Обсуждение участника:Саркис Даниелян

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Главная: новая тема)
(Содержимое страницы заменено на «{{New}} --~~~~»)
Строка 1: Строка 1:
== Главная ==
+
{{New}}
 
+
--[[Участник:Владимир Слесарев|<span title="Администратор проекта Летописи.ру"> Владимир Слесарев </span>]]<sup>[[Обсуждение участника:Владимир Слесарев|<span style="color:#333399"; title="Ящик для вопросов и ответов"> Ответить можно здесь </span>]]</sup> 15:04, 21 октября 2014 (MSK)
<h1> Структура программы на языке Turbo Pascal</h1>
+
 
+
  <pre> Приведём  простейший  пример  программы,  единственная  цель  которой  (
+
вывести на экран какое-нибудь приветствие:
+
    program Hello;
+
    begin
+
      writeln('Hello, world!');
+
      readln;
+
    end.
+
    Первая строка ничего не делает, она просто содержит название  программы.
+
Затем, после слова begin начинаются собственно действия. В  нашей  программе
+
их два: первое ( это вывод строчки «Hello,  world»  на  экран,  а  второе  (
+
ожидание нажатия клавиши «Enter», оно  нужно  для  того,  чтобы  можно  было
+
увидеть результат программы, а затем уже нажать «Enter» и вернуться в Турбо-
+
Паскаль. И, наконец, слово end с точкой в последней строке  говорит  о  том,
+
что  программа  закончилась.  Действия,  из  которых  состоит  программа,
+
называются операторами, они отделяются друг от друга точкой с запятой.
+
    А теперь приведём пример, в котором программа уже не «глухая»,  то  есть
+
может  запрашивать  какие-либо  данные  у  пользователя.  Пусть  требуется
+
спросить  у  пользователя  два  числа,  после  этого  вывести  на  экран  их
+
произведение:
+
    program AxB;
+
    var a,b: integer;
+
    begin
+
      writeln('Введите a и b');
+
      readln(a,b);
+
      writeln('Произведение равно ',a*b);
+
      readln;
+
    end;
+
    В  этой  программе  перед  словом  begin  появляется  новая  строчка,
+
начинающаяся словом var. В ней мы указываем, что программе  понадобится  две
+
переменные (a и b), в которых можно хранить целые числа (слово integer).
+
    О том, что делает первый оператор, нам известно:  он  выводит  на  экран
+
строчку 'Введите a и b'. При выполнении второго  оператора  программа  будет
+
ждать, пока пользователь не введет число с клавиатуры и не  нажмёт  «Enter»;
+
это число программа запишет в переменную a, затем то же самое  делается  для
+
переменной  b.  Третьим  оператором  выводим  на  экран  сначала  надпись
+
«Произведение  равно  »,  а  потом  значение  выражения  a(b  («*»  (  знак
+
умножения). Четвёртый оператор пояснений не требует.
+
    А теперь рассмотрим структуру программы в общем виде. Любая программа на
+
Турбо-Паскале состоит из  трех  блоков:  блока  объявлений,  блока  описания
+
процедур и функций и блока основной  программы.  Ниже  эти  блоки  расписаны
+
более подробно.
+
    Блок объявлений:
+
    program ... (название программы)
+
    uses ... (используемые программой внешние модули)
+
    const ... (объявления констант)
+
    type ... (объявления типов)
+
    var ...  (объявления переменных)
+
    Блок описания процедур и функций:
+
    procedure (function)
+
    begin
+
    ...
+
    end;
+
    ...
+
    Блок основной программы:
+
    begin
+
    ... (операторы основной программы) ...
+
    end;
+
 
+
  Рассмотрим наиболее важные части вышеописанных  блоков.  Под  заголовком
+
программы понимается имя, помогающее  определить  её  назначение.  Имя,  или
+
идентификатор, строится  по  следующим  правилам:  оно  может  начинаться  с
+
большой или малой буквы латинского  алфавита  или  знака  «_»,  далее  могут
+
следовать буквы, цифры или знак «_»; внутри идентификатора не  может  стоять
+
пробел. После имени программы следует поставить  «;»,  этот  знак  служит  в
+
Паскале  для  разделения  последовательных  инструкций.  Заметим,  что  имя
+
программы может не совпадать с именем соответствующего файла на диске.
+
  После  слова  const  помещаются  описания  постоянных,  которые  будут
+
использованы в программе, например:
+
 
+
  const Zero = 0;
+
          pi = 3.1415926;
+
          my_const = -1.5;
+
          Hello = 'Привет !';
+
 
+
  За словом var следуют объявления переменных, которые понадобятся нам при
+
написании программы.  Переменные  Паскаля  могут  хранить  данные  различной
+
природы: числа, строки текста, отдельные символы и  т.  п.  Ниже  приводится
+
часть типов переменных, которые можно применять.
+
|Название типа |Возможные значения        |Примеры значений                |
+
|integer      |целые: -32768 ... 32767    |12, -10000                      |
+
|real          |действительные (по модулю):|-9.81, 6.02e-23                |
+
|              |2,9x10-39... 1,7x1038      |                                |
+
|string[n]    |строка до n символов      |‘abcde’, ‘привет’              |
+
|              |длиной, если [n] не        |                               |
+
|              |указано, то до 255        |                                |
+
|char          |одиночный символ          |‘F’, ‘!’, ’_’,’ю’              |
+
 
+
  Объявления переменных записываются в следующей форме: var <переменная> :
+
<тип>;
+
  Если  описываются  несколько  переменных  одного  типа,  то  достаточно
+
записать их имена через запятую, а после двоеточия поставить общий тип.
+
  Примеры объявления:
+
  var Number: integer;
+
        d,l: real;
+
        Name: string[20];
+
        Line: string;
+
        Key1,Key2: char;
+
 
+
  Блок основной программы. Здесь, между словами begin и end. располагаются
+
команды (точнее, операторы), которые будут выполняться один  за  другим  при
+
запуске  программы.  Рассмотрим  простейшие  типы  операторов  на  следующем
+
примере:
+
 
+
  program First;
+
  const a2 = 3;
+
          a1 = -2;
+
          a0 = 5;
+
  var x,f: real;
+
 
+
  begin
+
      write(‘Введите значение х ’);
+
      readln(x);
+
      f := a2*x*x+a1*x+a0;
+
      writeln(‘Значение квадратного трехчлена: ’,f);
+
  end.
+
 
+
  Первая строка исполняемой (основной) части программы  выводит  на  экран
+
надпись «Введите значение  х  »,  для этого  используется  процедура  write
+
написанная разработчиками Турбо Паскаля, то  есть  набор  команд,  невидимый
+
для нас, но существующий реально в недрах системы Турбо Паскаль. В  качестве
+
параметра  этой  процедуры  используется  наша  строчка.  Параметры  всегда
+
записываются в круглых  скобках,  апострофы  означают,  что  параметр  имеет
+
строковый тип. Итак, в  первой  строке  мы  видим  так  называемый  оператор
+
вызова процедуры. Каждый оператор отделяется от следующего  знаком  «;».  Во
+
второй строке вызывается  процедура  ввода  readln(x),  которая  ждет,  пока
+
пользователь наберет значение x с клавиатуры и нажмет  клавишу  «Enter»,  а
+
затем переводит курсор на следующую строку (ln ( Line ( строка).  В  третьей
+
строке вычисляется значение трехчлена и записывается в  переменную  f;  этот
+
оператор называется оператором присваивания, и обозначается  символом  ":=".
+
В  последней  строке  на  экран  выводится  строка  «Значение  квадратного
+
трехчлена:  »  и  значение  переменной  f.  Несложно  заметить,  что  здесь
+
процедуре writeln передается уже не один, а два параметра, причем они  могут
+
иметь разные типы. Вообще, процедуры ввода и вывода  (т.е.  write,  writeln,
+
read,  readln)  могут  иметь  любое  число  параметров  различных  типов,
+
параметрами  могут  являться  переменные,  литералы  (т.е.  непосредственно
+
записанные  числа,  строки;  в  нашем  примере  дважды  были  использованы
+
строковые литералы), а также  выражения.  Используя  выражение  при  выводе,
+
можно заменить две последние строчки нашей программы одной:
+
      writeln('Значение квадратного трехчлена: ', a2*x*x+a1*x+a0);
+
В арифметических выражениях на  Паскале  используются  следующие  знаки  для
+
обозначения  операций:  +,  -,  *,  /.  Для  определения  порядка  действий
+
используются  круглые  скобки  согласно  общепризнанным  математическим
+
правилам.
+
  Замечание  об  именах.  Для  обозначения  переменных    запрещается
+
использование ряда слов, называемых зарезервированными, они играют  в  языке
+
особую роль. Нам уже встречался ряд зарезервированных слов: program,  begin,
+
end, string, const, var, и т.п.</pre>
+

Версия 14:04, 21 октября 2014

Добро пожаловать!

Здравствуйте, Саркис Даниелян!
От имени участников проекта Letopisi.Ru приветствую Вас! Надеемся, Вы получите большое удовольствие, работая над созданием гипертекста.

С чего начать?

Начните с оформления Вашей личной страницы, (образец оформления здесь! )

Ссылки, полезные для начинающих


Вы можете подписываться на страницах обсуждения, используя четыре идущие подряд знака тильды ~~~~ или нажав на соответствующую кнопку Button sig.png на панели инструментов. Если у Вас возникли вопросы, воспользуйтесь системой помощи. Если Вы не нашли в ней ответа на Ваш вопрос, задайте его администраторам проекта.


-- Владимир Слесарев Ответить можно здесь 15:04, 21 октября 2014 (MSK)

Персональные инструменты
Инструменты