Нивхи
Общая численность: | 5287(2002) |
---|---|
Расселение: | Россия |
Язык: | |
Религия: | |
Родственные народы: | [[]] |
Нивхи - самоназвание - "человек", народ в Российской Федерации.
Содержание |
Численность
В 1989 году в России было 4631 нивхов, в том числе в Хабаровском крае – 2386, в Сахалинской области – 2008. По данным переписи населения 2002 года – 5287 человек.
Язык
Нивхи составляют особый амуро-сахалинский антропологический тип северо-азиатской расы. Язык изолированный, имеет амурский, северно-сахалинский и восточно-сахалинский диалекты. Письменность с 1932 года на основе латыни, с 1953 – русской графики. По современным данным, нивхский язык имеет в своем составе элементы, связывающие его с южно-азиатским, алтайским, маньчжурским и тунгусским языками. Археологическими исследованиями установлены многократные миграции нивхов, начиная с неолита, на Нижний Амур с юго-востока и запада. Таким образом, формирование культуры нивхов происходило в условиях, далеких от строгой изоляции, которую им вначале приписывали исследователи.
Расселение
Живут на Нижнем Амуре (Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края), а также на острове Сахалин (Рыбновский и Александровский районы на западном берегу и Тымовский район).
Традиционные занятия
Основное традиционное занятие нивхов – рыболовство, дававшее пищу для людей и собак, материал для изготовления одежды, обуви, парусов для лодок и др. Занимались им круглый год.
Главный промысел – добыча проходного лосося (горбуша в июне, кета в июле и сентябре). В это время делали запасы юколы – вяленой рыбы. Сушеные рыбьи костяки заготавливали на корм для ездовых собак. Орудиями лова служили остроги (чак), крючки разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразные удочки, сети прямоугольные, мешкообразные, ставные (в т.ч. подледные) и плавные (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), невода (кыр ке), сачки, летние и зимние запоры (изгороди в реках с сетной ловушкой).
Большую роль в хозяйстве Сахалина и Амурского лимана играл морской зверобойный промысел. Весной и летом животных (нерп, лахтаков, сивучей) добывали сетями, неводами, крючками, ловушками (пырь, ршейвыч, хонк и др.), гарпунами (осмур, озмар), острогой с плавающим древком (тла) и своеобразным рулем (лаху). Зимой отыскивали с помощью собак продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки (китын, нгырни и др.). В низовьях Амура весной промышляли нерп и дельфинов. Морской зверь давал мясо и жир; одежды, обуви, подклейку лыж, выделку различных домашних предметов.
Таежный охотничий промысел был наиболее развит на Амуре. Многие нивхи охотились вблизи жилища, к вечеру всегда возвращались домой. На Сахалине охотники уходили в тайгу максимально на неделю. Мелких зверьков добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами (юру, нгарходь и др.), медведей, лосей – с помощью копья (ках), лука (пунч). Со 2-й пол. XIX в. широко использовалось огнестрельное оружие. Пушнину нивхи обменивали на ткани, муку и др.
Женщины собирали и заготавливали впрок лекарственные и съедобные растения, корни, травы, ягоды. Различные корни, береста, прутья и др. шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали крапивное волокно для плетения сетей и т.п. Мужчины запасали строительные материалы.
Рыбачили и добывали морского зверя с лодок – дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2–4 парами весел. В сер. XIX в. такие лодки из кедра нередко получали от нанайцев. На Сахалине употреблялись также долбленки из тополя со своеобразным козырьком на носу.
Зимой передвигались на нартах, в них запрягали до 10–12 собак попарно или «ёлочкой». Нарта (ту) амурского типа – прямокопыльная, высокая и узкая, с двустороннезагнутыми полозьями. Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи. В кон. XIX – нач. ХХ в. нивхи начали применять широкие и низкие нарты восточно-сибирского типа.
Лыжи у нивхов, как и у других народов Амура, были 2 типов – длинные голицы для весенней охоты и подклеенные мехом нерпы или камусами лося – для зимней.
Традиционные верования
Самоназвание
НИВХИ (самоназвание - нивх – человек). В прошлом нивхи, ульчи, негидальцы назывались гиляками. Название было распространено русскими поселенцами на другие нижнеамурские народы – негидальцев, ульчей и др. Этноним «НИВХИ» официально утвержден в 1930-х годах.
История
Ремёсла
Традиционные поселения
Нивхи исконно оседлы, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Зимнее жилище – тыф, дыф, таф – большой бревенчатый дом, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Двускатная крыша крылась травой. Дома однокамерные, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от 2 очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводился высокий настил на столбах, в сильные морозы на нем держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2–3 семьи, на своем участке нар.
С наступлением тепла каждая семья переселялась из зимнего жилища в летнее селение у озера или протоки, вблизи промысла. Каркасные летники из коры чаще всего ставили на сваях, имели различную форму: 2-скатные, конические, 4-угольные. Из 2 помещений одно служило амбаром, другое – жилищем с открытым очагом. Для хозяйственных нужд строили срубные амбары на высоких столбах, ставили вешала для сушки сетей, неводов и юколы. На Сахалине до начала ХХ века сохранялись старинные землянки с открытыми очагами и дымовым отверстием, в ХХ веке распространились срубные дома типа руссской избы.
Традиционный костюм
Пища
В рационе нивхов преобладала рыбная и мясная пища. Предпочитали свежую рыбу – ели ее в сыром, вареном или жареном виде. Юколу при изобильном улове делали из любой рыбы. Из голов и кишок вываривали жир: по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы, которую можно было хранить неограниченно долго. Из юколы, свежей рыбы и мяса варили супы, добавляя в них травы и коренья. Покупные мука и крупы шли на приготовление лепешек, каш, которые ели, как и другие блюда, с большим количеством рыбьего или нерпичьего жира. В конце XIX века в обмен на рыбу начали приобретать у русских картофель.