Церкви г.Кунгура

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Церкви города Кунгура.

Музыка, застывшая в камне.

Как взрыв в пучине океана

Взметнувший столб морской воды,

Вознёсся храм, сверкнув в тумане

Венчанным золотом главы.


В нём столько музыки и света,

Непоказного торжества,

Когда по утру, на рассвете

Зовут его колокола.


А облака плывут, как годы,

Над рукотворной красотой,

И отражают профиль воды

В реке зеркально-золотой.


Кунгур испокон веку украшали церкви. Ещё до постройки города, на его месте в селе Мысовском была Благовещенская церковь, которая впоследствии сгорела. После постройки города и кремля первой церковью Кунгура бала небольшая Параскевинская, в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, покровительницы кунгуряков. Первым же каменным храмом был Благовещенский, который был разрушен в 30-е годы ХХ века.


ХРАМ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Первые исторические данные об Ус¬пенской церкви относятся к 1716 году. Эта деревянная церковь существовала до второй половины XVIII века, а затем сгорела. Находилась она в подгорной части города, между Сылвой и Иренью. На месте сгоревшей в 1750 году начато было строительство каменной Успенской церкви с приделом во имя святителя Стефана. Делалось это на средства прихожан и преимущественно на средства Ивана Михайловича Хлебникова, бывшего долгое время президентом Кунгурского магистрата и имевшего значительную торговлю. Главный Успенский храм освящен 16 июня 1761 года, правый придел во имя Святителя Стефана Великопермского был освящен раньше, 15 февраля 1755 года, преосвященным Антонием, епископом Вятским и Великопермским. Успенская церковь, первоначально небольшая, разделялась на две части: теплый храм с трапезой и Стефановским приделом и холодный храм — главный Успенский. Колокольня примыкала к самой трапезе. Храм был увенчан пятью главами. Такой Успенская церковь просуществовала около ста лет. В 1850 году купцы Кирилл Егорович Кузнецов и Василий Григорьевич Юхнев получили разрешение на строительство придельного храма с северной стороны в симметрию со Стефановским приделом. Новый придельный храм во имя Покрова Божией Матери был заложен 24 июня 1851 года, а освящен 14 ноября 1854 года настоятелем. До закрытия Успенский храм в Кунгуре был самым просторным и богато украшенным. Длина его от паперти до иконостаса холодного храма составляет 14 сажен. Колокольня была высотой 28 сажень, с богатыми колоколами.

ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь во имя Тихвинской Иконы Божией Матери построена на пожертвования разных лиц, а главное, на средства воеводы Юрия Афанасьевича Матюнина, который внес 700 руб. В 1758 году был построен и освящен каменный придел во имя Иоанна Богослова. 24 мая 1763 года произошло освящение главного каменного Тихвинского храма. В 1775 году купец Егор Юхнев устроил при Тихвинской церкви богадельню для мужчин, а его сын Василий впоследствии внес в казну деньги на устройство при этой церкви училища, которое и было открыто в 1789 году. В 1801—1802 годах построена каменная ограда, часть которой сохранилась до наших дней. Церковь была возведена на горе, возвышающейся над Сылвой. Первоначально небольшая, она разделялась на две части: главный, холодный Тихвинский храм, выделявшийся на восток, и придельный, теплый, во имя Иоанна Богослова, — по правую сторону главного храма, отделявшийся от него небольшой аркой и стеклянными дверями. Каменная колокольня при¬мыкала к храму с западной стороны. В таком виде Тихвинская церковь существовала до 1881 года. Данная церковь относится к храмам трапезного типа. Построена церковь из красного кирпича с использованием для декоративных элементов фигурного лекального кирпича. Перекрытия сводчатые, с металлическими тягами. Фундаменты бутовые, кровля металлическая. Двусветный основной храм увенчан пятиглавием. Малые главы расположены по углам четверика (в настоящее время сохранилось восьмигранное основание барабана центральной главы). Углы основного храма выделены пилястрами. Профилированный карниз украшен пояском «жучкового» орнамента.

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ХРАМ

Начало строительства этой церкви от¬носится к 1773 году. Прежде на этом месте находилась кладбищенская часовня. Церковь каменная, с приделом. Холодный храм в честь Иоанна Предтечи и тёплый. придельный, в честь св. Николая Чудотворца. Холодный храм освящен 29 мая 1787 года, а придел — 2 декабря 1792 года. Храм был приписан к Благовещенскому собору, поэтому и богослужение до 1835 года совершалось в нем соборным причтом. Иногда служили священ¬ники других церквей города. 1872 году при утверждении штатов Предтеченская церковь оставлена приходскою, но все же приписали ее к Тихвинской церкви. А уже в начале 1873 года Пермским строительным отделением был со¬ставлен и утвержден план по перестройке храма. Большая часть материалов и денег для переустройства была получена от А. С. Губкина. Работы предстояли большие. Поначалу требовалось построить на главном храме четыре новых главы, что и было сделано в 1873 году. 23 сентября 1873 года совершили закладку нового Никольского придела. В 1994 году была открыта детская и взрослая воскресные школы. В середине сентября 1997 года маковка колокольни ярко засияла, покрытая стальным листом с титановым напылением. В 1996 году этот храм посетил Патриарх Всея Руси Алексий второй.

ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Всехсвятская церковь была построена за пределами города на северо-восточном кладбище кунгурским купцом Петром Степановичем Фоминых на капитал его тестя, купца Федора Лаврентьевича Шмакова, и освящена 1 июня 1847 года Преосвященным Аркадием. Она возвышалась на Ледяной горе, над Карасьим озером. Небольшая, но красивая церковь имела вид креста, состоящего из апсиды, четверика храма и притвора с колокольней. Архитектура здания во многом повторяет формы Вознесенской церкви. Четверик — кубический, сильно вытянутый вверх, од¬ноэтажный, двусветный. Южный и северный фасады имеют одинаковое офор¬мление. В верхней половине проходит аркада с тремя полуциркульными окнами и четырьмя окнами-нишами. Между ними располагаются лопатки. Выше и ниже этой аркады проходят ступенчатые карнизы. В нижней части четверика слева размещены полукруглые входы. Четверик завершается ложным куполом, который маскирует сомкнутый свод. Венчает купол вытянутый вверх глухой восьмерик с луковичной главой. Шейка главы толстая. Апсида церкви полукруглая. Имеет два полуциркульных окна и размещен¬ный между ними киот с изображением сцены из Библии. Окна имеют наличники — обводы. Церковь выстроена из кирпича на известковом растворе, фундаменты из бутового камня. Крыша покрыта листовым железом. Внутри и снаружи храм оштукатурен. Колокольня примыкает к самой трапезе храма, на ней было семь колоко¬лов, весу в которых 141 п. 20 ф. Церковь была в достатке снабжена церковной утварью и ризницей. По устройству приписана к Преображенскому храму, причт которого и служил здесь в некоторые дни литургии, а также, по просьбе граждан, служили в ней причты и других церквей города. В 1887 году начата постройка каменной ограды вокруг могил. Городская управа выделила на это 300 руб., да 1000 руб. пожертвовал купец Иван Егорович Кобелев. Организовал строительство ограды староста церкви Дмитрий Иванович Елтышев. Закончена она в 1890 году. В самостоятельную приходскую общину церковь выделена в 1896 году. Содержался храм за счет процентов от капитала, пожертвованного от¬ставным рядовым Феоктистом Ивановичем Рябовым. В 3 км от церкви, вблизи тракта, на горе, существовала до ее постройки деревянная часовня во имя Симеона Верхотурского-чудотворца и св. апостола Фомы, которая в 1913 году заменена на кирпичную. После постройки Всехсвятского храма к этой часовне в первое воскресе¬нье после Пасхи, в неделю св. апостола Фомы, совершался ежегодно крестный ход и служился молебен. Кроме того, под горой, вблизи тракта была кирпичная часовня во имя св. равноапостольной княгини Ольги, построенная в 1826 году в память избавления города от моровой язвы. Всехсвятская церковь находилась на кладбище, и большая часть отпева¬ния усопших проходила в ней. Панихиды на могилах служил священник этой церкви. У церкви своих прихожан не было, на службу приходили все желающие, со всего города. Доходы в 1915 году составляли 1887 руб. Они складывались из доброволь¬ной платы прихожан за все виды требоотправления и из процентов с вкладов на вечное поминовение во Всехсвятской церкви. После октября 1917 года здание храма стало государственным, а община прихожан его арендовала и платила налоги. В ноябре 1919 года настоятелем Всехсвятской церкви стал Александр Ершов. Все кунгуряки отличали его ум, образованность, обаяние. В 1944 году кроме настоятеля в церкви служили священники о. Александр Шувалов и о. Михаил Луканин, диакон Александр Пихтовников. Старостой была Александра Антоновна Зуева. Пело два хора. Регентом на правом хоре была бывшая послушница женского монастыря Мария Николаевна Лашева, которая впоследствии 10 лет руководила этим хором. Богослужение совершалось ежедневно, а в воскресенье и праздничные дни служили две литургии. С марта 1945 года вместо диакона А. Пихтовникова начал служить в храме диаконом вернувшийся с фронта по ранению ног Арсений Федорович Пантелеймонов, прослуживший во Всехсвятском храме 43 года (умер 3 апреля 1988 года). За годы войны Всехсвятская церковь сдала в фонд обороны 174 320 рублей. Оказывала шефскую помощь городской больнице, госпиталям, проводила сбор теплых вещей и посылок для фронта. Устраивала сбор пожертвований сиротам, детям погибших воинов.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В 1833 году поступило разрешение Священного Синода на постройку кладбищенской церкви во имя Вознесения Господня. План и фасад утверждены 20 марта 1833 года членом строительного комитета Иосифом Шарлем. Сред¬ства на строительство пожертвовали кунгурские купцы Иван Хлебников, Яков Одинцов и Николай Рязанов. Храм заложен 4 мая 1833 года на юго-восточном кладбище протоиереем Благовещенского собора Петром Луканиным, а закончено строительство в 1844 году. В совокупности всех частей здание имеет форму креста. В длину храм с колокольней был 16 сажен, а в ширину — 6 сажен. Внутри он разделялся на две части капитальной стеной: одна половина с куполом — холодный храм в честь Вознесения Господня, другая — теплый храм в честь Иоанна Златоуста. Обе части соединялись маленькой дверью. Внутри храм был довольно вместительным, светлым, в виде квадратной палаты с круглым куполом. Иконостас деревянный, столярной работы, в три става, украшен резьбой, резьба вызолочена. Это был старинный иконостас, перенесенный из Кунгурской Успенской церкви. Придельный теплый храм в честь Иоанна Златоуста поменьше, но устроен также в виде квадратной палаты. Вознесенская кладбищенская церковь построена в тот период, когда классицизм, даже в провинции, начал сдавать свои позиции. Она относится к типу однокупольных церквей без барабана, распространенных только в Прикамье. В оформлении различимы черты, связывающие ее с церковью Всех скорбящих в Петербурге Л. Руска и с казанским памятником павшим воинам Н. Алферова. Приписана она к Благовещенскому собору, причт которого и исполнял в ней богослужения в некоторые дни. По желанию прихожан богослужение в этом храме совершали священники и из других городских церквей. С 1910 года по Указу Синода № 11337 от 24 августа 1910 года был положен свой священник и псаломщик. Доходность церкви первоначально была небольшой. Например, в 1859 году доходов поступило всего 37 руб. 95 коп., однако уже к 1890 году они увеличились до 600-700 руб. в год. В 1872/1884 годах на добровольные пожертвования кунгуряков вокруг кладбища была построена с трех сторон каменная ограда. Обошлась она в 3670 руб. 50 коп., кроме того было пожертвовано 56 тыс. штук кирпича. С запада ограды не было, так как там был крутой склон горы. В 1940 году власти закрыли церковь, опечатали, заколотили окна и двери. Позднее сбросили кресты и колокола. Но этот Божий храм, светоч русского зодчества, выстоял, уцелел! Правда, используется не по назначению. Что только в нем ни размещалось: и клуб, и овощехранилище, и хлебный склад. А последние десятилетия располагаются в нем цеха телефонного завода.

Файл:Церкви Кунгур.jpg

Вернуться на Культурное наследие Кунгура и Кунгурского района (п. Комсомольский)

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта