Экскурсионный маршрут по историческому центру Санкт-Петербурга

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Авторы : Команда "54 регион" МКОУ Сокурская СОШ Мошковского района Новосибирской области

Тема экскурсии: Исторический центр Санкт-Петербурга как объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Цель маршрута: Провести виртуальную экскурсию по историческому центру Санкт-Петербурга.

Задачи:

  1. Подобрать объекты, которые относятся к историческому центру Санкт-Петербурга;
  2. Выявить особенности объектов экскурсионного маршрута;
  3. Выяснение причин по которым Исторический центр Санкт-Петербурга отнесли к объектам культурного наследия ЮНЕСКО.
  4. Разработка маршрута экскурсии по Санкт-Петербургу;
  5. Обозначение экскурсии на карте города;
  6. Подведение итогов экскурсии.

Актуальность выбора экскурсионного маршрута.

В прошлом году мы с учащимися нашей школы на весенних каникулах совершили незабываемое путешествие в Санкт-Петербург. Этот город на Неве оставил в нашей душе массу приятных воспоминаний и мы не задумываясь выбрали проведение экскурсионного маршрута по этому красивейшему городу.

Описание объектов маршрута

Исторический центр города охраняется множеством организаций, самая известная из которых — ЮНЕСКО. Решение о включении Санкт-Петербурга в число памятников всемирного наследия было принято еще 1990 году (одновременно в него попали Московский Кремль и погост Кижи). Процесс мог идти гораздо дольше, если бы чиновники не приняли волевое решение объединить в один пункт сразу 80 памятников, подробно указанных в приложении. Но самый интересный объект охраны — это уникально низкая линия горизонта. Вот уже больше 200 лет в центре города нельзя строить дома выше Зимнего дворца. Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (более 400), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов.

Возникновение Санкт-Петербурга связано со стремлением русского царя Петра I укрепиться в стратегически важном районе на берегах Балтийского моря. Город был заложен по царскому приказу в 1703 г., а в 1712 г. сюда, на берега Невы, была переведена столица государства.

Одним из первых крупных сооружений стала каменная Петропавловская крепость. Силуэт этой крепости во многом определяет Петропавловский собор, заложенный в июне 1712 г. и полностью завершенный в 1733 г. Его колокольня увенчана 34-метровым шпилем с фигурой ангела, держащего крест, и имеет высоту 88 м. Под сводами Петропавловского собора в 1725 г. был погребен император Петр I, и с того времени этот храм стал царской усыпальницей. Другие крупные постройки первого этапа формирования города – здания Меншиковского дворца, Двенадцати коллегий и Кунсткамеры на набережной Большой Невы со стороны Васильевского острова, летний дворец Петра I в Летнем саду, два собора Александро-Невского монастыря. Была возведена и центральная часть Адмиралтейства, увенчанная башней с золоченым шпилем.

В середине XVIII в. был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга, предусматривавший развитие города вдоль трех главных лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, главным из которых стал знаменитый Невский проспект. С 1740-х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал В.В.Растрелли, который создал один из выдающихся памятников петербургского барокко – Зимний дворец, служивший многие годы главно й резиденцией русских царей. По проектам Растрелли были воздвигнуты также: ансамбль Смольного монастыря, отличающийся богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты, роскошные дворцовые комплексы для графа М.И. Воронцова, барона С.Г. Строганова и другие здания.

В 1760-е гг. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с принятием нового градостроительного плана и с постепенным переходом от барокко к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барочного стиля свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций.

Из гражданских зданий города, представляющих эту эпоху, достойны особого упоминания Эрмитаж, Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт, Большой Гостиный двор, Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека. Этот период представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов – Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков – для Алексея Разумовского, Таврический – для Григория Потемкина. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у Летнего сада был сооружен Михайловский (Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом.

В первой трети XIX в. Санкт-Петербург становится главной в России ареной утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь русский ампир достиг самых блестящих успехов, воплотившись в творениях А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, К.И. Росси, А. Монферрана и других зодчих.

В начале XIX в. город украсили такие памятники-ансамбли как Казанский собор на Невском проспекте, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами.

С именем крупнейшего мастера ампира Карла Ивановича Росси связано создание Дворцовой площади с 700-метровым фасадом Главного штаба, аркой и Александровской колонной, которая стала не только украшением Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся памятников мирового зодчества. К первой половине XIX в. относятся также Исаакиевский собор, самый большой в Петербурге, который строили 40 лет, триумфальные ворота и т.д.

Для градостроительства второй половины XIX в. характерны отход от классицизма и появление разных стилизаторских течений – неоготики, неоренессанса, необарокко, «русского стиля». Они нашли отражение в облике Московского вокзала, некоторых других церковных и гражданских зданий.

Во Всемирное наследие включен не только исторический центр современного Санкт-Петербурга, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин (Царское Село), Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, это также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами, крепость Шлиссельбург, плюс еще целый ряд историко-культурных памятников.

Самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф – Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением Версаля с каскадами Марли. Здесь был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж и Верхнего парка с роскошным Большим дворцом, построенным Растрелли. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур. Этот дворцово-парковый ансамбль занимает площадь около 1 тыс. га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и павильонов. <embed src="//www.youtube.com/v/yCQRNob6gps?version=3&hl=ru_RU" type="application/x-shockwave-flash" width="560" height="315" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> Все перечисленные выше объекты, образующие номинацию «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», охраняются ныне в составе нескольких музеев-заповедников, или имеют статус памятника истории и культуры.

Ссылки на используемые источники.

  • Портал культурного наследия России.[1]
  • Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. [2]



Проект Жемчужины Земли

Персональные инструменты
Инструменты