Творчество Франческо Гварди

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Команда Боги Олимпа школы 116 г. Москвы для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

Творчество/Франческо Гварди

Франческо Гварди родился в 1712 г. в Венеции. Первые уроки живописи он получил у своего брата, талантливого художника Джованни Антонио Гварди, автора алтарных композиций «Мадонна с младенцем и святыми», «Смерть св. Иосифа» и др. В мастерской старшего брата Франческо проработал почти половину своей долгой жизни. В этой же мастерской работал и младший брат Франческо и Джованни Антонио — Никколо. В начале творческого пути Франческо Гварди обращался главным образом к религиозной тематике. Он выполнил несколько алтарных композиций в традициях итальянской барочной живописи. Среди них — «Святой в экстазе», «Оплакивание» и «Распятие».

В наши дни с творчеством Гварди связывают переход в венецианской школе от ведуты - документально-точного пейзажа - к городскому пейзажу, основанному на личных впечатлениях, "пейзажу настроения". Однако при жизни Гварди не был знаменит, его произведения не пользовались особым успехом. Лишь в XIX-XX вв. творчество художника было оценено по достоинству. Образы Венеции в исполнении Гварди - романтически-печальные, элегически-грустные. Город под его кистью - пропитанное волнением и мудростью веков удивительное сооружение, обладающее притягательной силой древности. Созданная художником серия соединила в себе ослепительность и помпезность образов с обстоятельной утонченностью, присущей Гварди в трактовке свето-воздушной среды.Характерным для творчества Гварди является такой прием, как свободные вариации на одну и ту же тему — т. н. каприччо («Каприччо с пульчинеллами», «Каприччо с каналом»). Он пишет венецианский вид в различное время суток, находя в обычном пейзаже черты, которые не замечал раньше. Иногда один ландшафт приобретает в разных картинах то лирическое, то романтическое звучание. В 1782 г. Гварди исполнил два живописных цикла, получившие общее название «Празднества». Одна из лучших картин этого цикла — «Торжественный концерт». Художник удивительно точно подметил дух галантного празднества, витающий в огромном зале, в котором играет женский скрипичный оркестр. Зрителю, стоящему перед картиной Гварди, слышится музыка, наполняющая озаренный свечами зал. Легкими и свободными мазками художник пишет фигуры нарядно одетых кавалеров и дам в роскошных платьях, сверкающих серебристо-серыми, голубыми, розовыми, красными и желтыми красками. Большой интерес представляет полотно «Подъем воздушного шара в Венеции», написанное Гварди в 1784 г. по заказу прокуратора республики. Художник изображает это необычное событие на фоне венецианского пейзажа с морской лагуной, по которой плывут лодки. Зрители, наблюдающие за воздушным шаром, расположились в тени каменного навеса, поддерживаемого высокими колоннами.Замечательное мастерство художника проявилось не только в живописи, но и в рисунках Гварди. Эти рисунки исполнены пером, лишь иногда подкрашены акварелью. Большинство из них выполнено с натуры, поэтому они кажутся живыми и очень динамичными. В них отразилась тонкая наблюдательность художника, сумевшего уловить и передать на бумаге бег волны, легкое скольжение гондолы по поверхности канала, зыбкие отражения лодок в морской воде, жесты и движения людей. Очарование и изящество рисункам придают легкие, прерывистые линии.

Умер Франческо Гварди в 1793 г. Его живопись, лишенная внешнего эффекта, не была по достоинству оценена современниками. И только в XIX в. его имя заняло соответствующее место в ряду великих художников. Глубоко лиричные пейзажи Гварди предвосхитили появление т. н. пейзажа настроения в искусстве Западной Европы 19 столетия.

Персональные инструменты
Инструменты