Романтизм

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Романтизм

(франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 веков. Пришедший на смену идеологии Просвещения, Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивилизации с её господством «бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения народных масс, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом.

Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.


Изобразительное искусство

В изобразительных искусствах Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре. В архитектуре Романтизм получил слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так называемой ложной готики.

Ложная готика (псевдоготика), направление в архитектуре 18-19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики. Предромантический декоративный характер носила в 18 -- нач. 19 вв. (постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические, так и русские средневековые мотивы).

Первые предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве испанского художника Ф. Гойя (1746 - 1828), исполненном страстного протеста против феодального и национального гнёта и насилия, а во Франции - в некоторых романтически взволнованных портретах, созданных Ж. Л. Давидом (1748 - 1825) в период буржуазной революции конца 18 в., в ранних, полных напряжённого драматизма батальных картинах и портретах А. Ж. Гро (1771 - 1835), в проникнутых мечтательным лиризмом произведениях П. П. Прюдона (1758 - 1823).

Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции, где художники, реформируя систему выразительных средств, динамизировали композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма (живопись Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, пластика П.Ж. Давида д'Анже, А.Л. Бари, Ф. Рюда). В Германии и Австрии раннему романтизму свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистические настроения (портреты и аллегорические композиции Ф.О. Рунге, пейзажи К.Д. Фридриха и Й.А. Коха), стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи 15 века (творчество назарейцев); своеобразным сращением принципов романтизма и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (творчество Л. Рихтера, К. Шпицвега, М. фон Швинда, Ф.Г. Вальдмюллера). В Великобритании романтической свежестью живописи отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, фантастичностью образов и необычностью выразительных средств – работы У. Тёрнера, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения – творчество мастеров позднеромантического движения прерафаэлитов Щ.Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонса, У. Морриса и др.). В других странах Европы и Америки романтическое движение было представлено пейзажем (живопись Дж. Иннесса и А.П. Райдера в США), композициями на темы народного быта и истории (творчество Л. Галле в Бельгии, Й. Манеса в Чехии, В. Мадараса в Венгрии, П. Михаловского и Я. Матейко в Польше и др.). Историческая судьба романтизма была сложной и неоднозначной. Теми или иными романтическими тенденциями было отмечено творчество крупных европейских мастеров 19 века – художников барбизонской школы, К. Коро, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле, Э. Мане во Франции, А. фон Менцеля в Германии и др. В то же время сложный аллегоризм, элементы мистики и фантастики, подчас присущие романтизму , нашли преемственность в символизме, отчасти – в искусстве постимпрессионизма и стиля модерн.

Литература

Романтизм в литературе сложился на рубеже 18 - 19 вв. Он сохранял преемственную связь с сентиментализмом, с течением «Бури и натиска» в нем. поэзии, а также с традициями английского «готического романа». Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного искусства неприменимыми к изображению современного им мира и популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так в литературе появились, наряду с романтической драмой новеллы, сказки лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой, романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией, резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни; наконец, богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику, широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир человека.


Музыка

Романтизм - одна из наиболее ярких и значительных эпох в истории музыкального искусства. Еще в 18 в. возникают течения, в той или иной мере предвещающие музыкальный Романтизм [напр., сентиментализм, представленный в оперном творчестве П. А. Монсиньи и А. М. Гретри (Франция), в клавирной музыке Ф. Э. Баха (Германия)]. Романтические черты проявились в творчестве В. А. Моцарта (Австрия), напр. в опере «Дон Жуан» (1787); в операх композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 в. (Л. Керубини и др.); в некоторых произведениях Л. Бетховена 1800 - 10-х гг. (6-я симфония - «Пасторальная», 1808, ряд фортепьянных сонат, песен и др.).

Как самостоятельное направление Романтизм сложился в музыке к середине 10-х гг. 19 в. почти одновременно в Австрии (Ф. Шуберт, 1797 - 1828), Германии (Э.Т.А. Гофман, 1776 - 1822, К. М. Вебер, 1786 - 1826, Л. Шпор, 1784 - 1859, и др.), Италии (Н. Паганини, 1782 - 1840, Дж. Россини, 1792 - 1868), а также в творчестве жившего в России ирландского композитора Дж. Фильда (1782 - 1837), позднее во Франции (Ф. Буальдьё, 1775 - 1834). Дальнейшее развитие музыкального Романтизма (2-я четверть 19 в.) связано с именами: в Польше - Ф. Шопена (1810 - 49), в Германии - Ф. Мендельсона-Бартольди (1809 - 47), Р. Шумана (1810 - 56), Р. Вагнера (1813 - 83), в Венгрии (и Германии) - Ф. Листа (1811 - 86), во Франции - Г. Берлиоза (1803 - 69), Д. Ф. Обера (1782 - 1871), Дж. Мейербера (1791 - 1864), Л. Герольда (1791 - 1833), в Италии - В. Беллини (1801 - 35), раннего Дж. Верди (1813 - 1901) и др. В России Романтизм нашёл отражение в творчестве А. А.Алябьева (1787 - 1851) и А. Н. Верстовского (1799 - 1862), отчасти в ранних произведениях М. И. Глинки (1804 - 57).

В музыкальном Романтизме преобладало прогрессивное направление. В творчестве передовых композиторов-романтиков получили выражение национально-патриотические и демократические идеи, связанные с освободительными движениями против национального и социального гнёта, с протестом против подавления человеческой личности в условиях феодально-буржуазного строя. Такие произведения, как цикл песен «Лира и меч» Вебера (1814), кантата («героическая сцена») «Греческая революция» Берлиоза (1826), увертюра «Polonia» («Польша») Вагнера (1832 - 36) идр., явились непосредственными откликами на события большого общественного значения. Революционным пафосом, глубокой патриотической идеей проникнут ряд фортепьянных произведений Ф. Шопена, в том числе этюд до минор опус 10, № 12 (1831). Интерес к народной жизни, к народным сказаниям и песням, к национальной культуре, историческому прошлому, любовь к природе - отличительные черты творчества выдающихся представителей национальных романтической школ. Отсюда - расцвет народно-бытовой и фантастической оперы («Вольный стрелок» Вебера, 1820, пост. 1821, «Аскольдова могила» Верстовского, 1835), романтико-героической оперы («Вильгельм Телль» Россини, пост. 1829, «Гугеноты» Мейербера, 1835, пост. 1836, «Тангейзер» Вагнера, 1845, и др.), развитие жанров баллады, песни, танца (Шуберт, Шуман, Шопен, Лист и др.), программной симфонии («Фантастическая симфония» Берлиоза, 1830, «Шотландская симфония» Мендельсона, 1830 - 42,) программной концертной увертюры («Сон в летнюю ночь» Мендельсона, 1826), симфонической поэмы («Прелюды» Листа, 1848 - 54), концертных музыкально-драматических произведений («Осуждение Фауста» Берлиоза, 1846), характеристических фортепьянных пьес («Карнавал» Шумана, 1835) и т. д. Особое внимание романтиков к душевному миру человека влекло за собой повышение роли лирики, поиски новых средств эмоциональной выразительности. Этим обусловлены значение в романтической музыке жанров романса-песни (Шуберт, Шуман, Алябьев), лирической фортепьянной миниатюры (Шуберт, Шуман, Шопен, Мендельсон), «лиризация» симфонии («Неоконченная симфония» Шуберта, 1823) и камерной музыки, а также использование песенных тем в инструментальных произведениях. Неудовлетворённость действительностью, подчас трагическое восприятие жизни, её противоречий приводят к углублённому психологизму, расширяют сферу лирики в сторону драматических и трагических эмоций. Острым драматизмом, революционной страстностью наполнены многие произведения Шопена, героика и яркая патетика присущи ряду сочинений Листа, страстным протестом дышат произведения Шумана, бунтарством - Берлиоза.Темы изгнанничества, тоски отчётливо звучат в лирики Алябьева, раннего Глинки.


Театр

Под воздействием освободительного движения 10 - 30-х гг. 19 в. в театре различных европейских стран формируется прогрессивное направление Романтизма, главным содержанием которого является протест против несправедливости существующего строя. При всём различии национально-исторического содержания творчества крупнейших актеров романтического театра - П. С. Мочалова (1800 - 48) в России, Э. Кина (1787 - 1833) в Англии, Л. Девриента (1784 - 1832) в Германии, Г. Модена (1803 - 61) и А. Ристори (1822 - 1906) в Италии, П. Бокажа (1799 - 1862), М. Дорваль (1798 - 1849), А. Леметра (1800 - 76) во Франции, Г. Эгрешши (1810 - 66) в Венгрии и др. - их роднил гуманизм, страстная ненависть к мещанскому филистерству, к клерикальной и феодальной реакции. Творчество этих актёров, проникнутое революционно-демократическими и национально-освободительными идеями, утверждало новый тип героя - человека, живущего мечтой о свободе и справедливости. Общественный пафос прогрессивного Романтизма порождал в искусстве актёров бурную эмоциональность, яркую драматичную экспрессию. Для романтических актёров характерен культ сильной, свободной личности, высокого морального подвига и одновременно - трагическое обострение сценического образа, проистекающее из ощущения одиночества человека. Отсюда - одностороняя гиперболизация чувств, осложнение характера героя мотивами «мировой скорби», меланхолии, горькой иронии по отношению к собственным мечтам и порывам. Характерные особенности мировоззрения романтиков обусловили их разрыв с рационалистической эстетикой классицизма. Основой театральной эстетики Романтизма стало воображение и чувство. Восстав против классицистического принципа «облагороженной природы», актёры Романтизма сосредоточивали своё внимание на изображении противоречивых и контрастных сторон действительности. Стремясь достигнуть исторической характерности, яркой многокрасочности, они вносили в своё исполнение жизненные бытовые черты. Демократическое сочувствие к простому человеку порождало желание правдиво показать его на сцепе, конкретизируя не только внутренний, но и внешний облик. Напевная, стилизованная декламация, характерная для предыдущего периода развития сценического искусства, сменилась в игре актёров живой разговорной речью, способной благодаря своему интонационному разнообразию и богатству контрастных оттенков передать напряжённость душевной жизни персонажа, быструю смену психологического состояний. В театре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лишённый нарочитой балетной округлости и благородного величия, типичных для классицизма.

Реакционные тенденции Романтизма выразились в стремлении ряда актёров и режиссёров идеализированно воспроизвести на сцене «романтику» феодального средневековья, пробудить в зрителях монархические и националистические чувства, насытить спектакль религиозно-мистическим настроением, окутать события атмосферой тайны и рока. Эти черты были присущи постановкам французской трагедий Л. Ж. Лемерсье и Ф. Ренуара в период империи Наполеона I, немецких так называемых трагедий рока в конце 18 - начале 19 вв., пьес Н. В. Кукольника и др. в русском театре 30 - 40-х гг. 19 в.

Персональные инструменты
Инструменты