Экскурсионно-краеведческий маршрут Н.Г. Тумакова № 5
Маршрут №5
Протяженность 60км. Продолжительность 3 дня.
КРАСНЫЕ БАКИ – Л/З «УДАРНИК» - ЛЕСНОЙ КУРОРТ – ШИЖМА – ШЕМАНИХА – ЗАСТАВКА – ВАРНАВИН
ЦЕЛЬ: Знакомство с крупнейшим деревообрабатывающим заводом Краснобаковского района, с "Лесным курортом", природой северо-восточной части района, прошлой и настоящей историей Шеманихи и всего этого района.
Описание маршрута
Идём из Красных Баков по улицы Свободы до речки Глушицы. Переходим на левый берег речки по прекрасной, благоустроенной плотине, построенной силами рабочих и служащих Красных Баков в 1953 году. Вступаем на территорию новой части поселка, носящей название - Верхняя Слобода. До 1923 года здесь была северная окраина Баков. Сразу же за речкой начинались поля крестьян села Баков. 3астройка этой территории началась с 1923 года, а продолжается она и сейчас. За слободой расположена деревня Моисеиха. Это очень старое селение, упоминаемое в документе 1617 года. В 1796 году здесь была создана контора управляющего Моисеихинским удельным имением/имение членов царской семьи/. После отмены крепостного права деревня Моисеиха стала волостным центром Моисеихинской волости, объединивший селения, принадлежавшие Уделу. Здание волостного правления сохранилось до настоящего времени/это теперь общежитие рабочих формалинового завода/. Здесь в январе 1918 года был создан первый орган - Моисеихинский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Видными деятелями Совета были граждане деревни Моисеихи Шаров Николай Яковлевич, Вихарев Александр Григорьевич, Лебедев Егор Михайлович - участники гражданской войны и участники борьбы с контрреволюцией в Варнавинском уезде в 1918г. Лебедев Е.М. живет и сейчас здесь и может многое рассказать о работе первого Совета и о гражданской войне, об участии в защите Ленинграда от полчищ Юденича. Рядом со зданием общежития рабочих формалинового завода расположено зданием Моисеихинской начальной школы. Школа открыта и построено здание её в 1842году - первая школа на территории Краснобаковского района /на 23 года, раньше Баковской школы/. Школа содержалась на средства крестьян, но принадлежала Удельной конторе. Принимала школа по 10 мальчиков на два года. Готовили кадры лесников ,конторщиков для Удельного имения.
Здание школы и волостного правления были построены из брёвен лиственницы. Прошло 130 лет после постройки школы, а она и сейчас ещё принимает учеников, здесь и теперь школа - вот какой долговечностью обладают постройки из лиственницы. Сейчас деревня Моисеиха соединилась с Верхней Слободой Красных Баков и вошла в его состав. С 1967 года она переименована и носит теперь название – «УЛИЦА ЮБИЛЕЙНАЯ». За деревней Моисеихой - улицей Юбилейной спускаемся в пойму реки Ветлуги. Здесь мы наблюдаем широкую пойменную террасу и первую надпойменную. На пойменной террасе отчётливо видны гряды, созданные течением реки во время весеннего половодья. Пойма покрыта прекрасными лугами, и мы собираем гербарий луговых трав.
Весьма наглядны, для изучения строения нашей местности. Весьма наглядны, для изучения строения нашей местности, обнажения горных пород правого коренного берега под дер. Красногор. Здесь мы видим: у основания надпойменной террасы пёстроцветные мергелистые глины и алевролиты нижнего триаса – времени отдаляющего нас на. 140 миллионов лет. Можно попытаться в этих отложениях найти окаменелые остатки фауны того времени. Выше отложений нижнего триаса лежат отложения древнего ледника днепровского времени, состоящие из жёлтых суглинков и супесей. Собираем образцы горных пород для школьной коллекции. Под деревней Красногор имеется очень хорошие места для наблюдений выходов грунтовых вод и залегания водоносных слоев над верхним горизонтом отложений алевролитов нижнего триаса. Несколько выше /по течению реки/ видим пять холмов. Это древние кустарные установки для сухой перегонки дерева /смолокурни/.
Один из этих холмов разрезан при прокладке дороги. В этом разрезе хорошо видна старая смолокурная печь и труба для стока смолы. В XVIII и XIX веках на Ветлуге очень много выжигалось древесного угля и получалось древесной смолы, которые направляли на Волгу и Дон. Вот один из этих древних химических «заводов» мы и видим под деревней Красногор. Обследовав холмы-могилы древних химических "заводов", направляемся к одному из самых крупных современных деревообрабатывающих заводов нашего района. Это лесозавод «УДАРНИК». Он начал строиться, в годы первой пятилетки, а вошёл в строй в 1933 году. В это время возникли на наших предприятиях новые формы социалистического труда -ударничество. Вот поэтому такое название дано и этому заводу. Знакомимся с производством завода «Ударник». Основная специальность завода – стандартное домостроение. Такие дома требуются в больших количествах для колхозов и совхозов целинных земель Казахстана и степных районов Поволжья, для рабочих новостроек.
Лес для завода приплавляется по реке Ветлуге с её верховьев, а потому и выбрана для постройки завода пойма реки. Знакомимся с выкаткой брёвен с воды. Раньше это делали на лошадях, а сейчас работает транспортер. Идём вместе с бревнами по узколейки в лесопильный цех. Прежняя тяжёлая работа по лесопилению теперь стала совершенно иной. Сильная пилорама, как масло режет бревно, превращая его в пиломатериалы. Под руководством экскурсовода, инженера завода, знакомиться со всеми стадиями обработки древесины, сушки её и сборки готовых частей стандартного дома. И здесь мы видим наглядно, как механизация облегчает тяжёлый труд столяра, плотника, пильщика и многократно ускоряет все производственные процессы по обработке древесины. На экскурсии по заводу мы узнали много нового и интересного, чего раньше не знали, работая в своих небольших школьных мастерских. Посидев и отдохнув около завода, обменявшись впечатлениями, продолжаем наш путь по трассе намеченного маршрута.
Пересекаем пойму реки Ветлуги и выходим к Красногорской прорве. Это прекрасное место для наблюдений за образованием нового русла реки и нового озера – старицы. Прорва и старица образовались в 1926 году - в год максимального подъема воды в реке Ветлуге. Переезжаем на левый берег Ветлуги и идём вдоль вновь образовавшегося озера - старицы, получившего название «Затон». В Затоне второе в Кравнобаковском районе очень крупное предприятие по ремонту судов, плавающих по Ветлуге - это Судоремонтные мастерские госпароходства. Затон имеет глубокий, хороший вход с реки, хорошо защищённый от весенних и осенних ледоходов, является прекрасным местом на Ветлуге для зимовки судов и их ремонта. Рядом с судоремонтными мастерскими расположен в сосновом бору Дом отдыха "Лесной курорт". Он вступил в строй в 1935году. Первоначально планировалось создать здесь санаторий, а потому, и дано было название "Лесной курорт".
Дом отдыха имеет красивое местоположение и очень удобное для отдыха - здесь и река, и прекрасный сосновый бор. Дом отдыха обслуживает главным образом рабочих Горьковского автозавода и Горьковских промышленных предприятий. Ежегодно он все благоустраивается и расширяется, увеличивается и его пропускная способность. Пользуется большой популярностью у рабочих автозавода.
По многочисленным дорожкам, проложенных в лесу, идём к речке Шижме. Рельеф здесь неровный, хорошо замены дугообразные гривы, почти правильной полулунной формы. Это древние дюны, Левобережная часть Приветлужья сложена песчаными отложениями водных потоков, отходивших от таявшего древнего ледника. Когда иссякли воды ледника и подсохли пески, рельеф создавался работою ветра. Образовались материковые дюны. Они хорошо видны во многих местах левобережья, хорошо выражены и здесь у «Лесного курорта». Выходим на речку Шижму. Название речки происходит от меряйского слова «шижам» -чувствую. Народ меря - предки марийцев. Следовательно, в нашей местности жили не только современные марийцы, а и их предки - племена, давшие начало современным марийцам. Шижма исключительно красивая лесная речка. Её верховье теряется среди песков и мхов лесного бора и разглядеть её начало не так просто. Вот это обстоятельство, вероятно, и послужило основанием для её названия. В летний знойный день охотник, уставший и томимый жаждой после долгого хождения по сухому песчаному бору был, конечно, несказанно рад встречному ручью с холодной водой. И при виде ручья у него невольно вырывался радостный возглас «шижам» -«чувствую» или «вижу воду». Вот так и укоренилось это название, а потом было передано марийцами русским. И таких примеров передачи марийцами русским своих названий речек и местечек в наших местах очень много. Сейчас речка Шижма очень мелководна, так как сильно поредели леса в её бассейне, но ещё недавно на ней была мельница. Теперь здесь просто водоём - пруд для рыборазведения - место любимых гуляний отдыхающих на «Лесном курорте».
Прощаемся с речкой Шижмой и направляемся лесной дорогой в деревню Шижму. На нашем пути встречаются сосновые леса, а среди них высятся великаны лиственницы. Мимо таких красавцев без восторга пройти нельзя. До лесных пожаров 1839-1841 годов здесь росло много лиственницы. Там, где теперь находится арка Дома отдыха и пароходный причал, шла лесная пристань "Красный яр", с которой сплавлялись на Волгу прекрасные лиственничные леса из «Корабельной дачи» - так назывались эти леса по Указу Петра I. Но вот и деревня Шижма, а следующая деревня Сияние. обе эти деревни возникли -в 20-х годах XX века. Они составлялись из крестьян Чащихинского сельского Совета и сейчас входят в состав колхоза имени Жданова, Чанихинского сельсовета.
После ознакомления с работаю Шижменской и Сияньевской бригад, идём через заброшенные торфоразработки, проводившиеся здесь после войны для Балахнинской ГРЭС. Ведём беседу о том, как образовался торф, какую он имеет ценность, как сейчас он используется колхозами и промышленными предприятиями. К вечеру усталые, но довольные интересной экскурсией, добираемся до Шеманихи. В Шеманихе делаем остановку на ночлег, а утром знакомимся с посёлком.
ШЕМАНИХА - Это теперь крупный населенный пункт, а возник он недавно. До 1912 года здесь был лесной кордон, на котором многие годы лесниками были Шаманины. Вот за это и кордон стали называть Шаманин /такая была традиция в Варнавинском лесничестве/. С 1912 года началось строительство железной дороги и железнодорожной станции, которая тоже первоначально называлась Шаманиха,а потом стали называть ШЕМАНИХА. Особенно большого развития Шеманиха достигла после войны. Здесь было много лесозаготовительных организаций. Сейчас масштаб лесозаготовок резко сократился в связи с истощением лесосырьевой базы. Лесные материалы вывозятся даже из соседних Уренского, Тонкинского, и Варнавинского районов. Лесные разработки теперь ведутся совершенно иными средствами: имеется богатая техника - много автомашин, тракторов, бензопил, сучкорезов, подъемных кранов. Значительная часть лесоматериалов здесь же и перерабатывается в пиломатериалы с использованием отходов лесопиления, из которых получает ценные новые материалы - фибролит и арболит. Совершим экскурсию по Шеманихе, познакомимся, с её предприятиями, ж.д.станцией - крупнейшим пунктом лесопогрузочных работ нашего района. Познакомимся с Шеманихинекой средней школой и с её краеведческим музеем. Познакомимся с памятником погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны, с именами шеманихинских земляков, отдавших свои жизни за наше счастье. Сегодня Шеманиха третий по величине населённый пункт Краснобаковского района, он растет и благоустраивается.
Выросли вокруг Шеманихи и многие населённые пункты, которых до 1917 года не было. Намного увеличилось количество вселения во всем этом сельском Совете. Но было бы неправильно представить, что это район исключительно молодых селений, новых селений. Нет, это район очень старых поселений, а новые наслоились на старые. В этом районе были созданы поселения ещё в ХVI веке Варнавинским монастырём, но их следы теперь затерялись. Об этом можно лишь судить по дарственной Грамоте царя Алексея Михайловича о пожаловании Варнавинскому монастырю земель от речки Нелидовки до речки Чёрной и Усты -это теперь территория Шеманихинского и Носовского сельского Советов. В этом документе есть такое выражение: «эти земли :старинные церковные земли». Следовательно, Варнавинский монастырь имел земли и до Грамоты Алексея Михайловича, но по каким-то причинам это право, и лишь после оно было восстановлено вновь Грамотой царя Алексея Михайловича. Из существующих ныне селений самыми старыми являются деревни: Быструха, 3аставка, Монастырский кордон, Заводь-Никитино. Деревня Быструха упоминается в статье писателя Зарубина при описании им лесного пожара 1839 года. Во время этого пожара деревня Быструха сгорела полностью, а ныне существующая деревня построилась уже после пожара 1839 года.
После ознакомления с Шеманихой и историей заселения этого района продолжаем наш путь на Варнавин. Мы вступаем на территорию самого старого пути, соединявшего Варнавинский монастырь с поселениями на реке Чёрной и Усте. Этот путь носил название «монастырская дорогам» сохранялось это название до Октябрьских дней, хотя монастырь бьм закрыт ещё в 1764 году .Значит, этой дорогой широко пользовались все время и после закрытия монастыря. Идём по Монастырской дороге от Шеманихи, первое селение, которое встречается на нашем пути, - это ЗАСТАВКА. История этого селения ещё полностью не раскрыта. Имеется старая и исторически очень интересная легенда.
Суть её такова: После раскрытия заговора бояр против Ивана Грозного /1568-1569 г/, террор опричнины принял массовый и жестокий характер. Все города, большие дороги и монастыри были заняты заставами. Ни один город или монастырь ничего не знал о другом. Вот к этому времени и относится возникновение здесь поселения, как военной заставы. Значение её и причины возникновения следующие: в низовьях реки Усты была вотчина боярина Колычева /упоминается в романе писателя Костылева «Иван Грозный»/, происходящего из старинного рода московских бояр, к которому принадлежал митрополит Филипп, сосланный Иваном Грозным в один из тверских монастырей и задушенный там Малютой Скуратовым. Через вотчину Колычева шла очень важная дорога в Н-Новгород, которая восточным концом соединялась с Галичской дорогой, проходившей на Казань. Отрезок этой дороги проходил по территории современных Шеманихинского и Носовского сельских Советов. С этим отрезком дороги соединялась и дорога Варнавинского монастыря. Следовательно, этот район имел очень важные дороги того времени, а по этой причине и возникла здесь застава, контролирующая вход и выход как из Варнавинского монастыря, так и из вотчины боярина Колычева. При Петре Первом застава была возобнавлена, когда на Усте создавались поселения семей опальных стрельцов, осужденных за бунт. В конце XVIII и начале XIX веков вновь возникла застава по приказу Уренской конторы: «в предписании Костромской удельной конторы от 19 мая 1829 года указывается на необходимость учреждения в Урене и Заводи Моисеихинского отделения специальных застав для пошлинного контроля за транспортом /пошлина за провоз по удельной земле разных изделий и материалов/». Это, конечно, самая последняя застава и неглавная, а вспомогательная, а потому и называлась «заставка». Во второй половине XIX и начале XX веков здесь был лесной кордон, а на месте кордона в 20-х годах возник починок.
Познакомились с деревней Заставкой, поговорили со старожилами и направились дальше по этой очень интересной дороге, овеянной дымкой глубокой старины, интересной для нас исторически, но тяжелой для людей того времени. Теперь, конечно, уже не та дорога, какой она была при Иване Грозном или при Петре Первом. Тогда дремучие леса теснили дорогу со всех сторон. Могучие кроны многовековых сосен и елей смыкались над ней, давая лишь узкий просвет. Гигантские пни, корневища, топи, болота и грязь были на всем пути. Такова была эта дорога в прошлом. Но для Варнавинского монастыря она была крайне нужна, соединяя его кратчайшим путем со всеми владениями монастырскими по реке Усте и с важнейшими торговыми трактами того времени.
Следующим старым селением на трассе нашего маршрута является монастырский кордон. Это была такая же станция для отдыха и кормёжки лошадей, расположенная на половине пути между Варнавином и рекой Устой, какие в то время делались на всех дальних дорогах. Они были очень важны на дорогах того времени с их постоянной бездорожицей и распутицей. В трёх километрах от монастырского кордона расположен кордон Иорова /или 2-ой мещанский/.Он возник после преобразования Варнавинской монастырской слободы в уездный город Варнавин в 1778 году. Варнавину, как уездному городу, на расходы по содержанию административного аппарата был выделен лесной массив из отобранных у монастыря лесов. Вот это и был кордон в лесах городской дачи Варнавина. Название кордон получил по фамилии лесника.
Интересно вспомнить, что весь годовой доход города Варнавина в 1861 году составлял всего 694 рубля. Это и налоги и сборы с населения и доходы от продажи леса. Вот какая была экономика целого уездного города, представлявшего административный центр территории в три раза большей чем современный Краснобаковский район. Через четыре километра от кордона Иорова мы встретили вновь кордон. Это кордон МУРАНОВСКИЙ, стоящий на речке Мурановке. Кордон возник в ХVIП веке, когда монастырские леса Пётр Первый стал раздавать своим полководцам за победу над шведами. Огромные лесные массивы в Ветлужском крае были отданы графу Шереметьеву. Вот и здесь тоже были леса графа Шереметьева. Название речки происходит от марийского слова «мурам» - пою или иначе, "песенное место". Это название действительно вполне соответствует данной местности. К востоку от Монастырской дороги, не доходя до кордона, местность носит название «Бугроватый бор». Здесь песчаные дюны достигают огромной /для нашей местности/ высоты. Такой высоты дюны я видел только ещё в районе слияния поймы реки Ветлуги и Волги /у деревни Сутыри/.
Вся местность в районе "Бугроватого бора" чрезвычайно красивая, и не мудрено, что марийцы избрали её, как место гуляний, место исполнения религиозных обрядов и обрядовых песен. Марийцы, видимо, здесь жили долго. Они жили и при существовании Варнавинского монастыря, платя монастырю ясак. Это видно по названию речек: Мурановка, Кокшара, Шижма. Это видно и из исторических документов. Так, например, сохранилась жалоба марийцев царю Алексею Михайловичу о бесчинствах монахов Варнавинского монастыря над марийцами этой местности. Сохранилась ещё дарственная Грамота царя Алексея Михайловича Варнамнскому монастырю на эти земли, по которым мы сейчас идём. В этой Грамоте упоминается граница владений марийцев: «и от тоё сосны на Черемисскую дорогу…на у сту реку по краю большого луга на черемисское перевесье»…
За речкой Мурановкой кончается лес. Мы на высоком левом коренном берегу реки Ветлуги. Этот участок берега носит название "Исады". Слово это мерянское и обозначает "удобное место для спуска к реке".Это название ещё раз подтверждает о жизни здесь древнего селения волжских племён до прихода сюда русских. С высокого левого коренного берега поймы Ветлуги/с Исад/ красиво выделяется вся ширина пятикилометровой речной долины, на горизонте красиво возвышаются селения правобережья: деревни Коленово, Потанино и рабочий посёлок Варнавино. Более красивый пейзаж найти трудно! Отдыхаем, любуемся красивой природой, окружающей нас, подводим итоги нашей экскурсии, обмениваемся впечатлениями, полученными в походе по Монастырской дороге. После отдыха спускаемся в пойму реки Ветлуги. На нашем пути теперь многочисленные озера – старицы. Все они по возрасту старые. Об этом говорят сами названия: первое озеро после Мурановки это ОБЩЕЕ. Можно смело утверждать, что оно было в совместном пользовании Варнавинского монастыря и вотчинников окружающих земель.
Деревни Потанино и Коленово в ХVII веке принадлежали князю Татеву, усадьба которого находилась в дер. Потанине и в 1670г была разгромлена крестьянами-повстанцами разинского атамана Ильи Долгополова. Озеро ОБЩЕЕ впадает в озеро СТАРИЦУ.
В церкви Варнавы, стоявшей на берегу реки, была икона, на которой нарисована речка Ветлуга и церковь. На этой иконе река Ветлуга была показана текущей перпендикулярно к правому коренному берегу, прямо под церковь. Вот это и отображало то время, когда Ветлуга текла здесь, здесь было её основание /основное русло/. Этот момент и запечатлел иконописец на иконе. На иконе изображена была церковь шатровая, одноглавая, построенная в 1702 году. Следовательно, возраст этого озера не менее 270 лет. С запада в озеро Старицу впадает озеро СОБАЧЬЕ. Нет юридических доказательств о происхождении названия этого озера, но есть народная легенда, которая вполне может быть принята, как правдоподобная. Суть её такова: район озера был спорной границей между владениями монастыря и владениями вотчинников, а потому при каждом делении сенокосов здесь ожесточенно спорили или, говоря народным языком, собачили. Перед самым берегом Ветлуги широкой подковой подходит к дороге озеро КАРАСОВО. Это тоже, конечно, озеро-старица. Название дано за обильное количество карасей, водившихся в нём.
Но вот и берег реки Ветлуги, Варнавинский перевоз - конечный пункт нашего маршрута. Сколько нового и интересного мы узнаём из истории и природе этого участка Ветлужского края. Как красивы наши родные места, как разнообразна и богата событиями история этих мест, а знаем мы о ней пока ещё мало. Так будем же настойчиво её изучать.