Творчество Щедрина Феодосия Федоровича

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"


Содержание

Щедрин Феодосий Фёдорович (1751 — 1825)

Федос Щедрин

Сверстником Козловского был выдающийся скульптор Феодосий (Федос) Федорович Щедрин - представитель династии художников: его старший брат Семён и сын Сильвестр были пейзажистами. Он был сыном гвардейского солдата. Отец определил его в тринадцатилетнем возрасте в воспитательное училище при Академии художеств, где обучался уже четвертый год его старший брат Семен Щедрин. Федос вскоре начал учиться скульптуре у профессора Жилле и выдвинулся среди сотоварищей.

Уже в 1769 году он вылепил многообещающий этюд натурщика с грузом на плечах, отлично передав движение, напряженную мускулатуру. За первой серебряной медалью, присужденной за эту работу, последовала малая золотая медаль за барельеф "Посягательство Рогнеды на жизнь князя Владимира". Барельефные композиции "Греческий философ Кирилл показывает князю Владимиру завесу с изображением Страшного суда" и "Изяслав Мстиславович на поле брани" были удостоены большой золотой медали. Эта награда давала право на четырехлетнее пенсионерство.



Поездки по Европе

В 1773 году Щедрин выехал в Италию во Флоренцию. Затем отправился в Рим. Пребыванием в Риме Щедрин остался доволен. Щедрину не хотелось покидать "вечный город" но, подчиняясь предписанию Академии, он уехал в Париж. В 1774 году молодой художник начал работать у Габриеля Аллегрена.

"Марсий"

"Марсий"

Первая вещь, сделанная им в Париже, "Марсий" - произведение трагического звучания. Марсий, осмелившийся на своей флейте вступить в соревнование с лирой Аполлона, был жестоко наказан: привязанный к дереву, он ждет, чтобы с него была содрана кожа.

Особую жизненность и выразительность сообщает статуе то, что скульптору удалось сочетать два противоположных мотива и даже две последовательные стадии: борьбу и упадок сил, порыв к освобождению и отчаяние. В туго натянутых, резко выступающих мышцах, в беспокойных складках плаща еще чувствуются тщетные попытки освободиться от уз, но низко опущенная голова говорит о бессилии обреченного страдальца.

Парижские художники хорошо относились к Щедрину. Подобно другим пенсионерам Академии, Щедрин встречался с Дидро, чьи статьи о парижских салонах явились первыми образцами идейно принципиальной, страстной и блестящей по форме художественной критики. За "Марсия" Парижская академия удостоила Щедрина малой золотой медали.


Возвращение в Россию

Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы. Профессорское звание было присуждено ему в 1794 году. В 1798 году Щедрин включен в состав дирекции, ведавшей хозяйственно- административными делами Академии, а в 1818 году произведен в ректоры "за выслугой лет".

"Венера"

"Венера"

Первое значительное произведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию,- статуя "Венера" - программное произведение автора.

"Щедрин, - пишет Е.Ф. Петинова, - представил Венеру после купания, на берегу водоема. Мотив купания определяет композицию статуи". Венера стоит, чуть наклоняясь вперед, опираясь рукой о ствол дерева. Тканью, зажатой в другой руке, она отирает капли влаги с правой ноги, стоящей на мощном, выступающем из воды корне.

Изображая Венеру женщиной в расцвете красоты, Щедрин отнюдь не следовал античным канонам. Худощавая, с удлиненным торсом и короткими ногами, его Венера воплощает жизненный идеал скульптора.

Обработкой мрамора Щедрин прекрасно передает различную фактуру предметов: ниспадающие условными декоративными складками одежды богини, шероховатость кряжистого древесного ствола, острые листья болотного растения, гладкую поверхность подставки, имитирующей берег".

"Диана" и портретные работы

К середине девяностых годов относится статуя "Дианы", продолжившая галерею мифологических женских образов. Если в своей "Венере" Щедрин создал образ возвышенно-прекрасный, то уже в "Диане" мотив снижается, приближаясь к жанровому.

Скульптор продолжает много работать. Очевидно, что по характеру дарования Федос Федорович, мастер декоративной пластики, но вместе с тем он был и неплохим портретистом. Здесь надо выделить бюст президента Вольного экономического общества Нартова. Открытое русское лицо последнего освещено спокойным проницательным взглядом. Несколько архаические черты образу придает перекинутый через плечо плащ, как это свойственно традициям барокко.


XIX век в творчестве скульптора

Годы XIX века стали самыми плодотворными в жизни мастера Щедрин участвует в украшении Петергофских фонтанов, Казанского собора, здания Биржи, создает великолепный скульптурный ансамбль на башне Адмиралтейства. Для Петергофа Щедрин создал статуи "Персей", "Нева" и две группы "Сирен".

Дальнейшая карьера Щедрина сложилась довольно удачно. К 1816 году он имел звание коллежского советника и орден Владимира 4-й степени за большие заслуги в области отечественного искусства. Феодосии Федорович Щедрин умер 19 января 1825 года в возрасте семидесяти четырех лет и был погребен на Смоленском кладбище. Впоследствии прах скульптора перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, где он и покоится подле замечательного архитектора А.Д. Захарова.

Оба сына и дочь Щедрина так же связали свою жизнь с искусством.

Персональные инструменты
Инструменты