Творчество Ричардсона Самюэля

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 4: Строка 4:
  
  
РИЧАРДСОН, СЭМЮЕЛ (1689-1761)
+
==РИЧАРДСОН, СЭМЮЕЛ (1689-1761)==
  
английский писатель и печатник, признанный первым английским романистом. Используя эпистолярную технику, выстраивая повествование в виде длинных откровенных писем, которыми обмениваются основные персонажи, Ричардсон вводил читателя в потаенный мир их мыслей и чувств. Таковы Памела, или Вознагражденная добродетель, Кларисса, История сэра Чарлза Грандисона.
+
Английский писатель и печатник, признанный первым английским романистом.  
  
Ричардсон не был профессиональным писателем в современном смысле слова. Даже успех "Памелы" и "Клариссы" не смог заставить его отказаться от привычной каждодневной типографской работы. Литература была для него лишь одним из многих занятий. Профессия английского stationer в середине XVIII века была весьма многосторонней: Ричардсону и его коллегам приходилось совмещать в своем лице и редакторов, и издателей, и типографщиков, и книгопродавцев. Ричардсон, как и многие другие, "присоединил" ко всему этому профессию сочинителя.
+
Ричардсон никогда не помышлял о литературной славе. Сын столяра, он мальчиком попал в услужение к типографу, со временем женился на его дочери и завёл своё издательское дело.  
Это произошло неожиданно, почти случайно. В 1739 г. к Ричардсону обратилось двое его сотоварищей-издателей с предложением -- составить письмовник, откуда читатели, неопытные в эпистолярном искусстве, могли бы заимствовать образцы писем, приличествующих различным случаям жизни. Издания такого рода с давних пор были широко распространены в Англии. Ричардсон принял предложение. Среди многочисленных житейских ситуаций, которых он коснулся, его особенно заинтересовала одна: положение девушки-служанки, подвергающейся любовным преследованиям со стороны хозяина. Как расскажет она об этом родителям? Что посоветуют они дочери? Так зародился первоначальный замысел "Памелы".  
+
  
Работа над письмовником скоро отодвинулась на задний план. "Письма к близким по поводу важнейших обстоятельств, указывающие не только стиль и формы, которым надо следовать при писании частных писем, но и справедливый и разумный образ мыслей и действий в обычных случаях человеческой жизни" (Letters Written to and for particular friends, etc.) появились лишь в январе 1741 г.,-- три месяца спустя после выхода знаменитого-первого романа Ричардсона "Памела, или вознагражденная добродетель" (Pamela; or, Virtue Rewarded), увидевшего свет в ноябре 1740 г. Это был роман в письмах. Имя автора даже не фигурировало на титульном листе. Как и впоследствии в остальных своих романах, Ричардсон ограничился скромной ролью "издателя" якобы подлинной переписки своих героев.
+
Литература была для него лишь одним из многих занятий. Профессия английского stationer в середине XVIII века была весьма многосторонней: Ричардсону и его коллегам приходилось совмещать в своем лице и редакторов, и издателей, и типографщиков, и книгопродавцев. Ричардсон, как и многие другие, "присоединил" ко всему этому профессию сочинителя.
 +
 
 +
Становление его как писателя произошло неожиданно, почти случайно. В то время в моду входила переписка, но не всем давалось искусство изящно выражать мысли. Ричардсон сочинил для собственной типографии образцы текстов. Руководствуясь ими, читатели учились красиво изъясняться согласно правилам этикета.
 +
 
 +
=="Памелла"==
 +
 
 +
В 1739 г. к Ричардсону обратилось двое его сотоварищей-издателей с предложением -- составить письмовник, откуда читатели, а в большей степени читательницы, неопытные в эпистолярном искусстве, могли бы заимствовать образцы писем, приличествующих различным случаям жизни. Издания такого рода с давних пор были широко распространены в Англии. Ричардсон принял предложение. Среди многочисленных житейских ситуаций, которых он коснулся, его особенно заинтересовала одна: положение девушки-служанки, подвергающейся любовным преследованиям со стороны хозяина. Как расскажет она об этом родителям? Что посоветуют они дочери? Так зародился первоначальный замысел "Памелы".
 +
 
 +
=== Трогательная и поучительная история===
 +
 
 +
«Памелу, или Вознаграждённую добродетель» он написал за три месяца. Это произведение стало революционным событием в европейской литературе. Роман имел оглушительный успех. По словам Ричардсона, в его книге «богатство и власть вступают в заговор против невинности низкого состояния». Героиня — дочь небогатых, но честных родителей — служит в доме некоего господина Б. Хозяин преследует её домогательствами, она прилагает немыслимые усилия, чтобы спасти свою честь, хотя тайно влюблена в него. В конце концов служанка покоряет сердце господина, и он женится на ней. Добродетель, таким образом, вознаграждается. В письмах к родителям Памела подробно описывает каждое мельчайшее событие, каждое движение своей души и становится близким другом... читателю. Таких отношений читателя с литературным персонажем до этого ещё не было.
 +
 
 +
Однако нарочитое, почти расчётливое целомудрие героини вызвало немало пародий, и самые язвительные вышли из-под пера Генри Филдинга, достойного соперника Ричардсона.
 +
 
 +
Имя автора даже не фигурировало на титульном листе. Как и впоследствии в остальных своих романах, Ричардсон ограничился скромной ролью "издателя" якобы подлинной переписки своих героев.
 +
 
 +
=="Клариса"==
 +
 
 +
Если на примере господина Б. читатели могли прийти к заключению, что нет лучшего мужа, чем исправившийся повеса, то история, рассказанная в романе «Кларисса», должна была всех убедить в обратном. В авторском предисловии говорилось, что цель книги — «уберечь беспечных и неопытных особ одного пола от гнусных ухищрений и расчётов другого, а также предостеречь родителей от чрезмерного применения естественной власти в вопросах заключения брака». Поступки идеальной героини должны были послужить эталоном не только общей, но и христианской морали.
 +
 
 +
Кларисса — послушная и любящая дочь, против своей воли оказывается в руках Ловласа и навсегда теряет надежду на примирение с отвергнувшей её семьёй.
 +
Имя Ловласа станет нарицательным и будет означать коварного и бессердечного соблазнителя.
 +
 
 +
==Первый английский романист==
 +
 
 +
Используя эпистолярную технику, выстраивая повествование в виде длинных откровенных писем, которыми обмениваются основные персонажи, Ричардсон вводил читателя в потаенный мир их мыслей и чувств. Но даже успех "Памелы" и "Клариссы" не смог заставить его отказаться от привычной каждодневной типографской работы.

Версия 13:25, 31 января 2010

Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"


Содержание

РИЧАРДСОН, СЭМЮЕЛ (1689-1761)

Английский писатель и печатник, признанный первым английским романистом.

Ричардсон никогда не помышлял о литературной славе. Сын столяра, он мальчиком попал в услужение к типографу, со временем женился на его дочери и завёл своё издательское дело.

Литература была для него лишь одним из многих занятий. Профессия английского stationer в середине XVIII века была весьма многосторонней: Ричардсону и его коллегам приходилось совмещать в своем лице и редакторов, и издателей, и типографщиков, и книгопродавцев. Ричардсон, как и многие другие, "присоединил" ко всему этому профессию сочинителя.

Становление его как писателя произошло неожиданно, почти случайно. В то время в моду входила переписка, но не всем давалось искусство изящно выражать мысли. Ричардсон сочинил для собственной типографии образцы текстов. Руководствуясь ими, читатели учились красиво изъясняться согласно правилам этикета.

"Памелла"

В 1739 г. к Ричардсону обратилось двое его сотоварищей-издателей с предложением -- составить письмовник, откуда читатели, а в большей степени читательницы, неопытные в эпистолярном искусстве, могли бы заимствовать образцы писем, приличествующих различным случаям жизни. Издания такого рода с давних пор были широко распространены в Англии. Ричардсон принял предложение. Среди многочисленных житейских ситуаций, которых он коснулся, его особенно заинтересовала одна: положение девушки-служанки, подвергающейся любовным преследованиям со стороны хозяина. Как расскажет она об этом родителям? Что посоветуют они дочери? Так зародился первоначальный замысел "Памелы".

Трогательная и поучительная история

«Памелу, или Вознаграждённую добродетель» он написал за три месяца. Это произведение стало революционным событием в европейской литературе. Роман имел оглушительный успех. По словам Ричардсона, в его книге «богатство и власть вступают в заговор против невинности низкого состояния». Героиня — дочь небогатых, но честных родителей — служит в доме некоего господина Б. Хозяин преследует её домогательствами, она прилагает немыслимые усилия, чтобы спасти свою честь, хотя тайно влюблена в него. В конце концов служанка покоряет сердце господина, и он женится на ней. Добродетель, таким образом, вознаграждается. В письмах к родителям Памела подробно описывает каждое мельчайшее событие, каждое движение своей души и становится близким другом... читателю. Таких отношений читателя с литературным персонажем до этого ещё не было.

Однако нарочитое, почти расчётливое целомудрие героини вызвало немало пародий, и самые язвительные вышли из-под пера Генри Филдинга, достойного соперника Ричардсона.

Имя автора даже не фигурировало на титульном листе. Как и впоследствии в остальных своих романах, Ричардсон ограничился скромной ролью "издателя" якобы подлинной переписки своих героев.

"Клариса"

Если на примере господина Б. читатели могли прийти к заключению, что нет лучшего мужа, чем исправившийся повеса, то история, рассказанная в романе «Кларисса», должна была всех убедить в обратном. В авторском предисловии говорилось, что цель книги — «уберечь беспечных и неопытных особ одного пола от гнусных ухищрений и расчётов другого, а также предостеречь родителей от чрезмерного применения естественной власти в вопросах заключения брака». Поступки идеальной героини должны были послужить эталоном не только общей, но и христианской морали.

Кларисса — послушная и любящая дочь, против своей воли оказывается в руках Ловласа и навсегда теряет надежду на примирение с отвергнувшей её семьёй. Имя Ловласа станет нарицательным и будет означать коварного и бессердечного соблазнителя.

Первый английский романист

Используя эпистолярную технику, выстраивая повествование в виде длинных откровенных писем, которыми обмениваются основные персонажи, Ричардсон вводил читателя в потаенный мир их мыслей и чувств. Но даже успех "Памелы" и "Клариссы" не смог заставить его отказаться от привычной каждодневной типографской работы.

Персональные инструменты
Инструменты