Проект В главной роли - Природа/День леса
(→Традиции, связанные с праздником (как отмечается)) |
Lunegova (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 11 промежуточных версий 1 участника) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
==Список команд== | ==Список команд== | ||
− | * [[Команда Радуга школы № 7 города Арзамаса Нижегородской области/Проект В главной роли - Природа|Команда "Радуга" - Арзамас]] | + | * [[Команда Радуга школы № 7 города Арзамаса Нижегородской области/Проект В главной роли - Природа|Команда "Радуга" - МБОУ СОШ №7 им. А.П.Гайдара, г. Арзамас Нижегородской области]] |
* [[Команда Витаминки лицея города Тюкалинска Омской области/Проект В главной роли - Природа|Команда "Витаминки" МОКУ "Тюкалинский лицей" г. Тюкалинска Омской области]] | * [[Команда Витаминки лицея города Тюкалинска Омской области/Проект В главной роли - Природа|Команда "Витаминки" МОКУ "Тюкалинский лицей" г. Тюкалинска Омской области]] | ||
* | * | ||
==Название экологического праздника== | ==Название экологического праздника== | ||
− | Международный день леса или Всемирный день защиты лесов | + | <font size=3 color=#00702f>'''Международный день леса или Всемирный день защиты лесов'''</font> <br> |
==Дата основания праздника== | ==Дата основания праздника== | ||
− | 21 марта 1971 года. | + | <font size=3 color=#00702f>'''21 марта 1971 года.'''</font> <br> |
==История праздника== | ==История праздника== | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
Международный день леса активно отмечается и в России. Лес – национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле. | Международный день леса активно отмечается и в России. Лес – национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле. | ||
+ | В этот день повсеместно в большинстве стран мира проводятся разнообразные акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений, – это и информационные мероприятия, и всевозможные конкурсы и выставки, и кампании по высадке деревьев, и различные флешмобы. | ||
+ | |||
+ | Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в акциях "Марш парков", "Сохраним!", в трудовых десантах в Пушкинской роще г. Арзамас, в посадке деревьем, озеленении пришкольной территории. В рамках межрегионального проекта "Нам жить на этой земле" мы участвовали в акции "Зеленая зона у каждого дома"[http://goo.gl/LH3eYV][http://goo.gl/Ae9gQO]. Участвуя в муниципальном проекте "Эколабиринт-2013" приняли участие в акции по сбору макулатуры [http://youtu.be/TTH7707H-eI "Бумажный бум!"]. | ||
+ | <center><youtube v="TTH7707H-eI" /></center> | ||
+ | |||
+ | Команда «Витаминки» - участница экологического отряда «Экологическая тропа». | ||
+ | Наши ребята - постоянные участники различных научно-практических конференций, экологических акций, субботников. В акции «Чистый лес - чистый парк - чистый сквер» принимали участие не только ребята из экологического отряда, но и многие другие обучающиеся нашего лицея. На территории лицея высажена «Аллея поколений». Экологический отряд принимал участие в общественной акции «Чистый дом, чистая улица, чистый двор». | ||
+ | [http://fotofilmi.ru/video/d5cfbb87cb18d42/Ekologicheskiy-otryad Акции экологического отряда] | ||
==Традиции, связанные с праздником (как отмечается)== | ==Традиции, связанные с праздником (как отмечается)== | ||
Строка 77: | Строка 85: | ||
*[http://www.publicant.ru/Demo/611505.htm Природы краса. Анатолий Никифорович Санжаровский] | *[http://www.publicant.ru/Demo/611505.htm Природы краса. Анатолий Никифорович Санжаровский] | ||
*http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/les-v-narodnykh-traditsiyakh-i-obychayakh | *http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/les-v-narodnykh-traditsiyakh-i-obychayakh | ||
+ | *Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001 | ||
</div> | </div> |
Текущая версия на 15:32, 24 декабря 2013
Проект В главной роли - Природа
Содержание |
[править] Список команд
- Команда "Радуга" - МБОУ СОШ №7 им. А.П.Гайдара, г. Арзамас Нижегородской области
- Команда "Витаминки" МОКУ "Тюкалинский лицей" г. Тюкалинска Омской области
[править] Название экологического праздника
Международный день леса или Всемирный день защиты лесов
[править] Дата основания праздника
21 марта 1971 года.
[править] История праздника
Впервые предложение отмечать Международный день леса прозвучало на 23-й Генеральной Ассамблее Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 г. Годом позже Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН (ФАО) поддержала идею Международного дня леса как повод информировать общество о важности сохранения лесов. Было принято решение о праздновании этого дня ежегодно по всему миру 21 марта – в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии
[править] Роль праздника в поддержании благоприятной экологической обстановки на Земле
Площадь лесов на нашей планете давно и неуклонно сокращается. Исторически это связано с ростом численности населения и преобразованием лесных территорий для различных нужд. По некоторым оценкам, за последние десять тысяч лет человек уничтожил 26 млн. кв. километров лесов. Но наряду с этим леса гибнут от воздействия пожаров, насекомых-вредителей и болезней, неблагоприятных погодных условий и других причин.
Уменьшение площади лесных массивов ведет к негативным процессам, имеющим глобальное значение: эрозии почв, сокращению разнообразия растительного и животного мира, деградации водных бассейнов, увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, снижению объема промышленной и топливной древесины, а в конечном итоге – к уменьшению потенциала жизнедеятельности человечества.
Таким образом, процесс сокращения площади лесов и их деградации стал международной проблемой, требующей совместного решения всех стран мира. Основная задача Международного дня леса – повысить осведомленность жителей планеты о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах по защите, воспроизводству и восстановлению. В этот день по всей Земле проводятся разнообразные мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений.
Международный день леса активно отмечается и в России. Лес – национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле.
В этот день повсеместно в большинстве стран мира проводятся разнообразные акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений, – это и информационные мероприятия, и всевозможные конкурсы и выставки, и кампании по высадке деревьев, и различные флешмобы.
Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в акциях "Марш парков", "Сохраним!", в трудовых десантах в Пушкинской роще г. Арзамас, в посадке деревьем, озеленении пришкольной территории. В рамках межрегионального проекта "Нам жить на этой земле" мы участвовали в акции "Зеленая зона у каждого дома"[1][2]. Участвуя в муниципальном проекте "Эколабиринт-2013" приняли участие в акции по сбору макулатуры "Бумажный бум!".
Команда «Витаминки» - участница экологического отряда «Экологическая тропа». Наши ребята - постоянные участники различных научно-практических конференций, экологических акций, субботников. В акции «Чистый лес - чистый парк - чистый сквер» принимали участие не только ребята из экологического отряда, но и многие другие обучающиеся нашего лицея. На территории лицея высажена «Аллея поколений». Экологический отряд принимал участие в общественной акции «Чистый дом, чистая улица, чистый двор». Акции экологического отряда
[править] Традиции, связанные с праздником (как отмечается)
Народные традиции и охрана леса.
Под влиянием древних языческих ритуалов, современных религий, различных литературных примеров, научных толкований, местных обычаев сформировались народные приметы, суеверия и праздники, связанные с лесом. Занимаясь экологическим воспитанием, люди поройзабывают возрождать народные обычаи, традиции и обряды, которые формировали любовь к лесу.
Чуваши, литовцы, славяне, мордва считали дуб святым, так как он олицетворял мощь, силу.
Славяне считали, что сохранились дубы, росшие « ещё до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался вокруг на всей вселенной только один «окиян-море».
Алтайцы почитали кедр. По сибирским деревням ходила экологическая загадка «Не бей меня, залезь на меня, есть у меня».
В Киевской губернии ни один крестьянин бы не стал рубить или корчевать бузину, опасаясь, как бы она не рассердилась и не послала бы на семью порчу и несчастье. Её не жгли, опасаясь, что домашняя птица непременно вся погибнет, а в печь ударит молния. Такие существовали поверья.
У таджиков испокон веков под охраной находился платан восточный, а у грузин – тис.
Особое место в народной охране природы занимали природные или заповедные рощи. Были они у удмуртов, мари, дагестанцев, сибирских племён, чувашей, кое-где сохранились и по сей день. Некоторые из них вошли в состав заповедников – Кавказского, Алтайского.
А вот один интересный факт: у малых народностей, живущих в лесах, никогда не было присущей многим чисто земледельческим народам боязни леса, антагонистического отношения к нему. О лесе говорили: наш поилец и кормилец. Рубить дерево понапрасну даже в глухой тайге, у коми, например, воспрещалось нормами народной морали.
В святых рощах манси запрещалось рубить деревья, ломать ветки, нарушать дёрн, косить траву. В неположенное время буряты боялись в эти рощи заходить. По мнению мари и удмуртов, особая творческая сила живёт в этих священных рощах. Она, как и человек, болеет, страдает. Вредно для неё зависть и сквернословие. Считалось, что в будничной жизни очень трудно сохранить творческую силу, поэтому для неё и выделялись специальные рощи, ключи. В определённое время, когда её мощь достигала максимума, например, весной, во время цветения ржи, она принимала вид бабочки и распространяла вокруг свою благодать (силу). Вокруг таких заповедных рощ объединялись люди, живущие иногда за десятки вёрст. Через каждые три года там происходили моления с общей трапезой, символизирующие мир, дружбу, единение.
В Северной Осетии местное население до сих пор охраняет священную рощу Хетага возле села Суадаг – единственный уцелевший островок леса на осетинской равнине. Отдельные вековые экземпляры тиса, саксаула сохранились в Закавказье и в Средней Азии благодаря религиозным мотивам на кладбищах и у монастырей.
Различные народные предрассудки и предубеждения часто способствовали охране лесных богатств. Например, белорусы считали, что тот, кто сломит или срубит рябину, тот скоро умрёт сам. На Руси долгое время охранялись так называемые подсельбные - усадебные деревья. «Подсельбное дерево рубить нельзя» - передавалось из поколения в поколение. Сельские сходы сибирских и архангельских крестьян часто объявляли кедровники и лиственничники священными угодьями. Здесь запрещались все виды хозяйственной деятельности человека, а сбор орехов разрешался только после их созревания. Не менее строгий был общественный надзор за охраной леса от пожара. В.К. Рахилин в книге «Природоохранное движение в России» рассказывает о том, что на территории современного Приморья виновные в возникновении пожара подвергались порой смертной казни.
А вот как описывает охрану леса знаток русского языка В.Даль: «Заповедать лес, запретить в нём рубку: это делается торжественно – священник обходит лес с образами, или даже с хоругвями, при народе и старшинах, поют «Слава всевышних» и запрещают въезд на какое-то число лет». Надо сказать, что такой способ оказывался эффективнее сторожей и суровых законов и многие калужские помещики, как писал путешественник Василий Зуев в 1787 году, приказывали «своим попам ежегодно обходить лесные дачи с образами и святою водою и заклинать того, кто дерзнёт возложить секиру на дерево, своего роста не достигшее».
7 июля – Иван Купала. Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Издревле принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек разжигать обрядовые костры, через них бросали венки, прыгали. Огни в эту ночь считались чудодейственными, огонь для костра добывался трением дерева о дерево, и называли этот огонь «живым, лесным, лекарственным».
Ещё одна старинная традиция – ставить в доме украшенное хвойное дерево (ель, сосну, пихту) в честь праздника Нового года. Не существует даже точных данных, сколько же их ежегодно вырубается государственными заготовителями и браконьерами. Одно ясно – эта традиция сродни колоссальному пожару, ежегодно уничтожающему миллионы хвойных деревьев. От браконьерских налётов страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах.
Обычай устраивать под Новый год ёлку в России приписывают Петру 1. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 года обязал украшать дома и улицы ветками сосновыми, еловыми или можжевеловыми. Первая же публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году, в Киеве – в 1878 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков. Но если в то время население было малочисленнее, а хвойные леса богаче, то эта традиция была не столь губительна для природы, как сейчас. В 1920 годах традицию устройства новогодних ёлок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь. По-видимому, имеет смысл пропагандировать красочно оформленные ёлочные букеты. Ущерб природе будет нанесён значительно меньший.
Обычаи, традиции, поверья, приметы передаются из поколения в поколение, становясь действенным средством воспитания и пропаганды положительного или отрицательного отношения к природе. Это объясняется их большей эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью по сравнению с другими формами и методами пропаганды. Следует кропотливо отыскивать, тщательно изучать, возвращать к жизни полузабытые народные лесоохранительные традиции, поверья, обряды, особенно местные, популяризовать их. В деле пропаганды охраны природы нельзя забывать и религиозную аудиторию, являющуюся потенциальным хранителем и распространителем как антиэкологических, так и природоохранных поверий и предрассудков. Стратегия охраны природы нуждается в координации с мировыми религиями – исламом, буддизмом, христианством, так как их исповедуют сотни миллионов людей.
[править] Дополнительная информация
(народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, небольшие собственные стихотворения и иллюстрации,другое)
[править] Источники информации
- Природы краса. Анатолий Никифорович Санжаровский
- http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/les-v-narodnykh-traditsiyakh-i-obychayakh
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001