" Сгорая на костре, кукла-лихоманка якобы уносила – выманивала – из дома беду. Кстати, эта языческая традиция до сих пор сохранилась в деревне Мартыново Мышкинского района Ярославской области. Причем, мартыновские бабушки-рукодельницы никогда не рисуют этим куклам глаза – считается, что тогда в лихоманку может вселиться злая душа. "Это обыкновенная столбушка, то есть льняное волокно завернуто в тряпочку, особым образом связана, причем, косой крестик оказывается на груди. Куколка без ручек, глазок, с льняной косичкой. Такая кукла у нас живет в Мартынове до сих пор, и мы гордимся, что в нашем музее есть подарки из этой деревни. Источник: http://www.dollplanet.ru/pages/masl_001.htm Получено с http://letopisi.ru/index.php/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%2C_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0


Кукла Купавка

Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды — такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля). Источник: Взято из журнала "Народное творчество" http://nt.gohome.ru/content/view/97/39/ Получено с http://letopisi.ru/index.php/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%2C_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0


Кукла Крупеничка

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Сказка о Крупеничке:

У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог ишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха. Получено с http://letopisi.ru/index.php/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0%2C_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0


Кукла Кувадка

Сегодня мало кому известен обряд "кувады". Но в середине XIX века он, как полустершийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных роженицу и младенца. Обычно рожала женщина в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения от скверны (с помощью освященной воды, купанием в проруби). Мужчине, отцу ребенка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются "кувада". В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.


Источник:Котова И.Н., Котова А.С."Русские обряды и традиции. Народная кукла." Получено с http://letopisi.ru/index.php/%D0%9A%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8%2C_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта