Мартынов, Иван Максимович
м |
|||
Строка 60: | Строка 60: | ||
Эту песню написал [[Участник:Павел Смертюков|П.Смертюков]] и посвятил своему деду, который всю жизнь работал на страну и воевал за неё, но к старости не смог скопить даже на маленький телевизор... А вообще, это о целом поколении. | Эту песню написал [[Участник:Павел Смертюков|П.Смертюков]] и посвятил своему деду, который всю жизнь работал на страну и воевал за неё, но к старости не смог скопить даже на маленький телевизор... А вообще, это о целом поколении. | ||
− | * '''''[[Медиа: | + | * '''''[[Медиа:Pokolenie.mp3|Поколение]]''''' (песня). Музыка и слова [[Участник:Павел Смертюков|П. Смертюкова.]] |
---- | ---- |
Версия 12:36, 8 мая 2018
История эта собрана из рассказов детей и внуков, ещё из своих размышлений об услышанном. Прадеда я никогда не видела, есть всего одна фотография. О событиях знаю только из уроков истории. Поэтому если что-то не совпадёт с учебником - извиняюсь сразу.Для начала: может быть, кто-то узнает Ивана Максимовича и что-то расскажет, потому что даже близкие о нём знали очень мало. А теперь - реконструкция по собранным рассказам.
В тридцатые годы 20 века он был каким-то видным коммунистом в тогдашнем Ленинграде. Там встретился с прабабушкой - она жила "в няньках" (не очень понятно. Похоже, это были свои Арины Родионовны для детей "крутых"). Когда И вана Максимовича собрались посадить или расстрелять (дворянин - уже почти статья), он как-то это почувствовал - и вместе, не заходя домой, с женой уехал в деревню. Там можно было жить без паспорта.
Ключ от квартиры они бросили в Неву с моста - примета такая, чтобы не нашли.
В деревне где-то под Солигаличем устроился токарем в мастерские, ходил на работу несколько километров каждый день. Тогда были колхозники и единоличники. В деревню провели радио, но только колхозникам (а он был не крепостным, а пролетарием) - никуда не делись, провели единоличнику. Райком - была такая организация, которой можно было пугать. А его туда пускали. И, наверное, даже советовались.
Деревенские жители быстро узнали, к кому можно обращаться насчёт написать жалобу или заявление. И понеслось. Обид на власти было много, а грамотеев мало. Многим он помог тогда.
Когда началась война, в семье было уже четверо детей, а прадеду за тридцать лет, и он единственный работающий в семье, и ценный токарь. Иван Максимович был "не подлежащий призыву", но ушёл добровольцем (знаю, что такое было "бронь", и "откосить" ему было бы запросто, нечего делать!).
Отдельная тема, как выживала в деревне многодетная семья в окружении разного мелкого и злого начальства, избежавшего фронта. Есть корова - сдавай молоко. Мало даёт - покупай в магазине и сдавай. Покупали и сдавали сначала. Так дети фронтовика сначала остались без молока и без коровы.
Затем пришли забирать дом.
Разговор начальников нечаянно услышала соседка и шепнула:"Хотят выселить на хутор - говорят, всё равно сдохнут. Не пускай!"
Прабабушка встала на пороге с топором:- Зарублю!
Отступили, ушли...
Так вот. дальше.
Начальники отступили, и наша семья жива до сих пор!
С войны Иван Максимович вернулся в 1946 году. Дети его, конечно, не помнили. Старшая дочка выскочила из-за печки, чтобы по-детски напугать, а он даже не испугался.
А пугать действительно было уже нечем. Оказалось, всю войну он прошёл на Северном флоте. Старшие помнят, как в детстве играли с наградами и оттуда прочитали впервые, что такое Отечественная война, фамилии Нахимов, Ушаков (это, наверное, ордена).
Рассказывали, были там ордена Боевого Красного знамени, Отечественной войны, значок "Отличный пулемётчик", Славы и что-то ещё.
Про войну Иван Максимович никогда не рассказывал. "Кто воевал - не будет вспоминать". Говорят, немногословный был.
А в Кемь переехали вот почему. После ранений был нужен белый хлеб (в деревне его не было). Да и родственники здесь жили - поддержка всё же.
Трудно представить, как проходило это переселение многодетной семьи (детей было уже восемь), как обживались на новом месте. К 70-м годам 20-ого века получили квартиру и паспорта. Дети уже работали и жили самостоятельно.
Иван Максимович очень любил спортивные передачи: часами ловил матчи на древнем приёмнике и очень переживал. И вот дети сложились и купили телевизор "Рекорд-6" за 210 рублей - большие деньги в то время. Рассказывали, И. М. болел как на стадионе, аж ботинком в пол бросал: "Ах ты глупой, неумный..."
Вышел на пенсию и умер через полгода. Всю жизнь работал на Родину и воевал за неё - а она? Нехорошо как-то по отношению к ветеранам. Всё!
Да, вот ещё. Орденами Иван Максимович не дорожил, давал играть внукам. Они по детской глупости бросали в форточку, вместе с домино и шашками. Военных фотографий не было вообще. Наградные документы где-то есть, наверное, но где их сейчас найдёшь. А что пришёл с войны на год позднее - может быть где-то ещё воевал, не очень понятно. И в школы никогда не ходил рассказывать о войне и о себе, и в военкомат за медалями тоже никогда не ходил. Говорил так:"Кто был на войне и воевал - не станет вспоминать"...
Теперь моя история о прадедушке уже точно исчерпана. Да, соглашусь, она маленькая, но это не важно. Главное знать, что в нашей родословной был такой человек, который защищал Родину в те трудные военные годы, и, благодаря которому сейчас живём мы, будут жить наши дети и внуки. И может быть они когда-нибудь в будущем поведают о нас всему миру, как это сделала я!
Эту песню написал П.Смертюков и посвятил своему деду, который всю жизнь работал на страну и воевал за неё, но к старости не смог скопить даже на маленький телевизор... А вообще, это о целом поколении.
- Поколение (песня). Музыка и слова П. Смертюкова.