Кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря, Пермь

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Автор первоначального проекта М. Ф. Казаков или его ученики (предположительно). Колокольня проектировалась архитекторами Л. П. Руска и П. Т. Васильевым. Окончательный вариант колокольни выполнен архитектором И. И. Свиязевым. Строили колокольню артели подрядчиков Р. С. Белоногова (1818-1826) и А. П. Гусева (1826-1832). Переделки и реконструкции собора: в 1853 г. архитектор Г. П. Летучий, в 1892-1895 гг. архитектор А. Б. Турчевич. С 1931 г. здание занимает Художественная галерея. Необходимая перепланировка при этом была сделана архитектором Н. А. Шваревым. Реконструкция летней части собора в 1954-1958 гг. проведена по проекту архитектора Д. Я. Рудника.

Файл:Perm75.jpg
Художественная галерея

Здание кафедрального собора - наиболее значительное и монументальное сооружение старой Перми. Расподоженное на самой высокой точке приречной горы Слудки, нв повороте Камы, здание хорошо просматривается с реки и служит своеобразным маяком, указывающим месторасположение города. Не менее выигрышно здание воспринимается и со стороны юго-западной части города. Застройка склонов горы одно-, двухэтажными зданиями создавала ступенчатую, террасную композицию, естественно завершавшуюся ярусной колокольней. Собор стал организующим началом, доминантой городского ансабля. Здание располагается вдоль берега Камы. С западной стороны над входом помещена колокольня. Её мощная вертикаль имеет ясные и четкие очертания, характерные для построек русского классицизма. Квадратная в плане, высокая многоярусная колокольня как бы вырастает из основного массива здания. Нижний ярус башни имеет тяжелые портики тосканского ордена и облегчен арочными проемами. Повторяющиеся полуциркульные арки в третьем ярусе обрамлены ионическими колоннами. Такой прием делает башню зрительно устоичивой и облегченной в верхней части, чему немало способствуют удачные пропорции завершения и венчающего здание пирамидального шпиля. Характерной особенностью внешнего облика здания (и колокольни) можно назвать тщательный отбор декоративных элементов. Капители колонн и пилястр, кронштейны и розетки прорисованы грубо и явно предназначены для восприятия с далеких расстояний. Боковые фасады собора, а также стены обработаны пилястрами и лопатками, что связывает воедино колокольню и здание. Единству всех частей собора способствует и цвет: на желтом поле стены белым цветом выделены выступающие части. Собор имеет базиликальный (трехнефный) план с незначительными выступами и пятигранной алтарной апсидой. Под всем зданием, исключая колокольню и часть зимнего храма, идет подвал, перекрытый сводами. Стены собора кирпичные, двухметровой толщины. Зимняя часть перекрыта тремя цилиндрическими сводами с распалубками; основное храмовое помещение (летняя часть) перекрыто восьмигранным куполом, несущим на себе центральную главу с луковичным завершением. Несмотря на многочисленные переделки, собор в настоящее время отличается целостностью, монолитностью и, одновременно, изяществом силуета.

Файл:40588894.jpg
Художественная галерея

Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты