История октябрятского значка

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

История, связанная с этой фотографией, напоминает мне историю евангелиста Луки, который, в отличие от других, был глубоко медийным человеком – он пытался не только описать свой предмет, но и изобразить его. При этом то, что у него получилось, превзошло самые смелые ожидания.

Фотография Володи и Оли Ульяновых была сделана в Симбирске в 1874 г. в фотоателье Е.Л.Закржевской. Это единственная сохранившаяся его "младенческая" фотография и одна из трех известных фотографий симбирского периода его жизни. До 1917 г. она представляла интерес лишь для круга его семьи, однако после революции ситуация радикально поменялась. Молодая республика, кроме хлеба и снарядов остро нуждалась в новых иконах.

Раньше всех сориентировался в ситуации художник Иван Пархоменко – человек, имевший статус "кремлевского художника" и, кроме нескольких портретов Ленина, отметившийся портретами Буденного, Дзержинского, Луначарского и других видных большевиков. Здраво рассудив, что портретов хорошего человека должно быть много, Пархоменко нарисовал портрет Ленина в детстве, использовав для этого фотографию пятидесятилетней давности. Отличия портрета Пархоменко от фотографии видны лишь при очень пристальном рассмотрении. На фотографии будущий вождь слегка приобнимает свою сестру, вытянув руку инаклоняясь к ней так, что голова его оказывается на фоне спинки кресла.В портрет эти не нужные детали (кресло и сестра) не вошли.

Таким образом, в жанре социалистического реализма Пархоменко начал работать еще за 10 лет до его провозглашения А.М.Горьким. Сам Пархоменко в 30-м году был занят уже другим делом - рисовал с натуры портреты обитателей Бутырской тюрьмы.

Смерть Ленина в 1924 г. вызвала новый всплеск символизации его фигуры в Советской России. В 1927 г. была напечатана марка с изображением маленького Ленина, для которой художник В.Куприянов использовал всю ту же старую фотографию Закржевской. К слову, в том же году и в том же комплекте была напечатана и марка "Троцкий в детстве" – но вот она как то не прижилась. А в 1928 г. в сюжете поучаствовал сам Николай Томский – основоположник школы советской скульптуры, разработавший макет октябрятской звездочки. Принимая во внимание то, что октябрятами становились все дети Страны Советов и в год штамповалось до 5 миллионов таких звездочек, можно с уверенностью утверждать, что Томскому удалось придумать аналог того, чем до революции для детишек был нательный крестик.

Старались не отставать и коммунисты дружеских стран. Немецкая коммунистическая газета Das Kampfer в 1933 г. публиковала еще один вариант портрета Володи Ульянова – правда, с несколько пугающей побписью "Das ist unser toter fuhrer Lenin als Kind".

Репродукции портрета Пархоменко, многочисленные статуи, статуэтки и бюстики Ленина – мальчика в течение долгих лет были неизменным атрибутом интерьеров начальных школ и детских садов. Произведения монументального творчества изображали Володю, как правило, с книжкой - так он как то лучше соответствовал образу будущего вождя, чем если бы он обнимал какую-то девочку, как он это делал на фотографии.

Советская педагогическая наука разработала даже методику того, как надо было строить учебный процесс при изучении портрета вождя. Соответствующая методичка содержала список правильных вопросов и правильных же ответов, необходимых для беседы о вожде.

"Сколько лет можно дать Володе на этом портрете? (Четыре-пять.) Какие игры он больше всего любил? (Шумные.) Можно ли сказать, что в детстве Володя был смелым и решительным мальчиком? (Можно.) Как Володя поступал с игрушками? (Он ломал их, чтобы узнать, как они устроены.)"

Детсадовский же фольклор отреагировал на неизбежность присутствия Владимира Ильича в быту малышей бессмертными строками: "Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной".

Важной вехой в иконографии маленького Ленина стал II пленум ЦК ВЛКСМ 1958 года. Корректировка курса партии выразилась и в новом дизайне октябрятского значка. Теперь у него появилось целых два варианта: металлический (осовремененный дизайн Томского) и пластмассовый. Металлический значок, который продолжали штамповать в Москве миллионами штук в год давали абсолютно всем. А вот пластмассовый был в дефиците. Его изготавливали где-то в Прибалтике, представлял он собой аккуратную звездочку, внутрь которой была вставлена черно-белая репродукция того самого портрета Пархоменко. Иметь такую звездочку считалось круто и престижно.

Впрочем и металлическая октябрятская звездочка сделала свой вклад в подростковую субкультуру шестидесятых. Выяснилось, что если положить ее на кирпич и должным образом натереть (от лица вождя, конечно, ничего при этом не оставалось) то она становилась удивительно похожей на звезду шерифа - такого, какими они были в редких американских фильмах, добиравшихся до советского проката. Естественно, самый короткий путь в диссиденты заключался в том, чтобы заявиться с такой звездой в школу.

Соцарт времени не терял. К столетию со дня рождения Ленина в Ульяновске был создан мемориальный комплекс, в котором достойное место заняла скульптура М.Ульяновой с сыном Володей, вполне закрывшая в советской символике пустовавшее место Мадонны с младенцем.

Пришла перестройка. Значки перестали штамповать, но переосмысление образа вождя в детстве не завершилось, а лишь вступило в новую, постмодернистскую стадию. Ювелирная фирма Gourji выпускает теперь золотые запонки в виде октябрятской звездочки (правда, место Володи Ульянова на них изображен купидон), а уфимский фудожник Ринат Волигамси создал чудный трэш, где Ленин раздвоился - согласно разрабатываемой Ринатом легенде о том, что у Володи был брат близнец Сережа - тоже маленький и тоже с кудрявой головой.

Персональные инструменты
Инструменты