Проект В главной роли - Природа/День леса
(→Традиции, связанные с праздником (как отмечается)) |
(→Традиции, связанные с праздником (как отмечается)) |
||
Строка 32: | Строка 32: | ||
==Традиции, связанные с праздником (как отмечается)== | ==Традиции, связанные с праздником (как отмечается)== | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Народные традиции и охрана леса. | Народные традиции и охрана леса. |
Версия 21:11, 23 декабря 2013
Проект В главной роли - Природа
Содержание |
Список команд
- Команда "Радуга" - Арзамас
- Команда "Витаминки" МОКУ "Тюкалинский лицей" г. Тюкалинска Омской области
Название экологического праздника
Международный день леса или Всемирный день защиты лесов
Дата основания праздника
21 марта 1971 года.
История праздника
Впервые предложение отмечать Международный день леса прозвучало на 23-й Генеральной Ассамблее Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 г. Годом позже Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН (ФАО) поддержала идею Международного дня леса как повод информировать общество о важности сохранения лесов. Было принято решение о праздновании этого дня ежегодно по всему миру 21 марта – в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии
Роль праздника в поддержании благоприятной экологической обстановки на Земле
Площадь лесов на нашей планете давно и неуклонно сокращается. Исторически это связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных нужд. По некоторым оценкам, за последние десять тысяч лет человек уничтожил 26 млн. кв. километров лесов. Но наряду с этим леса гибнут от воздействия пожаров, насекомых-вредителей и болезней, неблагоприятных погодных условий и других причин.
Уменьшение площади лесных массивов ведет к негативным процессам, имеющим глобальное значение: эрозии почв, сокращению разнообразия растительного и животного мира, деградации водных бассейнов, увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, снижению объема промышленной и топливной древесины, а в конечном итоге – к уменьшению потенциала жизнедеятельности человечества.
Таким образом, процесс сокращения площади лесов и их деградации стал международной проблемой, требующей совместного решения всех стран мира. Основная задача Международного дня леса – повысить осведомленность жителей планеты о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах по защите, воспроизводству и восстановлению. В этот день по всей Земле проводятся разнообразные мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений.
Международный день леса активно отмечается и в России. Лес – национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле.
Традиции, связанные с праздником (как отмечается)
Народные традиции и охрана леса.
Под влиянием древних языческих ритуалов, современных религий, различных литературных примеров, научных толкований, местных обычаев сформировались народные приметы, суеверия и праздники, связанные с лесом. Занимаясь экологическим воспитанием, люди поройзабывают возрождать народные обычаи, традиции и обряды, которые формировали любовь к лесу.
Чуваши, литовцы, славяне, мордва считали дуб святым, так как он олицетворял мощь, силу.
Славяне считали, что сохранились дубы, росшие « ещё до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался вокруг на всей вселенной только один «окиян-море».
Алтайцы почитали кедр. По сибирским деревням ходила экологическая загадка «Не бей меня, залезь на меня, есть у меня».
В Киевской губернии ни один крестьянин бы не стал рубить или корчевать бузину, опасаясь, как бы она не рассердилась и не послала бы на семью порчу и несчастье. Её не жгли, опасаясь, что домашняя птица непременно вся погибнет, а в печь ударит молния. Такие существовали поверья.
У таджиков испокон веков под охраной находился платан восточный, а у грузин – тис.
Особое место в народной охране природы занимали природные или заповедные рощи. Были они у удмуртов, мари, дагестанцев, сибирских племён, чувашей, кое-где сохранились и по сей день. Некоторые из них вошли в состав заповедников – Кавказского, Алтайского.
А вот один интересный факт: у малых народностей, живущих в лесах, никогда не было присущей многим чисто земледельческим народам боязни леса, антагонистического отношения к нему. О лесе говорили: наш поилец и кормилец. Рубить дерево понапрасну даже в глухой тайге, у коми, например, воспрещалось нормами народной морали.
В святых рощах манси запрещалось рубить деревья, ломать ветки, нарушать дёрн, косить траву. В неположенное время буряты боялись в эти рощи заходить. По мнению мари и удмуртов, особая творческая сила живёт в этих священных рощах. Она, как и человек, болеет, страдает. Вредно для неё зависть и сквернословие. Считалось, что в будничной жизни очень трудно сохранить творческую силу, поэтому для неё и выделялись специальные рощи, ключи. В определённое время, когда её мощь достигала максимума, например, весной, во время цветения ржи, она принимала вид бабочки и распространяла вокруг свою благодать (силу). Вокруг таких заповедных рощ объединялись люди, живущие иногда за десятки вёрст. Через каждые три года там происходили моления с общей трапезой, символизирующие мир, дружбу, единение.
В Северной Осетии местное население до сих пор охраняет священную рощу Хетага возле села Суадаг – единственный уцелевший островок леса на осетинской равнине. Отдельные вековые экземпляры тиса, саксаула сохранились в Закавказье и в Средней Азии благодаря религиозным мотивам на кладбищах и у монастырей.
Различные народные предрассудки и предубеждения часто способствовали охране лесных богатств. Например, белорусы считали, что тот, кто сломит или срубит рябину, тот скоро умрёт сам. На Руси долгое время охранялись так называемые подсельбные - усадебные деревья. «Подсельбное дерево рубить нельзя» - передавалось из поколения в поколение. Сельские сходы сибирских и архангельских крестьян часто объявляли кедровники и лиственничники священными угодьями. Здесь запрещались все виды хозяйственной деятельности человека, а сбор орехов разрешался только после их созревания. Не менее строгий был общественный надзор за охраной леса от пожара. В.К. Рахилин в книге «Природоохранное движение в России» рассказывает о том, что на территории современного Приморья виновные в возникновении пожара подвергались порой смертной казни.
А вот как описывает охрану леса знаток русского языка В.Даль: «Заповедать лес, запретить в нём рубку: это делается торжественно – священник обходит лес с образами, или даже с хоругвями, при народе и старшинах, поют «Слава всевышних» и запрещают въезд на какое-то число лет». Надо сказать, что такой способ оказывался эффективнее сторожей и суровых законов и многие калужские помещики, как писал путешественник Василий Зуев в 1787 году, приказывали «своим попам ежегодно обходить лесные дачи с образами и святою водою и заклинать того, кто дерзнёт возложить секиру на дерево, своего роста не достигшее».
7 июля – Иван Купала. Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Издревле принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек разжигать обрядовые костры, через них бросали венки, прыгали. Огни в эту ночь считались чудодейственными, огонь для костра добывался трением дерева о дерево, и называли этот огонь «живым, лесным, лекарственным».
Ещё одна старинная традиция – ставить в доме украшенное хвойное дерево (ель, сосну, пихту) в честь праздника Нового года. Не существует даже точных данных, сколько же их ежегодно вырубается государственными заготовителями и браконьерами. Одно ясно – эта традиция сродни колоссальному пожару, ежегодно уничтожающему миллионы хвойных деревьев. От браконьерских налётов страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах.
Обычай устраивать под Новый год ёлку в России приписывают Петру 1. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 года обязал украшать дома и улицы ветками сосновыми, еловыми или можжевеловыми. Первая же публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году, в Киеве – в 1878 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков. Но если в то время население было малочисленнее, а хвойные леса богаче, то эта традиция была не столь губительна для природы, как сейчас. В 1920 годах традицию устройства новогодних ёлок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь. По-видимому, имеет смысл пропагандировать красочно оформленные ёлочные букеты. Ущерб природе будет нанесён значительно меньший.
Обычаи, традиции, поверья, приметы передаются из поколения в поколение, становясь действенным средством воспитания и пропаганды положительного или отрицательного отношения к природе. Это объясняется их большей эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью по сравнению с другими формами и методами пропаганды. Следует кропотливо отыскивать, тщательно изучать, возвращать к жизни полузабытые народные лесоохранительные традиции, поверья, обряды, особенно местные, популяризовать их. В деле пропаганды охраны природы нельзя забывать и религиозную аудиторию, являющуюся потенциальным хранителем и распространителем как антиэкологических, так и природоохранных поверий и предрассудков. Стратегия охраны природы нуждается в координации с мировыми религиями – исламом, буддизмом, христианством, так как их исповедуют сотни миллионов людей.
Дополнительная информация
(народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, небольшие собственные стихотворения и иллюстрации,другое)