Эйнгорн, Эрих
Содержание |
Биография
Родился он в Праге в 1928 году в семье юриста. В шесть лет пошел в начальную школу, в одиннадцать — поступил в классическую гимназию, а через три года — в языковую школу, затем стал учеником радиомеханика. Еще школьником он впервые взял в руки фотоаппарат и был очарован им, как чудом.
В период фашистской оккупации был сослан в концлагерь. Ему удалось бежать из концлагеря и перебраться за линию фронта. В 1945 году в шестнадцать лет становится фотокорреспондентом при штабе в Кошице правительства Национального фронта чехов и словаков.
По окончании войны в Праге работает в фотоотделе Министерства информации. Одновременно приобщается к любительской кинематографии, пробует силы в качестве сценариста, монтажника и ассистента кинорежиссера. Поступает работать шахтером в Остравско-Карвинский угольный бассейн, но вскоре из-за тяжелой болезни ему пришлось вернуться домой. Учится в Графическом техникуме на отделении фотографии у известного чешского мастера Богумила Штястного. По окончании он фоторепортер, а затем — заведующий отделом газеты «Вечерняя Прага».
Эрих Эйнгорн сумел избежать заурядного ширпотреба в газетных снимках. В каждом объекте съемки он стремился подняться над конкретным заданием, уловить в нем тот или иной мотив, возвыситься до обобщения, запечатлеть событие в яркой, неожиданной форме. Среди многих своих коллег по ежедневной репортерской работе, полагающихся, как правило, на волю случая и собственную техническую искушенность, он вскоре выделился глубоко вдумчивым подходом к работе, усилиями преодолеть рутину, осознанными поисками творческих приемов в достижении выразительных, эмоционально окрашенных решений. Это были поиски правды жизни, не ограничивающиеся запечатлением сиюминутного факта и бездумным щелканьем затвора фотоаппарата.
Эрих Эйнгорн вступил в журналистику, когда в газетах господствовала так называемая «тематическая фотография», и фотографии вообще отводилась вспомогательная роль без перспективы самостоятельного жанра. Идя наперекор устоявшимся взглядам Эрих Эйнгорн, утверждал социальную и художественную значимость искусства фотографии в периодической прессе, в духовной жизни общества.
По мнению Эриха Эйнгорна фотокорреспондент смотрит на мир не через окошечко видоискателя, а сквозь призму своего сознания, работает не столько аппаратом, сколько головой и сердцем. Творчество Э. Эйнгорна обширно и многогранно. На страницах периодической печати систематически появлялись фотографии, под которыми стояло его имя. Тысячи отснятых сюжетов, тысячи находчиво, талантливо решенных тем. Рост количества успешно решенных задач не только умножал его опыт, но и число заказов. Собственные успехи разжигали азарт, катализировали новые самостоятельные поиски. В итоге он, признанный мастер, стал «свободным художником». Новое положение не сделало, однако, его жизнь менее напряженной. Неуспокоенность, неутоленность — удел истинно творческих натур.
Эрих Эйнгорн подготовил и выпустил в свет множество прекрасных альбомов, в которых с большой любовью представлена жизнь Чехословакии второй половины 20 века, бесценные памятники ее истории и культуры, красоты ее природы. Есть в творчестве фото-художника и страницы посвященные Москве и другим городам России.
О профессии
Каким должен быть фотограф
В зависимости от того, каковы ваши творческие устремления, выбирайте себе сферу деятельности и метод работы. Никто не родится репортером, для которого достаточно долей секунды, чтобы оценить все основные и важные черты сюжета, и не каждому хватает терпения, чтобы вникнуть во все тонкости снимаемого сюжета, чтобы осуществить свой замысел.
Качество фотографии зависит прежде всего от самого фотографа. Нельзя, конечно, судить по одному снимку, ведь он может быть случайным. Однако общий стиль работы всегда совершенно определенно выдает характер, глубину мысли и вкус автора. Если вы хотите получать хорошие снимки, то прежде всего должны упорно работать над собой. Тогда вам будет что сказать своими снимками.
Фотограф и особенно фотокорреспондент должен обладать быстрой реакцией и хорошим вкусом, быть находчивым, быстрым, изобретательным, терпеливым и дисциплинированным, иметь организаторский талант. В вашей власти овладеть этими качествами.
Следующий важный фактор работы — незаметность и естественность ваших действий. Это значит, что нужно научиться так, носить фотоаппарат и обращаться с ним, чтобы не привлекать к себе постороннее внимание. Никогда не следует носить его на шее или на животе с открытым футляром, чтобы он сразу бросался в глаза. Охотник, который пойдет в лес с ружьем через плечо, с хромированным блестящим стволом и при этом будет прыгать и свистеть, не подстрелит даже хромую сороку. То же самое и при фотосъемке. Тот, кто любит бросающиеся в глаза фотоаппараты и привлекает к себе слишком много внимания, тот немного снимет. Быть незаметным, однако, не значит иметь миниатюрный фотографический аппарат. И с большим фотоаппаратом и даже с применением штатива можно добиться того, чтобы вас никто не замечал. Все зависит от того, как вы себя ведете, спокойно ли все делаете, естественно ли, без лишней суеты, без нервозности. Окружающие реагируют на это очень чутко. Ваше напряжение, волнение, отклонение от будничности привлечет внимание окружающих.
Фотография не может существовать сама по себе — без связи с кино, литературой, музыкой, изобразительным искусством, поэзией, театром. Читайте, посещайте театры и кинотеатры, концерты, музеи, следите за выставками изобразительного искусства, живописи, скульптуры, графики и фотовыставками.
И еще: по возможности не расставайтесь с фотоаппаратом. Самые интересные сюжеты чаще всего встречаются, когда фотоаппарат забыт дома. Чем бы вы ни занимались, дорогие друзья, по результатам вашей деятельности судят о вас. Скажи мне, что и как ты фотографируешь, и я скажу, кто ты.
О фотокорреспонденте
Репортажная фотосъемка — оперативная информация, которая должна отвечать на вопросы: где, когда, что, как, почему? Предпосылкой успеха служат знание действительности, умение наблюдать, быть начеку и совершенное владение фототехникой. Поэтому удобны фотоаппараты малого и среднего формата. Наиболее выгоден средний формат.
Не столь важно наличие сменных объективов и разных принадлежностей для фотоаппаратов. Важно, чтобы вы хорошо знали возможности своего фотоаппарата и при работе почти не рассуждали....пока вы решите, как снимать, событие может исчезнуть. Очень важно, чтобы вы научились до некоторой степени предугадывать события, предвидеть, когда, что и где будет происходить. Тогда можно наперед продумать снимок и подготовиться к съемке, найти точку съемки и произвести наводку на резкость и т. д. Но точку съемки, которая вам приглянулась, надо занять в самый последний момент, чтобы вы понапрасну не привлекали к себе внимание. Быстрое и основательное продумывание приносит гораздо лучшие результаты, чем спешка. После того как снимете кадр, отойдите в сторону.
Лозунгом фоторепортера должно быть: самому видеть, но чтобы тебя при этом не видели. Часто незначительные на первый взгляд, посторонние явления могут оказаться гораздо более типичными и более убедительно в данной обстановке выражать событие, нежели непосредственно оно само. Общее решение снимка должно быть простым, более похожим на плакатную форму, что больше соответствует требованиям репродукции в печати. Если возможно, старайтесь пространственно располагать детали объекта в кадре.