Социализация
Социализация - это процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, общности людей. Социализация осуществляется в трёх основных сферах: деятельность, общение, самосознание.
- подготовка человеческого материала к социальной жизни.
Мудрик определяет социализацию как развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Процесс социализации условно можно представить как совокупность трех составляющих:
- стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
- относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определённые экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);
- относительно социально контролируемой социализации — планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания).
Социализация = процесс социального научения - Скиннер, Трондайк.
По Парсонсу, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.
Содержание |
Факторы социализации
Условия или факторы социализации можно разделить на четыре группы.
- Мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
- Макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
- Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
- Микрофакторы - непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этап ах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Результат социализации – социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Существует также подход к социализированности как к усвоению человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития.
Институциональная социализация
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Воспитание - относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие.
Модели социализации
- Сикорская Л.Е. Кризис институтов социализации современной молодежи // ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. ЮВЕНОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА. 2009. № 4. С. 258 – 265.
- ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Принудительная социализация
Принудительная социализация представляет собой модель социального формирования личности, которая опирается на средства принуждения, подавления, угнетения, насилия над индивидом в целях его подчинения и контроля со стороны социума. Принудительная модель социализации, отталкиваясь от указанной оппозиции, не гнушается всякого рода попыток принизить, дискредитировать ценность индивидуальности человека, поскольку она представляет опасность, угрозу деперсонализированному устройству общества. Принудительная модель основывается на мотивации страха, которую она питает и всячески поддерживает, прибегая к всякого рода запугиваниям и репрессиям. Именно страх становится той мотивационной пружиной, заставляющей индивидов подчиняться и действовать в угоду чужых требований, даже если они идут вразрез с их собственными желаниями. Страх избежать наказания зачастую скрывается за многими формами проявления социальной активности, которые выглядят как добровольные. В рамках принудительной модели индивиду приписывается внешняя ответственность в виде бесконечного, как правило, неисчерпаемого долга его перед обществом (группой), которому он обязан всем, что имеет (и даже тем, что он живет и дышит). Обращение к индивиду со стороны общества носит императивный характер, в приказной, распорядительско-призывной лексике. В обществе доминирует монолог, поток информации носит дозированный и однонаправленный характер без обратной связи и живой социальной рефлексии. модель принудительной социализации, по сути, есть проект, созданный индивидами, несамодостаточными, зависимыми, внутренне слабыми для производства себе подобных. Если данная модель доминирует в обществе, если в нем продуцируется бесконечный, порочный круг принуждения и насилия, то такое общество неизбежно порождает жертв социализации.
Адаптивная социализация
Социум стремится с бόльшим вниманием относиться к человеку, стремится изучать его самого, его спросы, потребности и т.д. При этом социум уже более разборчив в средствах и способах воздействия с тем, чтобы они не вызывали в ответ сопротивления и неприятия со стороны индивида, а в определенной мере отвечали его насущным потребностям. Вместе с тем, в рамках адаптивной модели, как и в принудительной практике, развивающийся индивид рассматривается как объект социализации, требующий постепенного включения в социокультурный процесс посредством обучения и воспитания в рамках установленных социальных нормами и институтами стандартов. В данной модели пара «человек – социум» как главные фигуранты социализации, также как и в предыдущей модели мыслятся изначально разъединенными, удаленными друг от друга, хотя и не обязательно противостоящими друг другу.
Социум как субъект социализации рассматривается как основной носитель социального опыта и норм, а индивид как объект есть лицо, усваивающее данный опыт, руководствующееся им и воспроизводящее его в своих действиях. При этом важно подчеркнуть, что человек в данной модели не переходит в разряд полноценного субъекта социализации. К модели адаптивной социализации можно отнести функционирование всех типов социальных общностей и групп, исповедующих принципы социального договора, демократии, придерживающихся различного рода условностей, соглашений, компромиссов, прав частной жизни, собственности и т.п., а также основных свобод цивилизованного общества.
В адаптивной модели социализации вместо прямого принуждения и давления действует сложная и разветвленная система средств социального подкрепления (положительного и отрицательного), хорошо известная по психологическим разработкам в русле необихевиоризма Б.Ф. Скиннера как программированное поведение. Индивид как бы движется в лабиринте жизни, опираясь на подсказки общества. Оно даёт ему наводящие знаки, сигналы и вознаграждения, и тем самым выводит его в нужном для себя направлении. И то, что часто воспринимается как самостоятельное достижение, на самом деле может быть не более, чем способность умело «читать знаки», т.е. адаптироваться к существующим правилам игры. Технологически задача данной модели состоит в том, чтобы продуцировать как можно больше сценариев для программирования индивидов на «все случаи жизни» с тем, чтобы контролировать, управлять поведением людей. Таким образом, адаптивная модель также формирует жертв социализации. Мотивационная основа, на которой выстраивается данная модель, представляется потребностями социального принятия, стремлением быть как все, боязни изоляции и одиночества, страха лишиться социальных благ и т.п. Но главным мотивационным источником здесь очевидно выступает стремление индивида избежать нелегкого бремени внутренней ответственности за свою судьбу и жизнь в этом мире.
Теория социального обмена, согласно которой люди обмениваются не только материальными благами, но и социальными товарами – любовью, услугами, информацией, статусом. Это означает, что, проявляя добрые чувства по отношению к ближнему, человек производит едва уловимые расчеты о вознаграждении, которые предшествуют действию. В качестве вознаграждения могут выступать соображения карьеры, повышение социальной приспособляемости, уменьшение чувства вины, упрочение своего чувства собственного достоинства и т.п.
Побудительная социализация
Побудительная социализация нацелена на то, чтобы пробудить в человеке его личность, апеллируя к его самосознанию, достоинству, совести, нравственному чувству. Данная модель исходит из фундаментального положения о единстве социума и развивающегося индивида, который не противостоит обществу и не удалён из него, а с самого начала встроен в ткань социальных связей и отношений, преломляет их в своей сущности. При этом, сам человек не растворяется в социуме, а сохраняет свою автономию, выступает носителем своего уникального образа жизнедеятельности. Природа человека в данной модели мыслится не предопределённой наличием злых и добрых начал, а как совокупность способностей, потенций и возможностей развития. Побудительная модель реализуется на базе ценности свободы воли как позитивной свободы («свободы для»), а её воплощением выступает спонтанная активность личности. Данная модель строится на признании возможности позитивной свободы, в которой, как отмечает Э. Фромм, индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с миром, с другими людьми и с природой. При этом процесс развития свободы – не порочный круг; человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством.
Ресурсом побудительной модели социализации выступает не сила власти, соблазна или манипуляции, а сила авторитета и нравственного примера, зовущего человека к полноценной реализации своей личности посредством посвящения себя ценностям добра и блага. Отсюда, данная модель полагает сугубо персонифицированный канал взаимодействия и общения, когда общество в лице власти не прячется от индивида в анонимных каналах СМИ, формальных процедурах и бюрократических нишах, а напрямую обращается к нему как личности и гражданину. При этом информация не искажается и не дозируется, а подаётся в полном и открытом виде, объективно отражая суть происходящих в социуме процессов. То есть в рамках побудительной модели социализирующее влияние оказывается по принципу «отраженной субъектности».
Общество в лице отдельных личностей, с одной стороны, обращается к развивающемуся индивиду как личности, с другой стороны, апеллируя к его самосознанию, налаживая непосредственное сотрудничество и полноценный диалог в рамках общих дел на основе взаимного участия и доверия. Элементами доверия являются разделяемые людьми взгляды на место человека в обществе, их интересы и интенции, приверженность семейным ценностям, этическим, религиозным и этническим традициям, национальное самосознание и многое другое. Доверие – то, что делает общность обществом, подобно тому как, например, законы делают систему управления – государством, поскольку сами по себе законы лишь заполняют вакуум, образующийся в условиях отсутствия доверия. Мотивационной основой побудительной модели выступает естественное стремление человека к самореализации и самоактуализации, а также любовь как высшее нравственное чувство.
Социализация в киберпространстве
Бондаренко определяет социализацию в киберпространстве как «…процесс вхождения (интеграции) пользователя в социокультурную среду посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований. Индикаторами социализации выступают уровни электронной грамотности и информационной культуры индивида…»
- Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов: Ростовский гос. университет, 2004. 319 с. (с. 90).
- Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4–9.
Интернет как институт социализации
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с од¬ной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.
Совершенно очевиден факт формирования в сетевом пространстве уникальных с точки зрения классических институциональных моделей бытовых практик, унифицированных и имеющих довольно четкую структуру. Наблюдается оформленная устойчивая организация совместной деятельности людей, направленная на удовлетворение социальных потребностей. Фактически речь идёт о социальном институте – не менее важном социальном институте, чем политика, искусство, образование или наука, но имеющем большую популярность в обществе благодаря охвату, трансформации передачи и воспроизведения фактически всех устойчивых форм общественных отношений. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Интернет даёт феноменальные возможности для реализации множества потребностей, социальных и культурных в первую очередь.