Стеньгач, Владимир Васильевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Владимир Васильевич Стеньгач не только ветеран войны и обладатель двух орденов Отечественной войны 2-ой степени, и медалей «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За отвагу», но ещё и ветеран атомной промышленности, физик-испытатель, но самое главное он мой прадедушка.

Мой прадедушка

Прадедушка родился 10 марта 1921 года в Хмельницкой области. С детства был способным к точным наукам и после школы поехал в Киев, поступил в университет. Война застала его студентом. 22 июня 1941 года общежитие содрогалось от страшного грохота совсем рядом - немцы бомбили аэродром. Никто из студентов не хотел верить в войну – успокаивали друг друга, что это манёвры. Но потом увидели на носилках убитых и раненых. И услышали Совинформбюро… Их заявления в военкомате отклонили: «Учитесь. Надо будет – позовём». Жизнь стала похожа на страшный сон – немцы бомбили Киев аккуратно в шесть утра, эшелоны уходили на фронт, а институт перевели в Харьков. Осенью Владимир закончил курсы политработников.

Газета Городской курьер за 9 декабря 2009 года

Прадедушка попал на западный фронт. В начале декабря 1941 года началось контрнаступление под Москвой. Его часть освобождала города Малоярославец и Медынь. Бои в этот период не прекращались ни днём, ни ночью. Фашисты цеплялись за каждый населённый пункт. В домах они устраивали бойницы и дзоты. В больших сёлах для освещения они поджигали дома. Когда один дом догорал, поджигали другой. При отступлении часто сжигали всю деревню. Наши войска перерезали фашистам пути отхода, устраивали засады. Дедушка говорил, что наши были вооружены винтовками-трёхлинейками, а немцы – автоматами. Некоторых новобранцев вообще не вооружали – говорили, «в бою достанешь». В одном из боёв дедушку ранило. Он всю ночь пролежал в снегу, утром его подобрали санитары. Он помнит огромную хирургическую палатку. Где врачи ежесекундно делали операцию нашим воинам. Потом носилки – поезд - киевский вокзал - госпиталь в Казахстане. После лечения дедушка был послан на курсы артиллеристов и, будучи прикреплённым к боевому 60-миллиметровому орудию, отправился на Волховский фронт. Это было летом 1942 года.

Как свидетельствует история трёх попыток прорыва блокады, в 1942 году удар был сделан со стороны Волховского фронта, в тот момент, когда к противнику прибыло подкрепление. Наступление наших войск началось 27 августа. За 2 дня боёв мощная оборона немцев была прорвана. И наши войска, развивая успех, наступали в сторону Невы. Синявинские высоты были взяты, казалось, ещё чуть-чуть – и блокада будет прорвана. Однако в месте прорыва немцы сумели сосредоточить сильные ударные группировки и, ударив по «горловине» прорыва, закрыли кольцо окружения. Часть войск позже всё-таки вырвалась из окружения, а другая часть так и осталась гнить в Синявинвких лесах и болотах.

Расстояние между Волховским и Ленинградским фронтами в этом районе составляло 16 километров. Казалось, что не так трудно прорвать оборону и соединиться с Ленинградским фронтом. Но задерживали сильно укреплённые позиции противника фашистов и природные условия. Работать и воевать в условиях болот задача почти невозможная. Но работали и воевали: сооружали для орудий деревянные платформы, вырезали лес для организации секторов обстрела, делали бревенчатые настилы для подвоза боеприпасов. Фашисты занимали более высокие места с лучшим обзором местности. У них были прочные блиндажи и добротно оборудованные позиции. Передний край немцев был прикрыт проволочными заграждениями и минными полями. Немецкое командование перебросило под Ленинград значительную часть войск из Крыма.

Наши войска вклинивались в оборону противника на 5 км шириной и 9 км глубиной. И на этом участке всё время рвались снаряды, мины и авиабомбы. В результате такой «дуэли» весь участок суши был превращён в «вороночное поле», покрытое щепками. Вместо деревьев – пни. Немцы нанесли удар по нашим флангам у основания прорыва. Снабжение войск боеприпасами и оружием было нарушено. В конце сентября был получен приказ о выводе советских войск из района прорыва на восточный берег Чёрной речки. С болью в сердце наши солдаты покидали завоёванные позиции. Путь отхода был только через болото. Всех лошадей съели, вывезти пушки и орудия не удалось. Долго потом те, кто сумел выжить в этом огне, вспоминали с горечью Синявинские высоты. Даже песня есть такая про Синявинские высоты.

Дедушка видел Сталина, когда участвовал в параде на Красной площади. Он увидел на трибуне всех вождей: Сталина, Молотова, Калинина, Ворошилова. Все понимали, что победа близка. Только 8 мая Москва освободилась от светомаскировки. 22 июня 1945 года по ней пройдёт большой парад лучших соединений и лучших бойцов, приехавших с фронта. Правда, дедушке в нём участвовать не придётся – он будет отправлен на Дальний Восток, на войну с Японией. Эта война была короткой и менее кровопролитной. Но и там гибли наши солдаты и офицеры. Японцы с восточной изобретательностью применяли коварные приёмы борьбы. Они отравляли воду в колодцах, вводили яды в закупоренные бутылки с вином и водкой, предназначенные для наших бойцов. Убивали офицеров.

Дедушка закончил войну в звании лейтенанта. Дальше он в числе немногих вернулся на третий курс Киевского университета, окончил, попал по распределению в Арзамас-16, женился. Сейчас у него четыре внука, правнук и правнучка. Он часто рассказывает нам о том, как всё это было.

Автор статьи:--Александра Таболина 22:20, 27 апреля 2012 (MSK)

Персональные инструменты
Инструменты