|
|
Строка 15: |
Строка 15: |
| [[Серия статей про Кнопочника и Тряпочника]] | | [[Серия статей про Кнопочника и Тряпочника]] |
| | | |
| + | [[История октябрятского значка]] |
| | | |
− | <graphviz>
| + | [[Оглавление книги "Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии]] |
− | digraph G{
| + | |
| | | |
− | compound=true;
| |
− | ranksep=1.25;
| |
− | label="";
| |
− |
| |
− | node [shape=plaintext, fontsize=8, width=1.5, height="1.5", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | bgcolor=white;
| |
− | edge [arrowsize=1, color=black];
| |
− |
| |
− | /* Nodes */
| |
− | subgraph cluster_Zakr {label="Закржевская 1874"; labelloc="b"; Zakr_icon};
| |
− | Zakr_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/d/d7/Zakr.png", width=2.5, height="3.5", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_Parh {label="Пархоменко 1920"; labelloc="b"; Parh_icon};
| |
− | Parh_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/8/87/Parh.png", width=1.5, height="2", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_Kampfer {label="Kampfer 1933."; labelloc="b"; Kampfer_icon};
| |
− | Kampfer_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/9/90/Kampfer.png", width=1.5, height="2", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_Kupr {label="Куприянов 1927"; labelloc="b"; Kupr_icon};
| |
− | Kupr_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/4/48/Kupr.png", width=1.5, height="2", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_Toms28 {label="Томский 1928"; labelloc="b"; Toms28_icon};
| |
− | Toms28_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/b/bb/Toms28.png", width=1.7, height="1.5", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_pla {label="Пластмассовая звездочка 1958 г."; labelloc="b"; pla_icon};
| |
− | pla_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/5/59/Pla.png"];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_okt {label="Металлическая звездочка 1958 г."; labelloc="b"; okt_icon};
| |
− | okt_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/6/6c/Okt.jpg"];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_VovaUndMadre {label="Бондаренко"; labelloc="b"; VovaUndMadre_icon};
| |
− | VovaUndMadre_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/6/67/VovaUndMadre.png", width=2, height="2", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_Madonna {label="Рафаэль"; labelloc="b"; Madonna_icon};
| |
− | Madonna_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/b/b8/Madonna.png", width=2, height="2", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_rev {label="Звезда шерифа"; labelloc="b"; rev_icon};
| |
− | rev_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/2/23/Rev.png"];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_zap {label="Запонка от Gourji"; labelloc="b"; zap_icon};
| |
− | zap_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/e/e1/Zap.jpg", width=2, height="1.5", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_volg {label="Волигамси"; labelloc="b"; volg_icon};
| |
− | volg_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/4/45/Volg.png", width=1.5, height="2", fixedsize=true];
| |
− |
| |
− |
| |
− | subgraph cluster_Book {label="Володя с книжкой"; labelloc="b"; Book_icon};
| |
− | Book_icon [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/f/f3/Book.png"];
| |
− |
| |
− |
| |
− | /* Relationships */
| |
− | Zakr_icon -> Parh_icon;
| |
− | Zakr_icon -> Kupr_icon;
| |
− | Zakr_icon -> Toms28_icon;
| |
− | Parh_icon -> Kampfer_icon;
| |
− | Parh_icon -> pla_icon;
| |
− | Toms28_icon -> okt_icon;
| |
− | Toms28_icon -> VovaUndMadre_icon;
| |
− | Madonna_icon -> VovaUndMadre_icon [dir=both, rankdir=LR];
| |
− | okt_icon -> rev_icon;
| |
− | okt_icon -> zap_icon;
| |
− | pla_icon -> volg_icon;
| |
− | VovaUndMadre_icon -> Book_icon [dir=both];
| |
− |
| |
− | }
| |
− | </graphviz>
| |
− |
| |
− | История, связанная с этой фотографией, напоминает мне историю евангелиста Луки, который, в отличие от других, был глубоко медийным человеком – он пытался не только описать свой предмет, но и изобразить его. При этом то, что у него получилось, превзошло самые смелые ожидания.
| |
− |
| |
− | Фотография Володи и Оли Ульяновых была сделана в Симбирске в 1874 г. в фотоателье Е.Л.Закржевской. Это единственная сохранившаяся его "младенческая" фотография и одна из трех известных фотографий симбирского периода его жизни. До 1917 г. она представляла интерес лишь для круга его семьи, однако после революции ситуация радикально поменялась. Молодая республика, кроме хлеба и снарядов остро нуждалась в новых иконах.
| |
− |
| |
− | Раньше всех сориентировался в ситуации художник Иван Пархоменко – человек, имевший статус "кремлевского художника" и, кроме нескольких портретов Ленина, отметившийся портретами Буденного, Дзержинского, Луначарского и других видных большевиков. Здраво рассудив, что портретов хорошего человека должно быть много, Пархоменко нарисовал портрет Ленина в детстве, использовав для этого фотографию пятидесятилетней давности. Отличия портрета Пархоменко от фотографии видны лишь при очень пристальном рассмотрении. На фотографии будущий вождь слегка приобнимает свою сестру, вытянув руку инаклоняясь к ней так, что голова его оказывается на фоне спинки кресла.В портрет эти не нужные детали (кресло и сестра) не вошли.
| |
− |
| |
− | Таким образом, в жанре социалистического реализма Пархоменко начал работать еще за 10 лет до его провозглашения А.М.Горьким. Сам Пархоменко в 30-м году был занят уже другим делом - рисовал с натуры портреты обитателей Бутырской тюрьмы.
| |
− |
| |
− | Смерть Ленина в 1924 г. вызвала новый всплеск символизации его фигуры в Советской России. В 1927 г. была напечатана марка с изображением маленького Ленина, для которой художник В.Куприянов использовал всю ту же старую фотографию Закржевской. К слову, в том же году и в том же комплекте была напечатана и марка "Троцкий в детстве" – но вот она как то не прижилась. А в 1928 г. в сюжете поучаствовал сам Николай Томский – основоположник школы советской скульптуры, разработавший макет октябрятской звездочки. Принимая во внимание то, что октябрятами становились все дети Страны Советов и в год штамповалось до 5 миллионов таких звездочек, можно с уверенностью утверждать, что Томскому удалось придумать аналог того, чем до революции для детишек был нательный крестик.
| |
− |
| |
− | Старались не отставать и коммунисты дружеских стран. Немецкая коммунистическая газета Das Kampfer в 1933 г. публиковала еще один вариант портрета Володи Ульянова – правда, с несколько пугающей побписью "Das ist unser toter fuhrer Lenin als Kind".
| |
− |
| |
− | Репродукции портрета Пархоменко, многочисленные статуи, статуэтки и бюстики Ленина – мальчика в течение долгих лет были неизменным атрибутом интерьеров начальных школ и детских садов. Произведения монументального творчества изображали Володю, как правило, с книжкой - так он как то лучше соответствовал образу будущего вождя, чем если бы он обнимал какую-то девочку, как он это делал на фотографии.
| |
− |
| |
− | Советская педагогическая наука разработала даже методику того, как надо было строить учебный процесс при изучении портрета вождя. Соответствующая методичка содержала список правильных вопросов и правильных же ответов, необходимых для беседы о вожде.
| |
− |
| |
− | "Сколько лет можно дать Володе на этом портрете? (Четыре-пять.)
| |
− | Какие игры он больше всего любил? (Шумные.)
| |
− | Можно ли сказать, что в детстве Володя был смелым и решительным мальчиком? (Можно.)
| |
− | Как Володя поступал с игрушками? (Он ломал их, чтобы узнать, как они устроены.)"
| |
− |
| |
− | Детсадовский же фольклор отреагировал на неизбежность присутствия Владимира Ильича в быту малышей бессмертными строками: "Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной".
| |
− |
| |
− | Важной вехой в иконографии маленького Ленина стал II пленум ЦК ВЛКСМ 1958 года. Корректировка курса партии выразилась и в новом дизайне октябрятского значка. Теперь у него появилось целых два варианта: металлический (осовремененный дизайн Томского) и пластмассовый. Металлический значок, который продолжали штамповать в Москве миллионами штук в год давали абсолютно всем. А вот пластмассовый был в дефиците. Его изготавливали где-то в Прибалтике, представлял он собой аккуратную звездочку, внутрь которой была вставлена черно-белая репродукция того самого портрета Пархоменко. Иметь такую звездочку считалось круто и престижно.
| |
− |
| |
− | Впрочем и металлическая октябрятская звездочка сделала свой вклад в подростковую субкультуру шестидесятых. Выяснилось, что если положить ее на кирпич и должным образом натереть (от лица вождя, конечно, ничего при этом не оставалось) то она становилась удивительно похожей на звезду шерифа - такого, какими они были в редких американских фильмах, добиравшихся до советского проката. Естественно, самый короткий путь в диссиденты заключался в том, чтобы заявиться с такой звездой в школу.
| |
− |
| |
− | Соцарт времени не терял. К столетию со дня рождения Ленина в Ульяновске был создан мемориальный комплекс, в котором достойное место заняла скульптура М.Ульяновой с сыном Володей, вполне закрывшая в советской символике пустовавшее место Мадонны с младенцем.
| |
− |
| |
− | Пришла перестройка. Значки перестали штамповать, но переосмысление образа вождя в детстве не завершилось, а лишь вступило в новую, постмодернистскую стадию. Ювелирная фирма Gourji выпускает теперь золотые запонки в виде октябрятской звездочки (правда, место Володи Ульянова на них изображен купидон), а уфимский фудожник Ринат Волигамси создал чудный трэш, где Ленин раздвоился - согласно разрабатываемой Ринатом легенде о том, что у Володи был брат близнец Сережа - тоже маленький и тоже с кудрявой головой.
| |
| | | |
| | | |