Создатели культуры XVIII века/Беллотто, Бернардо

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

МОУ Гимназия №3 "Мурманчане" для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

Беллотто, Бернардо
Дата рождения: 1721
Дата смерти: 1780


«Каналлетто Младший»

БЕРНАРДО БЕЛЛОТТО. ПЛОЩАДЬ САН МАРКО, ВЕНЕЦИЯ.
Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto) (1721-1780), итальянский художник, мастер ведуты родился в Венеции, в семье живописца-ведутиста Л. Беллотто и Ф. А. Каналь, сестры художника Дж. А. Каналя (Каналетто). С 1735 года учился у своего дяди, получив то же прозвище. В последующем его называли также "Каналетто Младшим", часто путая их произведения. На фоне яркой и мажорной праздничности картин его дяди художественный строй картин Беллотто выглядит педантичным: младший мастер предпочитал сдержанный, прохладный колорит и более строгую манеру письма. В его крупных композициях, приближающихся по масштабу к панно и часто составляющих большие циклы, огромные городские и природные пространства, равно как и архитектура, выглядят, при всей своей "зеркальной" идентичности, как бы дополнительно облагороженными.

Мастер ведуты

БЕРНАРДО БЕЛЛОТТО. АКВЕДУК И РИМСКАЯ АРКА В ВЕНЕТО.
Работал в Италии (Венеции, Риме и других городах), но большей частью за ее пределами - в Дрездене (1747-1759), Вене (1759-1760), Мюнхене (1761), снова в Дрездене (1762-1767). Побывал в Петербурге (1768), затем жил в Варшаве. Подобно Дж. А. Каналю, сочетал принципы барокко и классицизма, доведя с помощью камеры-обскуры технику ведуты (топографически-точного пейзажного вида) до совершенства. Среди лучших его картинных серий, в первую очередь, следует назвать виды Дрездена и Пирны, выполненные по заказу Г. Брюля - министра саксонского курфюрста Августа III (1747-1755). Руководствуясь желанием курфюрста, Беллотто документально изображал самые значительные архитектурные ансамбли для королевской семьи — увеселительный ансамбль Цвингер и старые примыкающие к нему постройки, площади старых и новых кварталов города. «Площадь Нового рынка в Дрездене» (1749, Дрезден, Картинная галерея; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) — самое раннее полотно серии. Глядя на этот вид, ощущаешь рационализм мышления художника-ведутиста, конструирующего это одновременно правдивое и иллюзорное пространство, уподобленное некой «пространственной реальности», то есть такой реальности, какой ее представлял себе живописец века Просвещения. В центре площади, как на подмостках сцены, представлены отдельные мизансцены — встречи беседующих горожан, гуляющие пары, схватка дерущихся собак, разъезд карет с сопровождающими их всадниками. Зоны света и тени четко по диагоналям делят изображенное в ведуте пространство.
Вид Варшавы с берега Праги.
Хранятся работы в основном в галерее "Старые мастера" в Дрездене; часть - в петербургском Эрмитаже и московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также польские виды, созданные при дворе короля Станислава Августа (Понятовского). Его произведения оказались неоценимым подспорьем при восстановлении исторического центра Варшавы (а позднее - центра Дрездена) после разрушений Второй мировой войны.

Умер Беллотто в Варшаве 17 октября 1780.

Персональные инструменты
Инструменты