Советско-китайский конфликт
Рассказ Героя Советского Союза Бубенина Виталия Дмитриевича.
Около часа продолжался бой. Все реже и реже слышались автоматные очереди с нашей стороны. На китайском берегу раздался орудийный выстрел. Вначале один, затем другой. Леденящий душу вой мин накрыл остров. Одна мина взорвалась совсем рядом, смертельно ранив Ивана Ветрича и зацепив меня. Я потерял сознание. Через какое – то время очнулся. Открыл глаза и ничего не увидел. Передо мной брезжил мутно-кровавый свет. Голова раскалывалась от боли. Тошнота подступала к горлу. Протер снегом лицо, увидел, что снег в руке кровавый. Осмотрелся, с удивлением отметил, что нахожусь совсем в другом месте, под каким- то деревом. Это меня туда взрывной волной отбросило. Сверху густо сыпались ветки, а в дерево роем впивались пули. Вдруг тоненькая русская березка жалобно заскрипела, взмахнула замерзшими ветвями и со стоном упала на кровавый снег, прикрыв меня своими нежными белыми ветвями, как бы защищая меня от огня. Ее срубили пулеметные очереди, которые предназначались мне.
Бой продолжался. Наши солдаты, истекая кровью, расстреливали последние патроны. Стало ясно – надо выводить личный состав из – под минометного обстрела, иначе всех уничтожат. Приказал отползать назад, под прикрытие берега. Но понял, меня не слышат. Приподнялся на колени и на крепком русском языке подавал команды. Позже, когда лежали в госпитале, солдаты признавались, что вначале посчитали меня погибшим. А когда услышали мой голос, поняли, командир жив, а это значит все будет в порядке.
Плотная масса китайцев, спрыгнув с крутого берега, устремилась на остров через протоку. Расстояние до них – 200 метров. Я открыл огонь с обоих пулеметов на поражение. Наше появление у них в тылу оказалось для них настолько неожиданным, что бегущая толпа резко замедлила ход и остановилась, будто наткнулась на бетонную стену. Они были в полной растерянности, даже огонь вначале не вели. Расстояние между нами быстро сокращалось. Китайцы падали, как подкошенные, многие повернули и бросились на свой берег. Они карабкались на него, но сраженные, сползали вниз. Китайцы открыли огонь по своим, пытаясь вернуть их в бой. Те кого развернули, стали группами пробиваться на остров. В какой – то момент они оказались настолько близко, что мы их расстреливали в упор, били бортом и давили колесами...
…По официальным данным, за два с небольшим часа мы уничтожили до 248 китайских солдат и офицеров только на острове. Сколько мы расстреляли на протоке неизвестно. С нашей заставы погибло 8 пограничников, 14 ранено".