Создатели культуры XVIII века/Творчество Грея, Томаса

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

ГОУ СОШ №1399 Хоббидогс для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

Томас Грей

Gray0004.jpg Портрет Томаса Грея

Томас Грей - один из ранних предшественников романтизма в английской поэзии, английский поэт-сентименталист и филолог. Родился 26 декабря 1716 в Лондоне, умер 30 июля 1771.

В 1725 Грей был послан в Итонский колледж. В 1734 его приняли в Кембриджский университет. Он получил ученую степень по юридическим наукам и остался при университете,где в 1768 году получил звание профессора новой истории. Поэтическая деятельность Г. началась в 1747 году, опубликованием "Оды, написанной при виде Итонского колледжа", за которой последовали "Пиндарические оды" (1750 - 1757), из этих последних выделяются оды "Прогресс поэзии" и "Бард".

Eton colledge from the river.jpg Вид на Итонский колледж, где учился Томас Грей

Самое известное стихотворение Томаса Грея – «Элегия, написанная на сельском кладбище». Стихотворение было опубликовано в 1751 и сразу же завоевало широкого читателя: в 1751 вышло пять изданий, в последующие 20 лет – еще восемь. Это развернутое, в 32 песнях размышление о человеческой участи. В «Элегии», которой Грей обязан своей общеевропейской известностью, нет места смятенным порывам отчаяния и скорби, она освещена не зловещим ночным мраком, а последними отблесками заката, на смену которому незаметно приходят тихие сумерки.

Элегия начинается описанием спускающегося на землю ночного сумрака.


В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина, повсюду мертвый сон;

Now fades the glimm’ring landscape on the sight,

And all the air a solemn stillness holds…


Поэт бродит по ночному кладбищу, всматривается в надписи на могилах.


Здесь праотцы села в гробах уединенных

Навеки затворясь, сном непробудным спят…

Each in his narrow cell for ever laid,

The rude forefathers of the hamlet sleep…


Спокойны и тихи и раздумья поэта (Грей воспользовался в «Элегии» самым медлительным размером, какой возможен в английской поэзии). Среди могил поэт слышит звуки, напоминающие о жизни: шаги усталого пахаря, мычание коров, возвращающихся с пастбища, и позвякивание их колокольчиков... Смерть здесь предстает как естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы (умершие по-прежнему живут в памяти односельчан). Поэт задумывается над судьбами тех, кто нашел вечный покой на этом заброшенном деревенском погосте:


Быть может, здесь погребен какой-нибудь Гампден незнаемый, грозный

Мелким тиранам села, иль Мильтон немой и неславный,

Или Кромвель, неповинный в крови сограждан.


Примирительная нотка, звучащая здесь, очень характерна для Грея. Он не сетует на несправедливость общества, в котором угасли способности людей, призванных, быть может, на великие дела. Если они не смогли проявить себя в добре, то зато избежали и зла; судьба провела их сквозь жизнь тихой тропинкой, «вдали от шумной толпы». В «Элегии, написанной на сельском кладбище» тенденции кладбищенской лирики, размышления о бренности всего земного сочетаются с прославлением крестьянского труда и патриархально-идиллической крестьянской жизни. Говоря об умерших поселянах, Г. прославляет в восторженных и патетических нотах скромный, незаметный труд , вполне понимая его значение. Общим фоном элегии остаются меланхолические рассуждения о смерти, одинаково неизбежной для нищих и королей. Именно с этой точки зрения жизнь бедняка пользуется предпочтением поэта. Эта жизнь так непривлекательна, что не вызывает в момент смерти особых сожалений.

Г. предпочитает мирную жизнь в сельском уединении пустой, хоть и блестящей жизни света. Он выбирает сельскую идиллию, которая позволяет пройти жизненный путь без волнений и тревог, в тихих радостях единения с природой.


И здесь спокойно спят под сенью гробовою –

И скромный памятник в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбою простою,

Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.

Yet ev’n these bones from insult to protect,

Some frail memorial still erected nigh,

With uncouth rhymes and shapeless sculpture deck’d,

Implores the passing tribute of a sigh.


Одна картина природы сменяется другой. Все они по-разному воспринимаются героем. И каждая оставляет свой след. Красота природы проецируется на его чувства, вызывая симпатии к людям, возвышенные мысли о величии окружающего, стремление слиться с природой. Так в элегии создается гармония между человеком и Вселенной. Она возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными миражами. Мерное течение рифмованного стиха, которым написана Элегия, плавные переходы от одного описания к другому, обилие типично сентименталистских сравнений создают спокойный тон, наводящий на раздумья о себе и своем времени.

В Элегии создан лирический образ поэта; Г. запечатлен в нем свойственные сентименталистам представления о поэтической натуре. Поэт изображается как человек, «чувствительный душою и кроткий сердцем», любящий уединение на фоне природы.


Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,

Он часто уходил в дубраву слезы лить,

Как странник, родины, друзей, всего лишенный,

Которому ничем души не усладить.

Him have we seen the greenwood side along,

While o’er the heath we hied, our labour done,

Now drooping, woeful-wan, like one forlorn,

Or craz’d with care, or cross’d in hopeless love


«Элегия, написанная на сельском кладбище» — один из классических памятников поэзии английского сентиментализма — пережила свое время. К ней не раз обращались поэты-романтики. Жуковский переводил ее дважды, и в молодости, и на склоне лет, после того как совершил паломничество в деревеньку Сток-Поджис, где, по преданию, была написана «Элегия». Во Франции ее перевел молодой Шатобриан, в Италии — Уго Фосколо.

Castle1.jpg Замок и сад Виндзор, близ которого, по преданию, была написана «Элегия»

Грей проявлял большой интерес к кельтской и скандинавской поэзии, древние памятники которой он изучал по латинским переводам. Так возникли его поздние оды, например «Роковые сестры», «Нисхождение Одина», где спокойная созерцательность «Элегии» и других более ранних стихотворений Грея уступает место бурному драматизму страстей и причудливому сочетанию величавых и устрашающих образов, восходящих к древнему эпосу. Валькирии во время боя ткут свою зловещую ткань; их станок — сверкающие копья, пряжа — человеческие внутренности, окровавленные стрелы — ткацкий челнок... («Роковые сестры»). Один спускается в пропасть ада и магическими заклинаниями вызывает из праха умершую пророчицу, которая предвещает ему смерть Бальдура и грядущий мировой пожар и гибель богов («Нисхождение Одина»). По своим мрачным настроениям и образам эти поздние оды Грея до некоторой степени предвещают поэтику романтизма. То же можно сказать и об оде «Бард», навеянной средневековыми валлийскими преданиями и имеющей под собой некоторую историческую основу: валлийский бард, последним оставшийся в живых из всех своих собратьев, истребленных по приказу английского короля Эдуарда I, охваченный пророческим огнем, проклинает поработителя валлийских земель и предвещает страшное возмездие, которое постигнет потомков короля. Сама природа вопиет об отмщении: голос разгневанного старца сливается с грозным ревом горного потока, древние «дубы-великаны» угрожают своими могучими ветвями королю-захватчику. В подзаголовке Грей назвал свою оду «пиндарической»: эта форма, впоследствии близкая романтикам, например Шелли, как бы расковывала поэтическую речь, позволяя автору прибегать к неожиданным перебоям ритма в соответствии со стремительным и драматическим развитием лирической темы.


Томас Грей слывет самым образованным из английских поэтов после Мильтона, его стиль отличается академичностью, традиционализмом и тщательностью отделки. Увлечение Средневековьем и тонкое восприятие пейзажей Альп и Озерного края позволяют видеть в нем предтечу поэтов-романтиков 19 в. Грея помнят и как одного из лучших в Англии мастеров эпистолярного жанра. Сохранилось более 500 его писем, запечатлевших картину жизни в Кембридже в 18 в.

Персональные инструменты
Инструменты