Эвенки (тунгусы)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 10 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''''Идущие поперек хребтов'''''
+
{{ethnic group|
 +
|group=Эвенки
 +
|image=
 +
|poptime=  ([[2002]])
 +
|popplace=Россия
 +
|rels=
 +
|langs=эвенкийский
 +
|related=[[негидальцы]]}}
  
Коренными жителями Вернебуреинского района являются эвенки. Интересна история когда-то сильного и многочисленного народа эвенки.
+
'''Эвенки''' - идущие поперек хребтов - этническая группа в составе  в Российской Федерации.
  
В 17 веке территория расселения эвенков была огромна: на западе они выходили на Обь-Енисейский водораздел, на севере осваивали значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу по бассейнам всех трёх Тунгусок, на востоке: от Лены по тайге до Охотского моря. Конные группы и скотоводы кочевали в степях Забайкалья и Верхнего Приамурья и по правым притокам Амура.
+
==Численность==
В 18 веке отмечается изменение в расселении эвенков, их потеснили более сильные народы – якуты, буряты, позже русские. В конце 19, начале 20 века территория расселения постепенно уменьшалась, примерно такой она сохранилась до 1926-27г.г.
+
  
Столь значительное пространство, освоенное тунгусами, представляет собой уникальное явление в истории человечества. Ни один, ни другой народ в мире с уровнем развития как у эвенков 17-19 в.в. не освоил столь значительной территории.
+
==Язык==
 +
 
 +
==Расселение==
 +
 
 +
==Традиционные занятия==
  
 
У всех тунгусоязычных народов основным знанием являлась охота. У верхнеамгуньских эвенков хозяйственный год был таким же, как удских. Здесь приобретала охота.
 
У всех тунгусоязычных народов основным знанием являлась охота. У верхнеамгуньских эвенков хозяйственный год был таким же, как удских. Здесь приобретала охота.
 +
 
Важную роль в жизни эвенков имели домашние олени. Уход за оленями у большинства эвенков считается женским делом. Постройка чума и пошив одежды тоже. У амгуно-удских эвенков и упряжку вела женщина. Также в обязанности женщины входило приготовление пищи, уход за детьми, изготовление одежды и обуви из меха.
 
Важную роль в жизни эвенков имели домашние олени. Уход за оленями у большинства эвенков считается женским делом. Постройка чума и пошив одежды тоже. У амгуно-удских эвенков и упряжку вела женщина. Также в обязанности женщины входило приготовление пищи, уход за детьми, изготовление одежды и обуви из меха.
  
Жилище эвенков – конический чум, построенный из 25 шестов, накрытыми разными материалами в зависимости от времени года.
+
Экономический и культурный уровень амгуньских эвенков был весьма низкий, да и Амгунь раньше несусветная глухомань. Если с появлением русских переселенцев на [[Амур]]е приамурские народности постепенно перенимали культуру земледелия, то амгуньские эвенки до начала 30-х годов о земледелие не имели понятия.
Жили эвенки большими родами, слова семья эвенкийском языке нет, «дю» - дом, «дюган» - домашние.
+
Название рода у многих стали фамилиями, только позже, с обращением в христианство, у них появились русские фамилии.
+
 
 +
==Традиционные верования==
 +
 
 
Самый древний обряд у эвенков – камлание, шаманы камлали у больших костров, позднее в чумах, у маленьких костров.
 
Самый древний обряд у эвенков – камлание, шаманы камлали у больших костров, позднее в чумах, у маленьких костров.
  
Экономический и культурный уровень амгуньских эвенков был весьма низкий, да и Амгунь раньше несусветная глухомань. Если с появлением русских переселенцев на Амуре приамурские народности постепенно перенимали культуру земледелия, то амгуньские эвенки до начала 30-х годов о земледелие не имели понятия.
+
 
 +
==Самоназвание==
 +
 
 +
Идущие поперек хребтов
 +
 
 +
==История==
 +
 
 +
В 17 веке территория расселения эвенков была огромна: на западе они выходили на Обь-Енисейский водораздел, на севере осваивали значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу по бассейнам всех трёх Тунгусок, на востоке: от Лены по тайге до Охотского моря. Конные группы и скотоводы кочевали в степях Забайкалья и Верхнего Приамурья и по правым притокам Амура.
 +
В 18 веке отмечается изменение в расселении эвенков, их потеснили более сильные народы – якуты, буряты, позже русские. В конце 19, начале 20 века территория расселения постепенно уменьшалась, примерно такой она сохранилась до 1926-27г.г.
 +
 
 +
Столь значительное пространство, освоенное тунгусами, представляет собой уникальное явление в истории человечества. Ни один, ни другой народ в мире с уровнем развития как у эвенков 17-19 в.в. не освоил столь значительной территории.  
 +
 
 +
'''30-50-е годы'''
 +
 
 
Туземное хозяйство представлено было охотой, таёжным оленеводством. В 30-е годы в районе было сосредоточенно 25% оленьего стада Амурской области (из состава Амурской области Верхнебуреинский район выделен как самостоятельная административная единица 14 июня 1927 года – полное его название тогда «Верхнебуреинский туземный район народа эвенки-тунгусов»)
 
Туземное хозяйство представлено было охотой, таёжным оленеводством. В 30-е годы в районе было сосредоточенно 25% оленьего стада Амурской области (из состава Амурской области Верхнебуреинский район выделен как самостоятельная административная единица 14 июня 1927 года – полное его название тогда «Верхнебуреинский туземный район народа эвенки-тунгусов»)
 
Охота и извоз на оленях являлись основным занятием кочевого населения. По данным Амгунь-Селемджинской экспедиции Академии Наук 1931 года 82,1% денежного дохода населения получалось от охоты, 13,3% от извоза,2,4% от службы, 1,7 от прочих видов доходов.
 
Охота и извоз на оленях являлись основным занятием кочевого населения. По данным Амгунь-Селемджинской экспедиции Академии Наук 1931 года 82,1% денежного дохода населения получалось от охоты, 13,3% от извоза,2,4% от службы, 1,7 от прочих видов доходов.
 
В 1926 году в Кукане было организованно «Товарищество охотников», которое снабжало продуктами, промышленными товарами и боеприпасами. Охотники рассчитывались пушниной.
 
В 1926 году в Кукане было организованно «Товарищество охотников», которое снабжало продуктами, промышленными товарами и боеприпасами. Охотники рассчитывались пушниной.
  
Массовое оседание кочевого населения началось в период коллективизации. С 1931 по 1936 год всё бедняцко-середятское хоз. населения – 129 хозяйств коллективизировано, образовано 5 колхозов: "Путь Ленина" в селе Усть-Ниман, "Северная Заря" (им. Колесова) в селе Ниманчик, "Красный охотни" – село Чекунда, Негу-Геван (рассвет севера) в селе Могды,                                               Алапан ("перевал к счастливой жизни").
+
Массовое оседание кочевого населения началось в период коллективизации. С 1931 по 1936 год всё бедняцко-середятское хоз. населения – 129 хозяйств коллективизировано, образовано 5 колхозов: "Путь Ленина" в селе Усть-Ниман, "Северная Заря" (им. Колесова) в селе Ниманчик, "Красный охотни" – село Чекунда, Негу-Геван (рассвет севера) в селе Могды,     Алапан ("перевал к счастливой жизни").
 
   
 
   
 
В начале своего существования колхозы носили название простейших товариществ по совместному выпасу оленей, однако уже через год, в 1932 году было обобществлено почти всё поголовье оленей, находившихся до этого в личном пользовании колхозников.
 
В начале своего существования колхозы носили название простейших товариществ по совместному выпасу оленей, однако уже через год, в 1932 году было обобществлено почти всё поголовье оленей, находившихся до этого в личном пользовании колхозников.
Строка 31: Строка 57:
 
Даже в чистом по виду оленеводческом колхозе имени Колесова сельское хозяйство по выходу продукции занимает 60,1%. Таким образом, исконному занятию коренного населения – оленеводству, охотпромыслу не уделяется должного внимания. Более того, постепенно снижается поголовье оленей. И в 50-е годы их совсем не останется, и на базе колхозов создан Верхнебуреинский коопзверопромхоз, основной деятельностью которого является охотопромысел, сбор дикоросов, лекарственных растений, изготовление национальных изделий. Так полностью утрачено оленеводство, а ведь это не просто одна из отраслей хозяйства. Это образ жизни северного народа, его традиции и обычаи, искусство и язык.
 
Даже в чистом по виду оленеводческом колхозе имени Колесова сельское хозяйство по выходу продукции занимает 60,1%. Таким образом, исконному занятию коренного населения – оленеводству, охотпромыслу не уделяется должного внимания. Более того, постепенно снижается поголовье оленей. И в 50-е годы их совсем не останется, и на базе колхозов создан Верхнебуреинский коопзверопромхоз, основной деятельностью которого является охотопромысел, сбор дикоросов, лекарственных растений, изготовление национальных изделий. Так полностью утрачено оленеводство, а ведь это не просто одна из отраслей хозяйства. Это образ жизни северного народа, его традиции и обычаи, искусство и язык.
  
'''''Сегодня...'''''
+
'''Сегодня'''
  
 
Согласно переписи населения 1989 года в районе с 60-тысячным населением проживает 730 человек народностей севера, среди них эвенки-495ч. В районе имеется национальное село Шахтинское, где проживают эвенки, основной вид деятельности которых – охота. В селе имеется клуб, фельдшерско-акушерский пункт, начальная школа. Обучение детей на русском языке.
 
Согласно переписи населения 1989 года в районе с 60-тысячным населением проживает 730 человек народностей севера, среди них эвенки-495ч. В районе имеется национальное село Шахтинское, где проживают эвенки, основной вид деятельности которых – охота. В селе имеется клуб, фельдшерско-акушерский пункт, начальная школа. Обучение детей на русском языке.
  
 
В районном краеведческом музее собранна этнографическая коллекция, в которую входят предметы быта эвенков.
 
В районном краеведческом музее собранна этнографическая коллекция, в которую входят предметы быта эвенков.
 +
 
В последние годы коллекция практически не пополняется, перед работниками музея стоит задача – сохранить имеющиеся предметы быта эвенков-кочевников, т. к. увидеть их теперь можно только в музее.
 
В последние годы коллекция практически не пополняется, перед работниками музея стоит задача – сохранить имеющиеся предметы быта эвенков-кочевников, т. к. увидеть их теперь можно только в музее.
 +
 
Теряются знания, умения и навыки, рвутся нити, связывающие поколения.
 
Теряются знания, умения и навыки, рвутся нити, связывающие поколения.
 +
 
В память потомкам оставили эвенки, которые своё самоназвание переводят – «идущие поперёк хребтов» звучные и мудрые наименования рек,  ключей  местности, живые и полные:
 
В память потомкам оставили эвенки, которые своё самоназвание переводят – «идущие поперёк хребтов» звучные и мудрые наименования рек,  ключей  местности, живые и полные:
Чегдомын – сосновая вода, Бурея – добрая, хорошая, Яурин – шумная река, Ургал – стремительный, быстрый, Тырма – маленькая чёрная уточка.
+
[[Чегдомын]] – сосновая вода, [[Бурея (река)|Бурея]] – добрая, хорошая, Яурин – шумная река, Ургал – стремительный, быстрый, Тырма – маленькая чёрная уточка.
 +
 
 
Русских названий в топонимике района немного, в основном эвенкийские, реже якутские. Традиция эта  продолжилась и в 70-е годы, когда на карте района  появились новые посёлки, возведённые строителями БАМ из различных республик. Украина оставила частицу своей солнечной республики на буреинской земле - посёлок Новый Ургал, молдавские строители назвали свой посёлок Алонка, с якутского языка переводится «место сказов». Таджикистан – посёлок Солони – «средняя речка» с эвенкийского, отряд «Хабаровский комсомолец» - посёлок Сулук – «тополиный» с эвенкийского, а посланцы Куйбышевской области возвели посёлок Этыркен, что значит на эвенкийском «дедушка».
 
Русских названий в топонимике района немного, в основном эвенкийские, реже якутские. Традиция эта  продолжилась и в 70-е годы, когда на карте района  появились новые посёлки, возведённые строителями БАМ из различных республик. Украина оставила частицу своей солнечной республики на буреинской земле - посёлок Новый Ургал, молдавские строители назвали свой посёлок Алонка, с якутского языка переводится «место сказов». Таджикистан – посёлок Солони – «средняя речка» с эвенкийского, отряд «Хабаровский комсомолец» - посёлок Сулук – «тополиный» с эвенкийского, а посланцы Куйбышевской области возвели посёлок Этыркен, что значит на эвенкийском «дедушка».
 +
 +
 +
 +
==Ремёсла==
 +
 +
 +
 +
==Традиционные поселения==
 +
 +
Жилище эвенков – конический чум, построенный из 25 шестов, накрытыми разными материалами в зависимости от времени года.
 +
 +
==Традиционный костюм==
 +
 +
==Пища==
 +
 +
 +
==Семья==
 +
 +
Жили эвенки большими родами, слова семья эвенкийском языке нет, «дю» - дом, «дюган» - домашние.
 +
Название рода у многих стали фамилиями, только позже, с обращением в христианство, у них появились русские фамилии.
 +
 +
 +
==Фольклор==
 +
 +
 +
==Ссылки==
 +
 +
[[Категория:Заповедные народы]][[Категория:Этнография]] [[Категория:Хабаровский край]]

Текущая версия на 10:18, 27 февраля 2007

Эвенки
Общая численность:   (2002)
Расселение: Россия
Язык: эвенкийский
Религия:
Родственные народы: негидальцы


Эвенки - идущие поперек хребтов - этническая группа в составе в Российской Федерации.

Содержание

[править] Численность

[править] Язык

[править] Расселение

[править] Традиционные занятия

У всех тунгусоязычных народов основным знанием являлась охота. У верхнеамгуньских эвенков хозяйственный год был таким же, как удских. Здесь приобретала охота.

Важную роль в жизни эвенков имели домашние олени. Уход за оленями у большинства эвенков считается женским делом. Постройка чума и пошив одежды тоже. У амгуно-удских эвенков и упряжку вела женщина. Также в обязанности женщины входило приготовление пищи, уход за детьми, изготовление одежды и обуви из меха.

Экономический и культурный уровень амгуньских эвенков был весьма низкий, да и Амгунь раньше несусветная глухомань. Если с появлением русских переселенцев на Амуре приамурские народности постепенно перенимали культуру земледелия, то амгуньские эвенки до начала 30-х годов о земледелие не имели понятия.


[править] Традиционные верования

Самый древний обряд у эвенков – камлание, шаманы камлали у больших костров, позднее в чумах, у маленьких костров.


[править] Самоназвание

Идущие поперек хребтов

[править] История

В 17 веке территория расселения эвенков была огромна: на западе они выходили на Обь-Енисейский водораздел, на севере осваивали значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу по бассейнам всех трёх Тунгусок, на востоке: от Лены по тайге до Охотского моря. Конные группы и скотоводы кочевали в степях Забайкалья и Верхнего Приамурья и по правым притокам Амура. В 18 веке отмечается изменение в расселении эвенков, их потеснили более сильные народы – якуты, буряты, позже русские. В конце 19, начале 20 века территория расселения постепенно уменьшалась, примерно такой она сохранилась до 1926-27г.г.

Столь значительное пространство, освоенное тунгусами, представляет собой уникальное явление в истории человечества. Ни один, ни другой народ в мире с уровнем развития как у эвенков 17-19 в.в. не освоил столь значительной территории.

30-50-е годы

Туземное хозяйство представлено было охотой, таёжным оленеводством. В 30-е годы в районе было сосредоточенно 25% оленьего стада Амурской области (из состава Амурской области Верхнебуреинский район выделен как самостоятельная административная единица 14 июня 1927 года – полное его название тогда «Верхнебуреинский туземный район народа эвенки-тунгусов») Охота и извоз на оленях являлись основным занятием кочевого населения. По данным Амгунь-Селемджинской экспедиции Академии Наук 1931 года 82,1% денежного дохода населения получалось от охоты, 13,3% от извоза,2,4% от службы, 1,7 от прочих видов доходов. В 1926 году в Кукане было организованно «Товарищество охотников», которое снабжало продуктами, промышленными товарами и боеприпасами. Охотники рассчитывались пушниной.

Массовое оседание кочевого населения началось в период коллективизации. С 1931 по 1936 год всё бедняцко-середятское хоз. населения – 129 хозяйств коллективизировано, образовано 5 колхозов: "Путь Ленина" в селе Усть-Ниман, "Северная Заря" (им. Колесова) в селе Ниманчик, "Красный охотни" – село Чекунда, Негу-Геван (рассвет севера) в селе Могды, Алапан ("перевал к счастливой жизни").

В начале своего существования колхозы носили название простейших товариществ по совместному выпасу оленей, однако уже через год, в 1932 году было обобществлено почти всё поголовье оленей, находившихся до этого в личном пользовании колхозников.

Со времени организации колхозов, и оседания большинства населения северных народностей сельское хозяйство начало внедряться в их быт. Так, в первый год работы колхозов в 1931 году они имели посева 41,67га в 1933 году – около 10га.

К концу 30-х годов под влиянием повышенного спроса на продукты сельского хозяйства со стороны прибывшего в район промышленного населения, а также резко повысившегося потребления овощей и картофеля у северного местного населения. В результате административного воздействия со стороны руководящих организаций – сельское хозяйство в национальных промыслово-оленеводческих колхозах постепенно выросло из второстепенной отрасли в отрасль, равнозначную по выходу продукции с оленеводством и охотпромыслом. А в колхозах «Алапан» и «Красный охотник» сельское хозяйство к концу 30-х годов стало ведущей отраслью колхозного производства.

Даже в чистом по виду оленеводческом колхозе имени Колесова сельское хозяйство по выходу продукции занимает 60,1%. Таким образом, исконному занятию коренного населения – оленеводству, охотпромыслу не уделяется должного внимания. Более того, постепенно снижается поголовье оленей. И в 50-е годы их совсем не останется, и на базе колхозов создан Верхнебуреинский коопзверопромхоз, основной деятельностью которого является охотопромысел, сбор дикоросов, лекарственных растений, изготовление национальных изделий. Так полностью утрачено оленеводство, а ведь это не просто одна из отраслей хозяйства. Это образ жизни северного народа, его традиции и обычаи, искусство и язык.

Сегодня

Согласно переписи населения 1989 года в районе с 60-тысячным населением проживает 730 человек народностей севера, среди них эвенки-495ч. В районе имеется национальное село Шахтинское, где проживают эвенки, основной вид деятельности которых – охота. В селе имеется клуб, фельдшерско-акушерский пункт, начальная школа. Обучение детей на русском языке.

В районном краеведческом музее собранна этнографическая коллекция, в которую входят предметы быта эвенков.

В последние годы коллекция практически не пополняется, перед работниками музея стоит задача – сохранить имеющиеся предметы быта эвенков-кочевников, т. к. увидеть их теперь можно только в музее.

Теряются знания, умения и навыки, рвутся нити, связывающие поколения.

В память потомкам оставили эвенки, которые своё самоназвание переводят – «идущие поперёк хребтов» звучные и мудрые наименования рек, ключей местности, живые и полные: Чегдомын – сосновая вода, Бурея – добрая, хорошая, Яурин – шумная река, Ургал – стремительный, быстрый, Тырма – маленькая чёрная уточка.

Русских названий в топонимике района немного, в основном эвенкийские, реже якутские. Традиция эта продолжилась и в 70-е годы, когда на карте района появились новые посёлки, возведённые строителями БАМ из различных республик. Украина оставила частицу своей солнечной республики на буреинской земле - посёлок Новый Ургал, молдавские строители назвали свой посёлок Алонка, с якутского языка переводится «место сказов». Таджикистан – посёлок Солони – «средняя речка» с эвенкийского, отряд «Хабаровский комсомолец» - посёлок Сулук – «тополиный» с эвенкийского, а посланцы Куйбышевской области возвели посёлок Этыркен, что значит на эвенкийском «дедушка».


[править] Ремёсла

[править] Традиционные поселения

Жилище эвенков – конический чум, построенный из 25 шестов, накрытыми разными материалами в зависимости от времени года.

[править] Традиционный костюм

[править] Пища

[править] Семья

Жили эвенки большими родами, слова семья эвенкийском языке нет, «дю» - дом, «дюган» - домашние. Название рода у многих стали фамилиями, только позже, с обращением в христианство, у них появились русские фамилии.


[править] Фольклор

[править] Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты