Создатели культуры XVIII века/ Дидро, Дени

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

МОУ Гимназия №3 "Мурманчане" для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

Дени Дидро
Портрет Дени Дидро работы Ванлоо (1767).jpg
Дата рождения: 5 октября 1713
Место рождения: Лангр
Дата смерти: 31 июля 1784
Место смерти: Париж


Французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

Мировоззрение

В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, а его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам государственную власть. Когда Дидро приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она беседовала с ним часами, но скептически отнеслась к проектам «Дени Первого» об уничтожении роскоши при дворе и обращении освободившихся средств на нужды народа, так же как к его проектам о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой.

Творчество

ДЕНИ ДИДРО. Портрет работы Ж.-О.Фрагонара.
В 1757 году появилась его первая пьеса «Внебрачный сын», а в следующем 1758 году другая — «Отец семейства». Само заглавие обоих произведений указывает на то, что их сюжетами послужили семейные отношения. В рассуждениях, сопровождавших эти пьесы, Дидро устанавливает новый вид драматического искусства, который он называет «серьёзным жанром». «Серьёзный жанр» снимал границы, отделявшие аристократические классы от низших, возвышенные чувства от будничных. Он писал не только о литературе, но и об изобразительных искусствах («Салоны») и об искусстве актёра («Парадокс об актёре»). В своих «Салонах» он сближал живопись и скульптуру с литературой, требовал «нравственных картин» и рассматривал изобразительные искусства как своеобразное средство воздействия на умы. «Парадокс об актёре» до сих пор не утратил своего значения по богатству и оригинальности мыслей. Актёр должен играть обдуманно, изучив природу человека, неуклонно подражая какому-нибудь идеальному образцу, руководимый своим воображением, своей памятью, — такой актёр будет всегда равно совершенен: все у него размерено, соображено, изучено, приведено в стройный порядок.

Из беллетристических произведений Дидро наибольшей известностью пользуется «Жак Фаталист» (1773) и в особенности «Племянник Рамо» (опубликовано посмертно), лучшее из его художественных произведений. «Жак Фаталист» — повесть о странствиях и приключениях двух приятелей. Рамо, герой другой повести — талантливый циник, одновременно отталкивающий своей беспринципностью и привлекающий своими парадоксальными суждениями. В его лице Дидро воплотил всё отвратительное, что таилось в недрах старого общества.

Подвиг Дидро

Мемориальная доска на доме, где Д.Дидро Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 9.
Дидро обладал широким и всесторонним образованием, солидными знаниями в области философии и естествознания, социальных наук, литературы, живописи, театра.

Его величайшим подвигом было создание «Энциклопедии», первый том которой вышел в 1751 году, и которая с перерывами издавалась в течение двадцати девяти лет. Во всех её статьях чувствуется влияние мысли Дидро, писателя, окрашивавшего умонастроением тогдашнего передового класса все разнообразные темы, которых он касался.

Персональные инструменты
Инструменты