История Арзамаса

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

История

Файл:Церковь живоносного источника.lulaev2.jpg.jpg
Церковь живоносного источника
По промышленному развитию и численности населения Арзамас выделяется среди других городов области [1]. Арзамас находится в центре правобережной части области, в 112 км от Нижнего Новгорода, в 410 км от Москвы, на пересечении железнодорожных магистралей, а также в узле ряда автомобильных дорог. Все это делает транспортно-географическое положение города удобным, а по отношению к окружающим районам — это своего рода «столица» Нижегородского правобережья.

Основан как город-крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552, когда шёл своим третьим походом на Казань. Арзамасу «велено быти на государевой службе». Официально годом основания считается 1578.

Крепость была основана на месте древнейшего мордовского поселения эрзя. Происхождение названия города точно неизвестно. По одной из легенд, оно образовано из имён двух братьев Арзая и Масая, которые встретили Ивана Грозного дарами и в присутствии царя первыми приняли православную веру. По другой версии, название происходит от слов «эрзя» и «мазы» («красивый» на обоих мордовских языках). Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства. Эта её историческая заслуга была отражена в гербе города, изображённого в форме щита (на золотом поле два стропила: верхнее — красное, нижнее — зеленое), утверждённого 16 августа 1781 указом Ея Императорского Величества самодержицы Всероссийской Екатерины II от 26 августа 1781 года.

Идея создания герба для города Арзамаса относится к эпохе Петра I, когда в 1722 году по его указу была утверждена правительственная Герольдмейстерская контора.<ref>Шаблон:Cite web</ref>

Рисунок герба Арзамаса в 1781 году назван старым, ибо в его основу лёг эскиз графа Франциска де Санти (приглашённого из Италии и возглавившего работу по созданию гербов). Герб нарисован примерно между 1725—1727 годами, во времена царствования императрицы Екатерины I и предназначался первоначально для помещения на полковую амуницию и полковых знамёнах Арзамасского полка. Описание символики герба в Законах Российской империи нет, однако герб достаточно прост и легко «читается». На щите помещены геральдические почётные фигуры — стропила (Арзамас единственный в России город имеющий на гербе такие фигуры). Такое название они получили потому, что жаловались в знак особого отличия, занимают на щите главное положение, вышли из первых простейших опознавательных знаков.

Изображение стропил один над другим с соприкасающимися остриями означает военную схватку, закончившуюся победой одного из противников (того, что сверху).

Стропило, означающее победителя, окрашено в красный цвет — цвет гербового щита Москвы; стропило, означающее побеждённого, имеет зелёный цвет, цвет ислама.

Файл:Воскресенский собор в Арзамасе.lulaev.jpg
Воскресенский собор в Арзамасе
В 1993 году городская администрация вновь утвердила этот герб как официальный.

В 1719 Арзамас — главный город провинции [2], входившей в Нижегородскую губернию. Число его жителей к 1737 достигло почти 7 тыс. человек, лишь немного уступая Нижнему Новгороду. С 1779 — уездный город. С XVII века Арзамас приобретает значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. В это время формируется торгово-ремесленная часть города с развитым кожевенным, скорняжным, салотопенным, войлочным производством. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями. За что и прозвали арзамасцев по всей России «луковниками» и «гусятниками». Известен был Арзамас выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская «юфть» булгара вывозилась в Англию, Францию, Германию.

В XVIII веке через Арзамас проходило до десятка важнейших торговых трактов — Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский, «большая дорога на Макарьев» и др. В это время происходит бурное развитие города — растёт число его жителей, увеличивается торговля, развивается промышленность. Небывалый расцвет города этого периода вошёл в историю Арзамаса как «золотой век», который длился почти столетие, начиная с середины XVIII века.

Арзамасские купцы, славившиеся разнообразием и размахом торговых операций, быстро богатели. Результаты этого не замедлили сказаться на облике города.

В 1781 одновременно с другими уездными городами Арзамас получил проект планировки. Однако недостаточное знакомство проектировщиков с особенностями местного рельефа привело к значительной корректировке этого первого проекта, проводившейся в 1782—1784, окончательный план нижней части города был выработан после пожара 1823 года. Таким образом, в конце XVIII — первой половине XIX веков сложилась существующая и поныне планировочная структура Арзамаса.

Особого размаха достигло строительство храмов, к началу ХIХ столетия было возведено свыше 20 церковных зданий. «В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в XVIII—XIX веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого же периода кажутся провинциальными», — так характеризует церковное зодчество Арзамаса известный реставратор Н. Померанцев (1926).

Венцом храмостроительства стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора в честь победы Отечественной войне 1812 года. Воскресенский собор, построенный по проекту М. П. Коринфского, стал главным украшением города; сохранился, занимая доминирующее положение в облике и силуэте Арзамаса. В связи с усиленным церковным строительством в городе развивались художественные промыслы, такие, как иконописный. Иконописное ремесло со временем переросло в искусство и связано с Арзамасской школой живописи Александра Ступина.

Арзамасская школа живописи (1802—1862) была первой художественной школой в России. Здесь могли учиться и крепостные, причём получать не только художественное, но и общее образование. Среди её выпускников: Н. Алексеев, В. Е. Раев, И. Горбунов, Н. Рачков, К. Макаров, Р. Ступин и др. Начальное обучение живописи в школе Ступина получил Василий Перов. Их работы находятся в музеях Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска, Арзамаса и др.

В городе более 130 памятников истории, культуры и архитектуры взяты на государственную охрану, из них 25 — памятники общероссийского значения. Это дало основание для включения Арзамаса в список исторических городов, требующих особо бережного отношения к сохранению исторического наследия.

Мэр Арзамаса — Анатолий Николаевич Мигунов.

Персональные инструменты
Инструменты