Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу самых крупных и старейших в стране. Основанный в 1885 году, он на протяжении долгих лет являлся одним из немногих общедоступных художественных собраний в доревалюционной России.
Основателем музея был известный художник-пейзажист, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук писателя Александра Николаевича Радищева.
Боголюбов родился в селе Померанье Новгородской губернии в семье военного. Однако на склоне лет он напишет в своих "Записках моряка-художника": "По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева". Мать Боголюбова, Фекла Александровна, была дочерью А.Н.Радищева. С детства она воспитала в своих сыновьях уважение к памяти их знаменитого деда. Это высокое чутво фамильной гордости Боголюбов сохранил на всю жизнь.
В Саратовской губернии находилось родовое имение. Во второй половине 19 века оно принадлежало потомкам А.Н.Радищева. Боголюбов не раз бывал там. Создание Радищевского музея стало делом всей его жизни, которому пришлось отдать немало сил и энергии. Одна из основных трудностей состояла в существовании так называемого "радищевского вопроса": на протяжении многих десятилетий, прошедших со дня трагической кончины великого просвятителя, его имя оставалось под запретом.
Боголюбовское начинание было новым и необычным для Саратова, который в ту пору называли "столицей Поволжья". Боголюбов решил назвать музей в память деда, чтобы навеки связать имя А.Н.Радищева с делом просвящения народа и художественного образования юношества. Саратовская дума получила предложение организовать не только музей, но и рисовальную школу при нем. Саратовским властям понадобилось известное время, чтобы вникнуть в смысл сделанного им предложения. Официальное согласие городская дума дала Боголюбову лишь в 1878 году.
Только в мае 1883 года состоялась закладка здания. Сооружалось оно по проекту петербургского архитектора И.В. Штрома. Сравнительно быстро было возведено внушительных размеров двухэтажное кирпичное здание, предназначенное для размещения обширных музейных коллекций, чуть больше года продолжалась отделка внутренних помещений.
В начале 1885 года в Саратов прибыли экспонаты будущего музея, собиравшиеся Боголюбовым в течении многих лет.